В Москве вышел спектакль памяти Дмитрия Брусникина

 
Союз театральных деятелей и Санкт-Петербургский Pop-up театр представили в Москве премьеру аудиоспектакля Семёна Александровского «Время, которое.». История спасения архива Всеволода Мейерхольда разыгрывается в тех самых стенах, где почти восемьдесят лет назад она происходила на самом деле – в библиотеке СТД на Страстном бульваре. Корреспондент «Театрала» побывала на первом показе. 

В Центральную научную библиотеку СТД я приезжаю в полдень. На входе дежурный выдает мне контрольный листок. «Добро пожаловать на спектакль «Время, которое.». Пожалуйста, следуйте инструкции», – замечаю я на обороте и прохожу в читальный зал. Вокруг обыкновенная библиотечная тишина, которая нарушается разве что скрипом половиц изредка проходящих по залу сотрудников, – и решительно никакого намека на предстоящее действие. Я в растерянности озираюсь: 

– Добрый день. Я вообще-то, на спектакль... 

Дежурный библиотекарь – вопреки стереотипам юная девушка с цветными волосами – с пониманием улыбается и протягивает мне листок требований. Я углубляюсь в алфавитный каталог. Начинаю выдвигать деревянные ящики в поисках карточки с названием спектакля, принимая правила игры: для чего-то весь этот ритуал, видимо, нужен. «Вопрос… Воспоминание…», – я бормочу ключевые слова. Наконец нахожу нужное. Заполняю листок. Семён Александровский. «Время, которое.». Спотыкаюсь о какую-то странную точку в конце фразы. И записываю библиотечный шифр.

Девушка все с той же загадочной улыбкой скрывается за книжными стеллажами и через минуту появляется вновь, неся в руках большую темно-красную папку на завязках. Этакую папку-ящик.

Я направляюсь в глубину читального зала и там вскрываю свое приобретение. Внутри обнаруживается простенький проигрыватель и большие наушники. Похоже, я буду единственным зрителем (а точнее – слушателем) – читальный зал в этот час совершенно пуст. 

Пьесу специально для спектакля написала драматург Ася Волошина. В основе сюжета – история о сотрудницах библиотеки, которые в конце 30-х годов, когда начался судебный процесс над Всеволодом Мейерхольдом, с риском для себя спасли документы о его постановках. Впрочем, эти женщины присутствуют в спектакле лишь мельком. В центре повествования – героиня, чья прабабушка была свидетельницей тех далеких событий и описала их в своем дневнике. Девушка решает найти дневник, угадав его местоположение по единственному сохранившемуся у нее листку с библиотечным шифром. 

Постановка стала одной из последних работ актера, режиссера и педагога Дмитрия Брусникина, чья жизнь трагически оборвалась в начале августа. В спектакле также звучат голоса Алёны Старостиной (Вита), Марии Крыловой (прабабушка Мила), Натальи Теняковой (Мила в конце 90-х), Николая Мартона (читатель библиотеки)... Надевая наушники, я как будто попадаю в сознание других людей. Из-за единства пространства – того, в котором нахожусь я, и того, в котором происходит действие, – погружение в события – почти физическое. 

И речь здесь, в общем, не о Мейерхольде. Точнее, не только о Мейерхольде. Скорее, о судьбах нескольких надломленных поколений – репрессии 30-х годов отпечатались шрамами не только на тех, кто их пережил, но и на тех, кто жил после, на нас всех. На каждом. Вита не из любопытства ищет дневник: то, что в нем изложено, касается и ее тоже. 

История собственной семьи долгие годы оставалась для нее тайной – о лагерном прошлом прабабки (наказание за дневниковые записи) она узнала, когда задать самые болезненные, терзающие вопросы было уже некому. В семье об аресте говорили как-то неохотно. Эти травмы так и не смогли зажить. Хотя чего стыдиться? «Чего стыдиться?», – спрашивает Вита. Стыдиться надо как раз не этого. 

И есть еще кое-что – вроде бы тоже очевидное, но опять же прозвучавшее очень лично: тоталитарная машина не щадила даже «своих». «Хороший советский человек» был беззащитен не меньше, чем члены тайного кружка, которые – страшно сказать – читали Бальмонта и Пастернака. 

Нестерпимо обжигающе звучит финальный монолог: «В лагере я родила девочку. Мне хотелось думать, что это твоя дочь. Но я не могла позволить себе даже этого. В дни допросов меня насиловали несколько раз». В какой-то момент эти слова перестают быть далекой абстракцией, историческим фактом. Они становятся криком. Возникает зверская картина, где человека загоняют в угол. И невозможно спастись, и некуда бежать, и, самое ужасное, бессмысленно бороться. На настоящую жестокость способен только человек. Он способен на осознанную жестокость. 

И снова взгляд упирается в эту странную точку «не по Розенталю»: «Время, которое.». Что это? Время, которое искалечило и раньше срока обрубило миллионы невинных жизней, как эта точка обрубила едва начатую фразу? Время, которое, дай нам бог, чтобы никогда не повторилось. 



Увидеть постановку можно в часы работы библиотеки СТД. Билеты на сайте «Время, которое.».  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
Читайте также


Читайте также

  • В театре «У Никитских ворот» поставили спектакль про одиночество

    В театре «У Никитских ворот» - премьера спектакля «Ганди молчал по субботам». История о приезжей женщине, которая в поисках пропавшего сына опустилась на самое дно жизни, превратившись в бомжа, основана на документальных событиях. ...
  • В Музыкальном театре ставят редкую оперу

    «Влюбленный дьявол», единственное оперное произведение композитора Александра Вустина, станет первой премьерой Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в 2019 году. Создание спектакля, премьера которого состоится 15 февраля, по словам композитора, «было вызвано не заказом, а дружеским предложением и, если хотите, внутренним побуждением. ...
  • Главный театр Венеции приедет в Москву

    Для московских гастролей Театр Стабиле дель Венето выбрал одну из лучших комедий Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки». По сведениям «Театрала», режиссер Паоло Валерио представил произведение Гольдони как многофигурную живописную фреску, многоголосный хор, галерею ярких мужских и женских характеров. ...
  • Большой театр и Метрополитен-опера представят совместные спектакли

    Большой театр и Метрополитен-опера готовят три совместных спектакля. Постановки планируется представить в 2021-2022 годах в Москве и Нью-Йорке. Об этом в четверг сообщил гендиректор Большого театра Владимир Урин на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме. ...
Читайте также