В Москве вышел спектакль памяти Дмитрия Брусникина

 
Союз театральных деятелей и Санкт-Петербургский Pop-up театр представили в Москве премьеру аудиоспектакля Семёна Александровского «Время, которое.». История спасения архива Всеволода Мейерхольда разыгрывается в тех самых стенах, где почти восемьдесят лет назад она происходила на самом деле – в библиотеке СТД на Страстном бульваре. Корреспондент «Театрала» побывала на первом показе. 

В Центральную научную библиотеку СТД я приезжаю в полдень. На входе дежурный выдает мне контрольный листок. «Добро пожаловать на спектакль «Время, которое.». Пожалуйста, следуйте инструкции», – замечаю я на обороте и прохожу в читальный зал. Вокруг обыкновенная библиотечная тишина, которая нарушается разве что скрипом половиц изредка проходящих по залу сотрудников, – и решительно никакого намека на предстоящее действие. Я в растерянности озираюсь: 

– Добрый день. Я вообще-то, на спектакль... 

Дежурный библиотекарь – вопреки стереотипам юная девушка с цветными волосами – с пониманием улыбается и протягивает мне листок требований. Я углубляюсь в алфавитный каталог. Начинаю выдвигать деревянные ящики в поисках карточки с названием спектакля, принимая правила игры: для чего-то весь этот ритуал, видимо, нужен. «Вопрос… Воспоминание…», – я бормочу ключевые слова. Наконец нахожу нужное. Заполняю листок. Семён Александровский. «Время, которое.». Спотыкаюсь о какую-то странную точку в конце фразы. И записываю библиотечный шифр.

Девушка все с той же загадочной улыбкой скрывается за книжными стеллажами и через минуту появляется вновь, неся в руках большую темно-красную папку на завязках. Этакую папку-ящик.

Я направляюсь в глубину читального зала и там вскрываю свое приобретение. Внутри обнаруживается простенький проигрыватель и большие наушники. Похоже, я буду единственным зрителем (а точнее – слушателем) – читальный зал в этот час совершенно пуст. 

Пьесу специально для спектакля написала драматург Ася Волошина. В основе сюжета – история о сотрудницах библиотеки, которые в конце 30-х годов, когда начался судебный процесс над Всеволодом Мейерхольдом, с риском для себя спасли документы о его постановках. Впрочем, эти женщины присутствуют в спектакле лишь мельком. В центре повествования – героиня, чья прабабушка была свидетельницей тех далеких событий и описала их в своем дневнике. Девушка решает найти дневник, угадав его местоположение по единственному сохранившемуся у нее листку с библиотечным шифром. 

Постановка стала одной из последних работ актера, режиссера и педагога Дмитрия Брусникина, чья жизнь трагически оборвалась в начале августа. В спектакле также звучат голоса Алёны Старостиной (Вита), Марии Крыловой (прабабушка Мила), Натальи Теняковой (Мила в конце 90-х), Николая Мартона (читатель библиотеки)... Надевая наушники, я как будто попадаю в сознание других людей. Из-за единства пространства – того, в котором нахожусь я, и того, в котором происходит действие, – погружение в события – почти физическое. 

И речь здесь, в общем, не о Мейерхольде. Точнее, не только о Мейерхольде. Скорее, о судьбах нескольких надломленных поколений – репрессии 30-х годов отпечатались шрамами не только на тех, кто их пережил, но и на тех, кто жил после, на нас всех. На каждом. Вита не из любопытства ищет дневник: то, что в нем изложено, касается и ее тоже. 

История собственной семьи долгие годы оставалась для нее тайной – о лагерном прошлом прабабки (наказание за дневниковые записи) она узнала, когда задать самые болезненные, терзающие вопросы было уже некому. В семье об аресте говорили как-то неохотно. Эти травмы так и не смогли зажить. Хотя чего стыдиться? «Чего стыдиться?», – спрашивает Вита. Стыдиться надо как раз не этого. 

И есть еще кое-что – вроде бы тоже очевидное, но опять же прозвучавшее очень лично: тоталитарная машина не щадила даже «своих». «Хороший советский человек» был беззащитен не меньше, чем члены тайного кружка, которые – страшно сказать – читали Бальмонта и Пастернака. 

Нестерпимо обжигающе звучит финальный монолог: «В лагере я родила девочку. Мне хотелось думать, что это твоя дочь. Но я не могла позволить себе даже этого. В дни допросов меня насиловали несколько раз». В какой-то момент эти слова перестают быть далекой абстракцией, историческим фактом. Они становятся криком. Возникает зверская картина, где человека загоняют в угол. И невозможно спастись, и некуда бежать, и, самое ужасное, бессмысленно бороться. На настоящую жестокость способен только человек. Он способен на осознанную жестокость. 

И снова взгляд упирается в эту странную точку «не по Розенталю»: «Время, которое.». Что это? Время, которое искалечило и раньше срока обрубило миллионы невинных жизней, как эта точка обрубила едва начатую фразу? Время, которое, дай нам бог, чтобы никогда не повторилось. 



Увидеть постановку можно в часы работы библиотеки СТД. Билеты на сайте «Время, которое.».  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Поднятые Тургеневым проблемы существуют в каждой семье»

    В декабре прошлого года художественным руководителем Театра на Перовской была назначена Гульнара Галавинская. За три с небольшим месяца она не только составила подробный творческий план на ближайшие календарный год, но и успела поставить новый спектакль – «Отцы и дети» по роману Тургенева. ...
  • В Театре на Малой Бронной покажут «Квартиру Коломбины»

    В Театре на Малой Бронной 9 апреля состоится премьера спектакля «Квартира Коломбины» по пьесе Людмилы Петрушевской. Главную роль исполнит Вера Бабичева.  «Квартира Коломбины» - это путешествие одной героини, примеряющей на себя четыре разные судьбы, - говорится в аннотации к спектаклю. ...
  • Юрий Грымов решился на откровения

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов готовит встречу со зрителями, которая назначена на 7 апреля и пройдет в формате творческого вечера. Также в программе – демонстрация короткометражного фильма Юрия Грымова «Мужские откровения» (1996) по новелле Ренаты Литвиновой. ...
  • Выходит в свет апрельский «Театрал»

    На страницах апрельского номера (см. подписка) вы прочтете: - почему Александр Калягин борется за новую редакцию Закона о культуре;   - в чем писатель Денис Драгунский видит признаки театра абсурда;   - каким был Владимир Этуш;   - зачем Алексей Бородин вновь обратился к Тому Стоппарду;   - почему Валерию Фокину понадобилась биография Сталина;   - кого играет Дмитрий Бозин;   - как Александра Ширвиндта чествовали в Китае;   - ради кого джазмен Вадим Эйленкриг задумал новый фестиваль;   - в чем секреты успеха Александра Домогарова;   - что готовят в кулинарном театре: мастер-класс Юрия Макеева;   - кто заразил Аню Чиповскую театром;   - как шутят вахтанговцы: стихи Рубена Симонова;   - почему Музей Москвы не мыслит своего существования без театра: интервью с директором Алиной Сапрыкиной;   - в чем сегодня конфликт поколений: колонка искусствоведа Дмитрия Трубочкина; - какие сюрпризы готовит фестиваль «Мир русского театра»; - о чем мечтает руководитель Московского губернского театра: интервью с директором;   - кому поможет «Театрал»: благотворительный вечер в киноклубе «Эльдар»; - какие проблемы тревожат директоров столичных театров; - где поужинать истинному театралу; - где развеять скуку в марте: репертуар и афиши театров. ...
Читайте также