«Документальный театр – это то, что происходит вокруг нас»

 
В Москве завершился Всемирный конгресс Международной ассоциации университетских театров (AITU–IUTA), одно из мероприятий которого посвящалось «Образному решению документального театра». Дискуссия с таким названием состоялась в Деловом центре республики Беларусь, в ней приняли участие представители театра МОСТ, «Театра.doc» и фестиваля «Любимовка».

«Насколько нам самим интересна наша повседневность?» – вот, пожалуй, основной вопрос, вокруг которого строилась дискуссия.

«Если документальный театр – это то, что происходит вокруг, то не получится ли так, что персонаж окажется просто серым листком бумаги?» - задали вопрос режиссеру «Театра.doc» Юрию Шехватову.

Как выяснилось, работать с современным материалом, несмотря на его, казалось бы, видимую доступность, зачастую труднее, чем с историческим материалом.

Драматург, арт-директор фестиваля «Любимовка» Михаил Дурненков сказал: «Историю принца датского все знают, его хоть женщиной на сцене сделай – всё можно! Все поймут, о чем это, потому что у всех в голове есть классический текст, а современную историю мы обязаны пересказать дословно!»

«Актерская игра в документальном спектакле – это совсем другая история, - убежден режиссер театра МОСТ Георгий Долмазян. – Здесь не работают привычные режиссерские примочки, которые сработают, условно, при постановке «Бесприданницы». Удивительно, но факт - иной раз кажется, что ты лучше знаешь Князя Мышкина, чем современного человека!».

Есть проблемы иного порядка, более сложные, о чем говорила, например, актриса «Театра.doc» Наргиз Абдуллаева: «Документальный театр предполагает участие в спектаклях подлинных персонажей. Но это всегда нелегко. Как рассказать о жизни тувинцев? Это ведь довольно закрытые люди. Мне удалось их разговорить, даже написать пьесу, но играть на сцене самих себя они отказались».

С другой стороны, в работе с современным материалом есть и безусловные преимущества. Прежде всего, богатство и разнообразие исходного материала.

В основу спектакля может быть взят, в принципе, любой текст, например, интервью с донорами.

«Любой спектакль – это решение документального материала, – говорит Юрий Шехватов. – Мы берем документ и читаем его со сцены. Документальный материал – это основа. Документальный материал, прочитанный со сцены моим голосом, – это уже спектакль, это искусство».

«Немаловажно в работе современного режиссера и то, что всегда есть возможность прямого контакта с драматургом – он жив, а вот с Чеховым не встретиться, не поговорить», – считает Михаил Дурненков.

«И уж тем более легко встретиться с персонажем-современником, поговорить, узнать, о чем он думает, как думает, дойти до сути, – дополняет Дмитрий Кривочуров. – Смысл театра в том, чтобы рассказывать истории. Документальный театр – это история сегодня и это интересней, чем жизнь сто лет назад».

О том, как ведутся поиски современных авторов, рассказал Евгений Казачков: «Ежегодно нам на фестиваль «Любимовка» присылают 500-700 пьес. Автор может быть из любой точки мира. Условий всего два: автор должен быть не старше 45 лет и писать на русском языке. Из этих 500-700 отбирают 30 пьес, распределяют среди режиссеров и идут читки, дискуссии. Мы ищем автора, а не пьесу! Мы взращиваем авторов, вкладываемся в авторов, стараемся печать их тексты в журналах, следим за их судьбой».

Подводя итог, модераторы дискуссии сказали, что задача современной драматургии – изучить обычного человека, найти художественную внутреннюю составляющую, и создать образ, который поможет зрителю заглянуть за серый фасад. Потому что серый цвет – тоже характеристика человека, а если это новый тип психики скрывается за простотой? Вдруг, это вызов? Может быть шекспировская трагедия за серым фасадом?!


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Юрский выступил в защиту Кирилла Серебренникова

    На торжественной церемонии вручения госнаград в области культуры и искусства  актер Сергей Юрский обратился к министру Владимиру Мединскому с предложением присоединится к тем коллегам, которые встали на защиту режиссера Кирилла Серебренникова. ...
  • Зачем худруку главный режиссер?

    В минувшие выходные главной новостью в театральной среде стало назначение Юрия Бутусова главным режиссером театра Вахтангова. В мае этого года подобные кадровые изменения произошли и в РАМТе, там главным режиссером был назначен Егор Перегудов. ...
  • «Нам дали понять, что мы ничего не добьемся»

    Бывший директор и художественный руководитель Крымскотатарского театра Билял Билялов подал в суд на Министерство культуры Крыма, требуя восстановить его в должности. Очередное заседание состоится в Симферополе 20 сентября. ...
  • «Для меня Маяковский открылся по-новому»

    Обычная екатеринбургская школьница Алиса Тарасенко стала «знаменитостью» буквально за неделю. Случилось этого после того, как в нескольких книжных магазинах города семнадцатилетней девушке отказались продавать сборники стихов Иосифа Бродского, Сергея Есенина и Владимира Маяковского из-за маркировки 18+. ...
Читайте также