«Документальный театр – это то, что происходит вокруг нас»

 
В Москве завершился Всемирный конгресс Международной ассоциации университетских театров (AITU–IUTA), одно из мероприятий которого посвящалось «Образному решению документального театра». Дискуссия с таким названием состоялась в Деловом центре республики Беларусь, в ней приняли участие представители театра МОСТ, «Театра.doc» и фестиваля «Любимовка».

«Насколько нам самим интересна наша повседневность?» – вот, пожалуй, основной вопрос, вокруг которого строилась дискуссия.

«Если документальный театр – это то, что происходит вокруг, то не получится ли так, что персонаж окажется просто серым листком бумаги?» - задали вопрос режиссеру «Театра.doc» Юрию Шехватову.

Как выяснилось, работать с современным материалом, несмотря на его, казалось бы, видимую доступность, зачастую труднее, чем с историческим материалом.

Драматург, арт-директор фестиваля «Любимовка» Михаил Дурненков сказал: «Историю принца датского все знают, его хоть женщиной на сцене сделай – всё можно! Все поймут, о чем это, потому что у всех в голове есть классический текст, а современную историю мы обязаны пересказать дословно!»

«Актерская игра в документальном спектакле – это совсем другая история, - убежден режиссер театра МОСТ Георгий Долмазян. – Здесь не работают привычные режиссерские примочки, которые сработают, условно, при постановке «Бесприданницы». Удивительно, но факт - иной раз кажется, что ты лучше знаешь Князя Мышкина, чем современного человека!».

Есть проблемы иного порядка, более сложные, о чем говорила, например, актриса «Театра.doc» Наргиз Абдуллаева: «Документальный театр предполагает участие в спектаклях подлинных персонажей. Но это всегда нелегко. Как рассказать о жизни тувинцев? Это ведь довольно закрытые люди. Мне удалось их разговорить, даже написать пьесу, но играть на сцене самих себя они отказались».

С другой стороны, в работе с современным материалом есть и безусловные преимущества. Прежде всего, богатство и разнообразие исходного материала.

В основу спектакля может быть взят, в принципе, любой текст, например, интервью с донорами.

«Любой спектакль – это решение документального материала, – говорит Юрий Шехватов. – Мы берем документ и читаем его со сцены. Документальный материал – это основа. Документальный материал, прочитанный со сцены моим голосом, – это уже спектакль, это искусство».

«Немаловажно в работе современного режиссера и то, что всегда есть возможность прямого контакта с драматургом – он жив, а вот с Чеховым не встретиться, не поговорить», – считает Михаил Дурненков.

«И уж тем более легко встретиться с персонажем-современником, поговорить, узнать, о чем он думает, как думает, дойти до сути, – дополняет Дмитрий Кривочуров. – Смысл театра в том, чтобы рассказывать истории. Документальный театр – это история сегодня и это интересней, чем жизнь сто лет назад».

О том, как ведутся поиски современных авторов, рассказал Евгений Казачков: «Ежегодно нам на фестиваль «Любимовка» присылают 500-700 пьес. Автор может быть из любой точки мира. Условий всего два: автор должен быть не старше 45 лет и писать на русском языке. Из этих 500-700 отбирают 30 пьес, распределяют среди режиссеров и идут читки, дискуссии. Мы ищем автора, а не пьесу! Мы взращиваем авторов, вкладываемся в авторов, стараемся печать их тексты в журналах, следим за их судьбой».

Подводя итог, модераторы дискуссии сказали, что задача современной драматургии – изучить обычного человека, найти художественную внутреннюю составляющую, и создать образ, который поможет зрителю заглянуть за серый фасад. Потому что серый цвет – тоже характеристика человека, а если это новый тип психики скрывается за простотой? Вдруг, это вызов? Может быть шекспировская трагедия за серым фасадом?!


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Волковскому театру присвоят особый статус

    Президент Владимир Путин поддержал предложение присвоить Волковскому театру статус особо ценного объекта культурного наследия народов РФ. Об этом сообщил губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов на своей странице в Facebook. ...
  • Федеральным органам власти разрешат бесплатно арендовать исторические дома

    Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающего органам федеральной власти на безвозмездной основе занимать дома, являющиеся объектами культурного наследия. Полное название документа, разработанного Минкультом РФ - «О внесении изменения в статью 52. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Антон Яковлев прокомментировал конфликт с Самбурской

    Режиссер Антон Яковлев, автор премьерного спектакля «Макбет» в Театре на Малой Бронной, назвал заявление Настасьи Самбурской об уходе из театра «нелепой интригой». Напомним, вечером 7 мая актриса написала в своем Instagram о том, что больше не вернется в Театр на Малой Бронной, сославшись на непонимание со стороны дирекции и режиссера Антона Яковлева. ...
Читайте также