«Документальный театр – это то, что происходит вокруг нас»

 
В Москве завершился Всемирный конгресс Международной ассоциации университетских театров (AITU–IUTA), одно из мероприятий которого посвящалось «Образному решению документального театра». Дискуссия с таким названием состоялась в Деловом центре республики Беларусь, в ней приняли участие представители театра МОСТ, «Театра.doc» и фестиваля «Любимовка».

«Насколько нам самим интересна наша повседневность?» – вот, пожалуй, основной вопрос, вокруг которого строилась дискуссия.

«Если документальный театр – это то, что происходит вокруг, то не получится ли так, что персонаж окажется просто серым листком бумаги?» - задали вопрос режиссеру «Театра.doc» Юрию Шехватову.

Как выяснилось, работать с современным материалом, несмотря на его, казалось бы, видимую доступность, зачастую труднее, чем с историческим материалом.

Драматург, арт-директор фестиваля «Любимовка» Михаил Дурненков сказал: «Историю принца датского все знают, его хоть женщиной на сцене сделай – всё можно! Все поймут, о чем это, потому что у всех в голове есть классический текст, а современную историю мы обязаны пересказать дословно!»

«Актерская игра в документальном спектакле – это совсем другая история, - убежден режиссер театра МОСТ Георгий Долмазян. – Здесь не работают привычные режиссерские примочки, которые сработают, условно, при постановке «Бесприданницы». Удивительно, но факт - иной раз кажется, что ты лучше знаешь Князя Мышкина, чем современного человека!».

Есть проблемы иного порядка, более сложные, о чем говорила, например, актриса «Театра.doc» Наргиз Абдуллаева: «Документальный театр предполагает участие в спектаклях подлинных персонажей. Но это всегда нелегко. Как рассказать о жизни тувинцев? Это ведь довольно закрытые люди. Мне удалось их разговорить, даже написать пьесу, но играть на сцене самих себя они отказались».

С другой стороны, в работе с современным материалом есть и безусловные преимущества. Прежде всего, богатство и разнообразие исходного материала.

В основу спектакля может быть взят, в принципе, любой текст, например, интервью с донорами.

«Любой спектакль – это решение документального материала, – говорит Юрий Шехватов. – Мы берем документ и читаем его со сцены. Документальный материал – это основа. Документальный материал, прочитанный со сцены моим голосом, – это уже спектакль, это искусство».

«Немаловажно в работе современного режиссера и то, что всегда есть возможность прямого контакта с драматургом – он жив, а вот с Чеховым не встретиться, не поговорить», – считает Михаил Дурненков.

«И уж тем более легко встретиться с персонажем-современником, поговорить, узнать, о чем он думает, как думает, дойти до сути, – дополняет Дмитрий Кривочуров. – Смысл театра в том, чтобы рассказывать истории. Документальный театр – это история сегодня и это интересней, чем жизнь сто лет назад».

О том, как ведутся поиски современных авторов, рассказал Евгений Казачков: «Ежегодно нам на фестиваль «Любимовка» присылают 500-700 пьес. Автор может быть из любой точки мира. Условий всего два: автор должен быть не старше 45 лет и писать на русском языке. Из этих 500-700 отбирают 30 пьес, распределяют среди режиссеров и идут читки, дискуссии. Мы ищем автора, а не пьесу! Мы взращиваем авторов, вкладываемся в авторов, стараемся печать их тексты в журналах, следим за их судьбой».

Подводя итог, модераторы дискуссии сказали, что задача современной драматургии – изучить обычного человека, найти художественную внутреннюю составляющую, и создать образ, который поможет зрителю заглянуть за серый фасад. Потому что серый цвет – тоже характеристика человека, а если это новый тип психики скрывается за простотой? Вдруг, это вызов? Может быть шекспировская трагедия за серым фасадом?!


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
Читайте также


Читайте также

  • Михаил Сафронов: «Мы серьезный театр с несерьезным лицом»

    В ноябре один из самых титулованных театров страны – Свердловская музкомедия – отмечает 85-летний юбилей. Специально по этому случаю планируется большая программа, главным событием которой станет Международный  форум, посвященный судьбе музыкального театра в России. ...
  • Лев Додин: «Театральное сообщество проявило сплоченность в защите Серебренникова»

    На торжественной церемонии вручения Европейской театральной премии, которая состоялась 17 ноября в Александринке, многие участники вечера высказались в защиту Кирилла Серебренникова. Лауреатом самой престижной награды Европы режиссер был объявлен еще в прошлом году, однако не получил ее из-за домашнего ареста и дела «Седьмой студии». ...
  • «Мы официально не сказали ни слова о Кирилле Серебренникове»

    В субботу, 17 ноября, в Александринском театре состоялось вручение независимой европейской премии «Театральная реальность» (учреждена в 1986 году как самая престижная награда Европы за достижения в искусстве). В России церемония проходила во второй раз (первый – в 2011 году), однако сопровождалась некоторыми казусами. ...
  • Ветеранам сцены добавят

    Министр труда и соцразвития Максим Топилин по просьбе председателя СТД Александра Калягина увеличил объем субсидий на оказание материальной поддержки театральным деятелям – ветеранам и тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. ...
Читайте также