Открытый урок на Васильевском

 
В Петербурге прошел фестиваль «Театральный остров», который получил второе название – «Зачет по мастерству». В течение недели известные педагоги двух столиц вели открытые занятия с актерами Театра Сатиры на Васильевском острове и показывали спектакли своих студентов.

Как сказал один известный театральный деятель, «последнее время наши театральные вузы выпускают каких-то Буратино – деревянные голоса, негнущиеся конечности…» Проблема школы – одна из острейших проблем сегодняшней сцены. И состоит она из двух взаимосвязанных задач. Первая: как научить студента основам профессии? И вторая: как сделать профессиональный тренинг постоянной составляющей актерской жизни? Нельзя представить себе музыканта, не упражняющегося ежедневно за своим инструментом. Певца без ежедневных гамм, балерину – без ежедневного станка. Драматические актеры, выходя из стен вуза, быстро «забывают» о необходимости постоянного тренинга речи, танца, движений. Проходит несколько лет – и тело теряет гибкость, голоса грубеют и садятся, теряется диапазон. Художественный руководитель фестиваля «Театральный остров» Ольга Никифорова утверждает, что для нее «одной из важнейших задач фестиваля была возможность привести в театр крупнейших российских педагогов и дать возможность актерам Театра Сатиры и недавно набранному курсу студентов ощутить горизонты профессии. А возникла идея, когда на прошлом фестивале актеры датской группы GITIS SKANDINAVIA THEATRE COMPANY показывали спектакль, в ходе которого они танцевали, играли на музыкальных инструментах, садились на шпагат, демонстрировали навыки сценического боя. Стало завидно и захотелось доказать, что и наши так могут!»

На фестивале известные театральные педагоги России – Андрей Дрознин, Вениамин Фильштинский, Андрей Щукин, мастера театра «АХЕ» Максим Исаев и Яна Тумина и др. – проводили открытые мастер-классы и показывали работы своих студентов.

Лариса Грачева, доцент СПГАТИ, показывала методики расширения эмоционального и психофизиологического диапазона актера. От самых простых заданий – энергично растереть руки, ноги, тело, чтобы разогреть его для работы, – она постепенно переходила ко все более сложным. Закрыть глаза и отдаться ведущему, который «поведет» тебя внутри движущейся толпы таких же пар. Медленная ходьба, быстрее, еще быстрее. Темп нарастает. И кто-то, не выдерживая, подсматривает. «Расслабьтесь и научитесь полностью доверять партнеру – без этих двух важнейших умений на сцене делать нечего». Наконец, двое людей долго смотрят друг другу в глаза. Один должен послать другому сигнал на подсознательном уровне (встать, или поднять руку, или кивнуть головой). Второй должен угадать желание первого. Из шести пар у одной получилось! Победа!

Создатели инженерного театра «АХЕ» пытаются продемонстрировать аудитории, что такое «существовать пустым на сцене, не замечая зрителей, полностью сосредоточившись на решении конкретных задач». В ушах испытуемых торчат наушники плеера, в котором голос одну за одной дает команды: встать, повернуться, достать спички, подойти к стене и т.д. Сосредоточившись на голосе, студенты почти отрешаются от желаний «сыграть на публику», что-то «изобразить». Они входят в действенное и измененное состояние сознания простейшим способом. Когда-нибудь им придется достигать его в условиях куда более жестких.

Как показывает наблюдение на тренингах, в театре часто за процессом (даже столь интимным, как тренинг) часто следить интереснее, чем за результатом. Недаром одним из наиболее обаятельных спектаклей фестиваля стал «Урок в стиле джаза», родившийся из занятий сценическим танцем. Собранная из придуманных студентами танцевальных этюдов, постановка Юрия Василькова стала историей одной танцплощадки, где встречаются и расстаются пары, выясняются отношения.

Практически все участники фестиваля еще только делают первые шаги на профессиональной сцене, усваивая первые уроки профессии. И в ходе фестивальной программы постигают главное: театральная сцена только кажется ровной и гладкой – устоять на ней не легче, чем на палубе корабля во время бури.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также