«Его пытались стереть из памяти»

В «Сфере» вышел спектакль по рассказам Аверченко

 
«Аркадия Аверченко современники называли королем смеха: журнал «Сатирикон», который он возглавлял в 1908-1911 годах, знала вся страна», – говорит режиссер Константин ДЕМИДОВ. Вместе с артистами московского театра «Сфера» он поставил спектакль «Гнездо перелетных птиц» по новеллам писателя.
 
В 1920 году выступивший против революции писатель был вынужден навсегда покинуть Россию. На одном из последних пароходов он отплыл в Константинополь, массово принимавший в те годы русских эмигрантов. Блистательные юмористические рассказы, очерки и фельетоны принесли Аркадию Аверченко ошеломляющую популярность. Тем труднее поверить, что на протяжении многих десятилетий у себя на родине он был предан забвению.

– До сих пор его замечательная, но малоизвестная проза редко появляется на российской сцене, – продолжает режиссер. – Тексты Аверченко почти не экранизируются. Хотя забыть этого писателя – все равно что убрать на пыльную полку картины Тарковского. В юмористическую оболочку его текстов завернуты глубокие смыслы. Работая над спектаклем, мы больше всего хотели, чтобы зрители, которые его увидят, перечитали Аверченко.

Спектакль называется «Гнездо перелетных птиц» – в честь сатирического кабаре, которое Аверченко организовал в Константинополе.

– Труппу он собрал за шесть дней, – рассказывает Константин Демидов. – И уже неделю спустя она дала первое представление, которое полюбилось публике. Критики писали, что среди прочих театров «Гнездо перелетных птиц» стоит особняком: планка была очень высока.

В постановке Константина Демидова биографические зарисовки из жизни писателя, относящиеся к периоду создания «Гнезда…», соединяются с сюжетами рассказов, создавая ощущение «театра в театре». Инсценировку для спектакля написала актриса «Сферы» Виктория Склянченкова.

– Вика изучила и обработала множество материалов, посетила места, где работал театр, не раз побывала в Праге, где прошли последние годы жизни Аверченко. Собственно, благодаря ей этот спектакль появился на свет. Я за материал ухватился сразу – обожаю тексты, в которых артисты могут по-настоящему раскрыться, а здесь каждый из них играет несколько интереснейших характеров. Надо сказать, что и сами актеры загорелись и за дело взялись с азартом. Им удалось создать атмосферу импровизации. На репетициях рождалось множество приколов и фразочек, которые теперь используются на сцене. К тому же, спектакль получился музыкальным.

Рассказы Аверченко соединились в постановке с творчеством его современника Александра Вертинского. Знаменитый исполнитель и автор песен тоже прожил жизнь эмигранта. Правда, в отличие от сатирика, вернуться на родину он все-таки смог.

– Песни Вертинского очень точно, смыслово, атмосферно ложатся в историю «Гнезда…» Мотивы, которые затрагивает в своих песнях Вертинский, близки и Аверченко.

Известно, что Вертинский и Аверченко были знакомы лично (в архивах сохранилась совместная фотография), но вместе они не выступали. Мне кажется, Даниил Толстых, который исполняет в спектакле песни Вертинского, довольно точно схватил суть этого автора, как и Дмитрий Новиков – суть Аверченко, так что в нашей постановке две эти звезды все-таки встретились на одной сцене.

Если в целом карты сложились для спектакля удачно, то сценическое пространство «Сферы», по словам Константина Демидова, напротив обернулось вызовом.

– Вписывать спектакль в нестандартное пространство – одна из моих любимых задач. Конкретно эта постановка, на мой взгляд, отлично влилась в зал, который своей округлой формой так и напоминает гнездо. Я, когда рисовал эскизы, думал даже выложить ветки между рядами, чтобы зрители вместе с артистами сидели в нем, как птенцы. У меня уже был опыт работы в похожем пространстве: круговая рассадка использовалась в спектакле «Событие» (по Набокову), который я ставил в Краснодарском Молодежном театре.

На вопрос, чем же сегодня так притягивает в Аверченко, режиссер отвечает:
– Первоклассный юмор. Мне кажется, нынешние зрители не очень-то им избалованы. Аверченко в этом смысле задает высокую планку тонкой литературной иронии. Кто-то может сказать, что его ставить рискованно. Но я привык думать, что зритель умнее меня и непременно считает все коды. Тем более что «Сфера» традиционно известна, как театр интеллектуального зрителя. Здесь ждут именно такого материала. Как сказал главный режиссер театра Александр Коршунов, Аверченко – это наш автор. И судя по первым показам, это действительно так. Этот писатель уже был когда-то в репертуаре «Сферы», и вот теперь – вновь вернулся сюда.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
Читайте также