«Его пытались стереть из памяти»

В «Сфере» вышел спектакль по рассказам Аверченко

 
«Аркадия Аверченко современники называли королем смеха: журнал «Сатирикон», который он возглавлял в 1908-1911 годах, знала вся страна», – говорит режиссер Константин ДЕМИДОВ. Вместе с артистами московского театра «Сфера» он поставил спектакль «Гнездо перелетных птиц» по новеллам писателя.
 
В 1920 году выступивший против революции писатель был вынужден навсегда покинуть Россию. На одном из последних пароходов он отплыл в Константинополь, массово принимавший в те годы русских эмигрантов. Блистательные юмористические рассказы, очерки и фельетоны принесли Аркадию Аверченко ошеломляющую популярность. Тем труднее поверить, что на протяжении многих десятилетий у себя на родине он был предан забвению.

– До сих пор его замечательная, но малоизвестная проза редко появляется на российской сцене, – продолжает режиссер. – Тексты Аверченко почти не экранизируются. Хотя забыть этого писателя – все равно что убрать на пыльную полку картины Тарковского. В юмористическую оболочку его текстов завернуты глубокие смыслы. Работая над спектаклем, мы больше всего хотели, чтобы зрители, которые его увидят, перечитали Аверченко.

Спектакль называется «Гнездо перелетных птиц» – в честь сатирического кабаре, которое Аверченко организовал в Константинополе.

– Труппу он собрал за шесть дней, – рассказывает Константин Демидов. – И уже неделю спустя она дала первое представление, которое полюбилось публике. Критики писали, что среди прочих театров «Гнездо перелетных птиц» стоит особняком: планка была очень высока.

В постановке Константина Демидова биографические зарисовки из жизни писателя, относящиеся к периоду создания «Гнезда…», соединяются с сюжетами рассказов, создавая ощущение «театра в театре». Инсценировку для спектакля написала актриса «Сферы» Виктория Склянченкова.

– Вика изучила и обработала множество материалов, посетила места, где работал театр, не раз побывала в Праге, где прошли последние годы жизни Аверченко. Собственно, благодаря ей этот спектакль появился на свет. Я за материал ухватился сразу – обожаю тексты, в которых артисты могут по-настоящему раскрыться, а здесь каждый из них играет несколько интереснейших характеров. Надо сказать, что и сами актеры загорелись и за дело взялись с азартом. Им удалось создать атмосферу импровизации. На репетициях рождалось множество приколов и фразочек, которые теперь используются на сцене. К тому же, спектакль получился музыкальным.

Рассказы Аверченко соединились в постановке с творчеством его современника Александра Вертинского. Знаменитый исполнитель и автор песен тоже прожил жизнь эмигранта. Правда, в отличие от сатирика, вернуться на родину он все-таки смог.

– Песни Вертинского очень точно, смыслово, атмосферно ложатся в историю «Гнезда…» Мотивы, которые затрагивает в своих песнях Вертинский, близки и Аверченко.

Известно, что Вертинский и Аверченко были знакомы лично (в архивах сохранилась совместная фотография), но вместе они не выступали. Мне кажется, Даниил Толстых, который исполняет в спектакле песни Вертинского, довольно точно схватил суть этого автора, как и Дмитрий Новиков – суть Аверченко, так что в нашей постановке две эти звезды все-таки встретились на одной сцене.

Если в целом карты сложились для спектакля удачно, то сценическое пространство «Сферы», по словам Константина Демидова, напротив обернулось вызовом.

– Вписывать спектакль в нестандартное пространство – одна из моих любимых задач. Конкретно эта постановка, на мой взгляд, отлично влилась в зал, который своей округлой формой так и напоминает гнездо. Я, когда рисовал эскизы, думал даже выложить ветки между рядами, чтобы зрители вместе с артистами сидели в нем, как птенцы. У меня уже был опыт работы в похожем пространстве: круговая рассадка использовалась в спектакле «Событие» (по Набокову), который я ставил в Краснодарском Молодежном театре.

На вопрос, чем же сегодня так притягивает в Аверченко, режиссер отвечает:
– Первоклассный юмор. Мне кажется, нынешние зрители не очень-то им избалованы. Аверченко в этом смысле задает высокую планку тонкой литературной иронии. Кто-то может сказать, что его ставить рискованно. Но я привык думать, что зритель умнее меня и непременно считает все коды. Тем более что «Сфера» традиционно известна, как театр интеллектуального зрителя. Здесь ждут именно такого материала. Как сказал главный режиссер театра Александр Коршунов, Аверченко – это наш автор. И судя по первым показам, это действительно так. Этот писатель уже был когда-то в репертуаре «Сферы», и вот теперь – вновь вернулся сюда.


  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр на Малой Бронной открывает программу «Большие режиссеры маленьким зрителям»

    На фото: режиссер Олег Долин  Театр на Малой Бронной запускает новую программу «Большие режиссеры маленьким зрителям», цель которой – сделать спектакли для семейного просмотра художественным событием. Первой премьерой в рамках программы станет спектакль Олега Долина «Женщина-Змея» по сказке Карло Гоцци. ...
  • Московский театр кукол представит премьеру «Кэрролл без Алисы»

    Премьера спектакля «Кэрролл без Алисы» режиссера Натальи Пахомовой состоится 10 декабря в Московском театре кукол. Это заключительная работа первой актерской Лаборатории МТК.NEXT, в рамках которой создаются спектакли для подростков по произведениям современных авторов. ...
  • Декабрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах первого зимнего номера (см. подписка) вы прочтете: - Что ценит Александр Калягин в «Театрале»: письмо к 15-летию журнала; - Чем Владимир Сорокин заинтересовал Максима Диденко; - Как в Санкт-Петербурге создают единое культурное пространство: интервью с замглавы Комитета по культуре Александром Воронко; - Какой будет жизнь Театра им. ...
  • Атлантида советского быта

    Последние годы можно наблюдать довольно бурную экспансию советских пьес на современную сцену. Режиссеры снимают с полки забытые сборники, воспроизводят давно забытый стиль «советского спектакля (возвращаются даже писанные задники и платформы). ...
Читайте также