Новый интернационал

 
В Петербурге завершился седьмой международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России». На сей раз к проекту театра-фестиваля «Балтийский дом» подключился недавно созданный Союзом театральных деятелей Центр поддержки русского театра за рубежом.
Афиша фестиваля вобрала тринадцать спектаклей, поставленных в Киргизии, Узбекистане, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Белоруссии. Но поскольку фестиваль был посвящен 60-летию Победы, то программа расширилась – за счет спектакля, поставленного прямо в Санкт-Петербурге силами молодых актеров из разных стран. «Композиция до мажор» была показана всего два раза. Эффект ее состоял не только в том, что зрители плакали, слушая стихи и песни времен Великой Отечественной войны. Ребята, родившиеся сорок лет спустя после Победы, заново переживали то, что испытали их деды. И заново познавали радость братства, совместного творчества, общего постижения истории и профессии. Это был актерский интернационал, зародившийся в процессе репетиций и запрограммированный на годы вперед. Отношения молодых артистов с историей, конечно, важны, но не менее дороги дружба, неформальные связи, возникшие в ходе мастер-классов. Разные школы, различный сценический опыт, конечно, сказались на результате. Но никто не собирался нивелировать индивидуальность. Чем ярче творческая личность, тем легче ей было осваивать задачи, что поставили перед ребятами режиссер Егор Чернышев и педагоги Евгения Кириллова, Майя Попова, Иван Благодёр.

Премьера, которой предшествовали две недели репетиций, состоялась в начале фестиваля. Потом тех же актеров публика с радостью узнавала в других спектаклях. Приходили ребята болеть и друг за друга, что придавало празднику особый тонус студийности. Так что совместный молодежный проект стал, по общему мнению, гвоздем программы «Встреч в России».

В целом же афиша выявила как силу, так и слабость общей театральной картины. Словно и нет границ, прочерченных политиками. Те же пьесы, что популярны в Москве, ставятся и в столицах независимых государств. Нехватка режиссуры компенсируется за счет приглашенных мастеров. Проблемы с театральным образованием в труппах СНГ и Балтии, правда, острее. Но здесь как раз планируется та самая поддержка, что присутствует в названии нового Центра поддержки русских театров за рубежом. Фестиваль показал, что нам и впредь не обойтись друг без друга.

Открытием «Встреч в России» стал молодой Новый театр на Печерске во главе с Александром Крыжановским. Сам он ученик Анатолия Васильева, актеры прошли школу Киевского университета театра и кино (класс Николая Рушковского). А спектакль «Закон танго» артисты сочинили в лучших традициях театров-студий – одной командой. Действо, яркое по форме, мастерски сыгранное и станцованное, в основе имеет гремучую смесь прозы Борхеса, стихов Гарсиа Лорки и Марины Цветаевой, музыки Астора Пьяццоллы и впечатлений от фильмов Сколы и Сауры.

Постановка режиссера из Ташкента Наби Абдурахманова «Вечная плясунья Шарора» по прозе живого классика узбекской литературы Тимура Зульфикарова опять же знаменовала открытость современных национальных культур. Спектакль получился, можно сказать, на радость антиглобалистам: национальный по форме, общечеловеческий по содержанию. Режиссер задумался над острейшими проблемами войны и мира, любви и ненависти. Как остановить вражду, цепную реакцию насилия? По мнению узбекских артистов, только искусство способно оправдать существование цивилизации. Пусть пляшет и смеется юная Шарора, даже если земля уходит у нее из-под ног! Хореографом спектакля, кстати, была француженка Лоранс Левассёр, так что Запад и Восток, которым вовек не сойтись, здесь все же сошлись.

Еще один пример «копродукции» – «Дядя Ваня», поставленный в Брестском театре драмы и музыки литовцем Альгирдасом Латенасом. В Питере знают его и как режиссера, и как актера (как же забыть Моцарта из «Маленьких трагедий» Някрошюса?!), а ныне узнали и как тонкого знатока чеховской драматургии. Совсем другого Чехова – комедиографа – показал на фестивале Белорусский театр кукол. Уморительно смешной спектакль Алексея Лелявского «Чайка. Опыт прочтения» порадовал и ценителей классики, и аниматоров, которые уже было смирились с тупиком, в коем пребывает европейский кукольный мир.

Долгожданные гости из Бишкека – Русский театр драмы во главе с Андреем Петуховым – смогли привезти (по финансовым соображениям) лишь камерный вариант своего прекрасного спектакля «Двое в темноте». Пьесу М. Бартенева и А. Слаповского о мальчике и девочке, которые не только представляют разные миры, но и говорят на разных языках, здесь поставили как поэтическую притчу. Все начинается с полного непонимания, вражды и ненависти, потом настает гармония, пора любви, а завершается большим знаком вопроса. Герои оказываются на пороге другой жизни, и неясно, не оборвется ли она в смерть и как выдержат русская Джульетта и киргизский Ромео встречу с сородичами?..

Конечно, были на фестивале и менее значительные художественные события. Коммерческий театр тоже не мог не предстать во всей красе. Здесь чемпионом неожиданно оказался Геннадий Тростянецкий, поставивший в Русском драматическом театре Литвы спектакль «Фигаро – здесь!» – блестящее рекламное шоу, сияющее красками, бурлящее фантазией, заслонившей актеров. Что ж, подобные постановки, имеющие успех у публики, тоже знак времени. И тоже показатель единства культурного пространства, в котором мы живем.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также