Александр Ширвиндт отмечает День рождения

Актеру и постоянному автору «Театрала» исполнилось 84 года

 
В четверг, 19 июля, народному артисту России, художественному руководителю Театра сатиры Александру Ширвиндту исполнилось 84 года. Дата некруглая, но внушительная. Как говорит именинник, «когда произносишь эту цифру, то в речи еще проскакивает, но на бумаге хочется заклеить».

– Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей, – говорит Марк Захаров. – Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. Я присутствовал на таких «акциях», когда Александр Анатольевич доводил всех до эпилептического состояния, публика хохотала навзрыд, до слез, не могла прийти в себя, и это был феерический поток импровизаций. У него редкостный дар. С первых дней знакомства меня удивлял этот образ веселого, иронического мышления. Например, я оказался однажды дома у Ширвиндта (к тому времени его мама Раиса Самойловна уже ослепла), но Александр Анатольевич ей говорил: «Мама, не горюй, совершенно не на что смотреть».

Я говорил ему не раз, что он, наверное, никакой не актер. И тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу: профессия у него уникальная. Он – Ширвиндт.



В прошлом году Александр Ширвиндт стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в почетной номинации «Легенда сцены» (единственная номинация, победители которой определяются не путем народного интернет-голосования, а решением дирекции премии). Награду Александр Анатольевич получил в декабре на большой торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова.

– Я прикинулся интеллигентом и заглянул в словарь Даля, – сказал он, появившись на сцене. – «Легенда» – это притча о необыкновенно светлом явлении. Светлое явление налицо, но притча…

Я тут вспомнил совершенно замечательный анекдот, как старая кляча ввозит во двор подводу с дровами, и молодой возница орет: «Я дрова привез!» Кляча оборачивается и говорит: «Он, блин, привез!» Я как старый мерин, получая эту награду, вспоминаю, во-первых, о том, что эта сцена, где я сейчас стою, – это, так сказать, моя «альма-матерь».


65 лет назад (ужас, да?) я на этой сцене вместе со своим курсом играл в массовке, в Соловьевской пьесе «Великий государь». Мы в огромных страшных боярских, пропахших чем угодно, тулупах, еще времен Мольера, вот здесь стояли в углу. И вот мы ждали потрясающего Иосифа Моисеевича Толчанова, который играл Великого царя. Мы играли два года, на словах: «Великий государь!», мы плюхались на эти страшные пыльные (сейчас-то их вымыли) подмостки.

Выходил Иосиф Моисеевич, и говорил: «Бояре!..», а мы начинали отсчитывать про себя: «Раз-два-три-четыре». – «Я пришел…» Мы: «Раз-два-три-четыре». «… Чтоб сказать…» И за эти два года он ни разу не сбился с ритма. На сцене была огромная светелка царя, и на весь задник сооружалось окно. А за этим окном небо и маленькие московские купола из фанерочки, подсвеченные.

Но кончилось наше пребывание в этом спектакле тем, что наш староста, замечательный актер Вадик Грачев, отыграв эти ужасные поклоны Толчанову, подоткнув свой длинный кафтан, в семейных трусах, тихонечко, чтоб не спугнуть действие пошел из одной кулисы в противоположную, думая, что он за занавесом. Он крался голый по пояс, аккуратно придерживая луковицы церквей…

Это были первые ростки той режиссуры, которая сейчас расцвела таким прекрасным цветом, о чем сейчас так взволнованно говорили мои любимые руководители театра…
 
«Театрал» сердечно поздравляет Александра Анатольевича с днем рождения. Желает здоровья, радости, успехов и новых ролей! Особенно гордимся тем, что уже не первый год нашу редакцию и актера связывают творческие отношения. Напомним читателям, что Александр Ширвиндт ведет в «Театрале» рубрику «Промежутки между…» (прочитать эти очерки, проникнутые бесподобной иронией, можно, перейдя по одноименной ссылке внизу).

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Юрий Колычев: «Родное место в театре? Конечно, сцена!»

    В субботу, 15 декабря, актер Юрий КОЛЫЧЕВ отмечает свое 90-летие. Мы  публикуем интервью, которое Юрий Осипович дал «Театралу» во время экскурсии по родному «Ленкому».    Мы встретились с Юрием Осиповичем в полдень. ...
  • Оптимизм лицедея

    «Никто не может лишить меня права существовать в оптимистическом ключе, – сказал однажды Ростислав Плятт. – Но если вы ощутите некоторую горечь, поймите ее правильно: я страстно не люблю штампы».   В самом деле, казалось, что любая роль, любая стилистика ему подвластна – от трагедии до фарса. ...
  • Елена Санаева: «Родителям я давала шороху»

    Перед спектаклем «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» за кулисами «Школы современной пьесы» звенели детские голоса. Двое сыновей актрисы Екатерины Директоренко играли с дочкой Светланы Кузяниной, пока обе мамы готовились к выходу на сцену. ...
  • Алексей Франдетти: «Хочу создавать другую реальность»

    Кажется, совсем недавно в Большом театре состоялась премьера «Кандид», а режиссер Алексей Франдетти уже с головой окунулся в новый проект: в Театре наций начались репетиции «Стиляг». В его жизни всё по графику: планы расписаны на два года вперед. ...
Читайте также