Александр Ширвиндт отмечает День рождения

Актеру и постоянному автору «Театрала» исполнилось 84 года

 
В четверг, 19 июля, народному артисту России, художественному руководителю Театра сатиры Александру Ширвиндту исполнилось 84 года. Дата некруглая, но внушительная. Как говорит именинник, «когда произносишь эту цифру, то в речи еще проскакивает, но на бумаге хочется заклеить».

– Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей, – говорит Марк Захаров. – Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. Я присутствовал на таких «акциях», когда Александр Анатольевич доводил всех до эпилептического состояния, публика хохотала навзрыд, до слез, не могла прийти в себя, и это был феерический поток импровизаций. У него редкостный дар. С первых дней знакомства меня удивлял этот образ веселого, иронического мышления. Например, я оказался однажды дома у Ширвиндта (к тому времени его мама Раиса Самойловна уже ослепла), но Александр Анатольевич ей говорил: «Мама, не горюй, совершенно не на что смотреть».

Я говорил ему не раз, что он, наверное, никакой не актер. И тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу: профессия у него уникальная. Он – Ширвиндт.



В прошлом году Александр Ширвиндт стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в почетной номинации «Легенда сцены» (единственная номинация, победители которой определяются не путем народного интернет-голосования, а решением дирекции премии). Награду Александр Анатольевич получил в декабре на большой торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова.

– Я прикинулся интеллигентом и заглянул в словарь Даля, – сказал он, появившись на сцене. – «Легенда» – это притча о необыкновенно светлом явлении. Светлое явление налицо, но притча…

Я тут вспомнил совершенно замечательный анекдот, как старая кляча ввозит во двор подводу с дровами, и молодой возница орет: «Я дрова привез!» Кляча оборачивается и говорит: «Он, блин, привез!» Я как старый мерин, получая эту награду, вспоминаю, во-первых, о том, что эта сцена, где я сейчас стою, – это, так сказать, моя «альма-матерь».


65 лет назад (ужас, да?) я на этой сцене вместе со своим курсом играл в массовке, в Соловьевской пьесе «Великий государь». Мы в огромных страшных боярских, пропахших чем угодно, тулупах, еще времен Мольера, вот здесь стояли в углу. И вот мы ждали потрясающего Иосифа Моисеевича Толчанова, который играл Великого царя. Мы играли два года, на словах: «Великий государь!», мы плюхались на эти страшные пыльные (сейчас-то их вымыли) подмостки.

Выходил Иосиф Моисеевич, и говорил: «Бояре!..», а мы начинали отсчитывать про себя: «Раз-два-три-четыре». – «Я пришел…» Мы: «Раз-два-три-четыре». «… Чтоб сказать…» И за эти два года он ни разу не сбился с ритма. На сцене была огромная светелка царя, и на весь задник сооружалось окно. А за этим окном небо и маленькие московские купола из фанерочки, подсвеченные.

Но кончилось наше пребывание в этом спектакле тем, что наш староста, замечательный актер Вадик Грачев, отыграв эти ужасные поклоны Толчанову, подоткнув свой длинный кафтан, в семейных трусах, тихонечко, чтоб не спугнуть действие пошел из одной кулисы в противоположную, думая, что он за занавесом. Он крался голый по пояс, аккуратно придерживая луковицы церквей…

Это были первые ростки той режиссуры, которая сейчас расцвела таким прекрасным цветом, о чем сейчас так взволнованно говорили мои любимые руководители театра…
 
«Театрал» сердечно поздравляет Александра Анатольевича с днем рождения. Желает здоровья, радости, успехов и новых ролей! Особенно гордимся тем, что уже не первый год нашу редакцию и актера связывают творческие отношения. Напомним читателям, что Александр Ширвиндт ведет в «Театрале» рубрику «Промежутки между…» (прочитать эти очерки, проникнутые бесподобной иронией, можно, перейдя по одноименной ссылке внизу).

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Родионов: «Мы открываем новые пространства»

    В этом году ГЦТМ им. Бахрушина отмечает 125-летие. На нынешний день это главный и самый масштабный театральный музей в стране, в нем хранятся материалы по истории российского театра «от Ромула до наших дней». В преддверии юбилея «Театрал» побеседовал с генеральным директором музея Дмитрием РОДИОНОВЫМ. ...
  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
  • Лука де Фуско: «Я влюблен в русский театр»

    Объявленный в России Год театра начался с череды премьер. И среди них – спектакль Театра им. Вахтангова «Суббота, воскресенье, понедельник» по пьесе итальянского классика Эдуардо де Филиппо в постановке Луки де Фуско. ...
Читайте также