Александр Ширвиндт отмечает День рождения

Актеру и постоянному автору «Театрала» исполнилось 84 года

 
В четверг, 19 июля, народному артисту России, художественному руководителю Театра сатиры Александру Ширвиндту исполнилось 84 года. Дата некруглая, но внушительная. Как говорит именинник, «когда произносишь эту цифру, то в речи еще проскакивает, но на бумаге хочется заклеить».

– Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей, – говорит Марк Захаров. – Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. Я присутствовал на таких «акциях», когда Александр Анатольевич доводил всех до эпилептического состояния, публика хохотала навзрыд, до слез, не могла прийти в себя, и это был феерический поток импровизаций. У него редкостный дар. С первых дней знакомства меня удивлял этот образ веселого, иронического мышления. Например, я оказался однажды дома у Ширвиндта (к тому времени его мама Раиса Самойловна уже ослепла), но Александр Анатольевич ей говорил: «Мама, не горюй, совершенно не на что смотреть».

Я говорил ему не раз, что он, наверное, никакой не актер. И тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу: профессия у него уникальная. Он – Ширвиндт.



В прошлом году Александр Ширвиндт стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в почетной номинации «Легенда сцены» (единственная номинация, победители которой определяются не путем народного интернет-голосования, а решением дирекции премии). Награду Александр Анатольевич получил в декабре на большой торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова.

– Я прикинулся интеллигентом и заглянул в словарь Даля, – сказал он, появившись на сцене. – «Легенда» – это притча о необыкновенно светлом явлении. Светлое явление налицо, но притча…

Я тут вспомнил совершенно замечательный анекдот, как старая кляча ввозит во двор подводу с дровами, и молодой возница орет: «Я дрова привез!» Кляча оборачивается и говорит: «Он, блин, привез!» Я как старый мерин, получая эту награду, вспоминаю, во-первых, о том, что эта сцена, где я сейчас стою, – это, так сказать, моя «альма-матерь».


65 лет назад (ужас, да?) я на этой сцене вместе со своим курсом играл в массовке, в Соловьевской пьесе «Великий государь». Мы в огромных страшных боярских, пропахших чем угодно, тулупах, еще времен Мольера, вот здесь стояли в углу. И вот мы ждали потрясающего Иосифа Моисеевича Толчанова, который играл Великого царя. Мы играли два года, на словах: «Великий государь!», мы плюхались на эти страшные пыльные (сейчас-то их вымыли) подмостки.

Выходил Иосиф Моисеевич, и говорил: «Бояре!..», а мы начинали отсчитывать про себя: «Раз-два-три-четыре». – «Я пришел…» Мы: «Раз-два-три-четыре». «… Чтоб сказать…» И за эти два года он ни разу не сбился с ритма. На сцене была огромная светелка царя, и на весь задник сооружалось окно. А за этим окном небо и маленькие московские купола из фанерочки, подсвеченные.

Но кончилось наше пребывание в этом спектакле тем, что наш староста, замечательный актер Вадик Грачев, отыграв эти ужасные поклоны Толчанову, подоткнув свой длинный кафтан, в семейных трусах, тихонечко, чтоб не спугнуть действие пошел из одной кулисы в противоположную, думая, что он за занавесом. Он крался голый по пояс, аккуратно придерживая луковицы церквей…

Это были первые ростки той режиссуры, которая сейчас расцвела таким прекрасным цветом, о чем сейчас так взволнованно говорили мои любимые руководители театра…
 
«Театрал» сердечно поздравляет Александра Анатольевича с днем рождения. Желает здоровья, радости, успехов и новых ролей! Особенно гордимся тем, что уже не первый год нашу редакцию и актера связывают творческие отношения. Напомним читателям, что Александр Ширвиндт ведет в «Театрале» рубрику «Промежутки между…» (прочитать эти очерки, проникнутые бесподобной иронией, можно, перейдя по одноименной ссылке внизу).

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Счастье, что стены рушатся!»

    В Италии, на острове Искья состоялась восьмая ежегодная церемония вручения премии имени Иосифа Бродского, по традиции приуроченная ко дню рождения поэта. Лауреатами 2019 года стали ведущие актеры Театра им. Вахтангова Ирина Купченко и Василий Лановой, историк Сергей Никитин и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. ...
  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
Читайте также