«Театр лучше, чем телевизор, знает о том, чем живет страна»

Итоги сезона от Павла Руднева

 
«Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Павлу Рудневу, доценту ГИТИСа, зам. худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни).
 
1. Актерские удачи – это Мария Смольникова в роли Ларисы в «Безприданнице» Дмитрия Крымова («Школа драматического искусства») – аномальная актриса, сумевшая в классической роли сыграть современную тему эксплуатации человека при попустительстве общества, вперившегося в телевизор. Это дуэт Андрея Бурковского и Юлии Пересильд в «Солнечной линии» Виктора Рыжакова в ЦИМе – два артиста, претендующие на лидерство в профессии, сумевшие за короткий срок вырасти над собой, сменить амплуа, могущие играть интеллектуальную драму при неистовой, экстатической, манкой телесности.
 
«День рождения Смирновой» в МТЮЗе. Режиссер Александра Толстошева предложила новую театральность для пьес Людмилы Петрушевской, в которой постановщик может не опираться на советский быт. «Проза» Владимира Раннева в Электротеатре – постановка, которая еще раз доказывает, что новая музыка и композитор в современном театре могут стать самостоятельной величиной, обогатить постановочную культуру; музыка может быть формой режиссуры. «Коновалов» Олега Долина в РАМТе показывает один из действенных выходов из постмодернистского дискурса. Быть может, цель нового искусства – поднять и хорошенечко отмыть слова с большой буквы, которые были уничтожены и разбиты людоедскими тоталитарными системами XX века; здесь снова, в чистоте, звучит мысль о высокой миссии интеллигенции. «Черная коробка» в ЦИМе режиссера Никиты Бетехтина – ответ на попытку советизации, спектакль-антиутопия, в которой ведется диспут о том, как сможет существовать современный человек в мире советизма. Очень сильный спектакль у Романа Виктюка«Мандельштам» с мощными актерскими работами Игоря Неведрова и Александра Дзюбы, который играет образ Сталина, способного звонить нам, в наше время; мертвый Сталин тут постоянно звонит мертвому Мандельштаму.
 
Из спектаклей за пределами Москвы хочется отметить «Оптимистическую трагедию» Виктора Рыжакова в Александринском театре – спектакль о том, как живут идеи революционной пьесы в XX веке, сделавшем истребление человека своей главной «миссией». Спектакль Сойжин Жамбаловой в Бурятском национальном театре «Полет. Бильчирская история», где с помощью технологии вербатим артисты рассказали о бурятской части истории затопления деревень, описанной Распутиным в «Прощании с Матерой». Спектакль «Папин след» Константина Рехтина в городе Тара Омской области – страшный и трогательный спектакль об истреблении русских немцев во время Второй мировой войны.
 
Из современной пьесы хочется отметить новые пьесы Дмитрия Данилова, написанные в жанре неоабсурда, – «Сережа очень тупой» и «Свидетельские показания». Пьеса «Тот самый день», написанная Ярославой Пулинович саркастично и язвительно на феминистские темы. Жуткий хоррор о подростковом одиночестве и мученичестве – пьеса Игоря Яковлева «На Луне».

Донецкий автор Алексей Куралех, находясь над схваткой, двух станов не боец, правдиво, гуманистически и с опорой на миф описал русско-украинскую войну на Донбассе в пьесе «Перемирие». Дана Сидерос написала чуткую, тревожную историю про школу в пьесе «Всем кого касается». Последние три пьесы стали сенсацией драматургического конкурса «Ремарка-2018».
 
2. Русский театр потерял в этом сезоне свои опоры, людей, которые определяли тренды и позиции, – Олега Табакова, Михаила Угарова и Елену Гремину.
 
3. Любые разговоры меркнут перед делом «Седьмой студии». И каким будет будущее российского театра, напрямую зависит от того, как скоро и насколько справедливо будет оно разрешено. Чем дольше длится процесс, тем все больше ощущение, что это суд над всей театральной системой, восходящий к вообще разговору о том, нужен ли театр обществу и государству и какой нужен.
 
Будущее театра будет прекрасным, если ему не свернут шею, что является сегодня реальной угрозой. Не только в Москве, но и в целом в России процесс наблюдается с конца 2000-х. Театр сделал огромный прорыв к реальности, он изучает реальность, локальную культуру, локальные сообщества, разговаривает о проблемах, которые волнуют сегодня страну.
 
Театр лучше, чем телевизор, газеты и даже кино, знает о том, чем живет страна здесь и сейчас. В театр сегодня вернулся серьезный, интеллектуальный зритель, который отшатнулся от него в 1990-е из-за бульваризации, коммерциализации репертуара. Сегодня театр способен предложить умному зрителю существенное художественное высказывание, и он призывает к диалогу – часто прямому.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В МХТ пройдут бесплатные лекции по истории театра

    МХТ им. Чехова в наступившем году представит цикл лекций по истории Художественного театра. Посетить лекции можно бесплатно, по предварительной записи. Как сообщается на сайте МХТ, перед широкой аудиторией выступят московские и санкт-петербургские театроведы. ...
  • Маргарита Терехова нуждается в помощи

    Семья Маргариты Тереховой на сайте Союза кинематографистов опубликовала просьбу о сборе средств для помощи актрисе. «Уважаемые коллеги, зрители и все, кто знают и ценят творчество народной артистки России Маргариты Тереховой. ...
  • В театре «Сфера» бесплатно покажут кино

    В понедельник, 21 января, в театре «Сфера» пройдет премьерный показ фильма Игоря Калядина «Молога. Между огнем и водой». Документальная лента расскажет о трагедии затопленных в советское время сел и городов. Вход на мероприятие свободный, по предварительной записи на сайте театра. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
Читайте также


Читайте также

  • Константин Райкин выпускает «Глупости»

    Спектакль по пьесе современного драматурга и сценариста Виктории Никольской в постановке Константина Райкина появится в репертуаре «Сатирикона» 6 февраля. Премьера состоится 6 февраля на сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств (основное здание театра по-прежнему на реконструкции). ...
  • РАМТ объявил планы на первое полугодие

    Вслед за премьерой спектакля по пьесе Тома Стоппарда «Проблема» (постановка Алексея Бородина) и спектакля по повести Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» (постановка Александры Толстошевой) в репертуаре РАМТа появится еще несколько новых спектаклей. ...
  • Александринка ищет помрежа

    На официальном сайте Александринского театра появилась вакансия «помощник режиссёра», в должностные обязанности которого входит: проведение спектаклей и репетиций, контроль взаимодействия всех служб, контроль за явкой артистов на репетиции и спектакли и т. ...
  • На сцену «Маяковки» возвращается драматургия Радзинского

    Премьера спектакля «Снимается кино» по пьесе Эдварда Радзинского состоится в Театре им. Маяковского 16 февраля. Над постановкой работает режиссер Юрий Иоффе, в ролях: Алексей Фатеев, Наталья Коренная, Людмила Иванилова, Зоя Кайдановская и др. ...
Читайте также