«Театр лучше, чем телевизор, знает о том, чем живет страна»

Итоги сезона от Павла Руднева

 
«Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Павлу Рудневу, доценту ГИТИСа, зам. худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни).
 
1. Актерские удачи – это Мария Смольникова в роли Ларисы в «Безприданнице» Дмитрия Крымова («Школа драматического искусства») – аномальная актриса, сумевшая в классической роли сыграть современную тему эксплуатации человека при попустительстве общества, вперившегося в телевизор. Это дуэт Андрея Бурковского и Юлии Пересильд в «Солнечной линии» Виктора Рыжакова в ЦИМе – два артиста, претендующие на лидерство в профессии, сумевшие за короткий срок вырасти над собой, сменить амплуа, могущие играть интеллектуальную драму при неистовой, экстатической, манкой телесности.
 
«День рождения Смирновой» в МТЮЗе. Режиссер Александра Толстошева предложила новую театральность для пьес Людмилы Петрушевской, в которой постановщик может не опираться на советский быт. «Проза» Владимира Раннева в Электротеатре – постановка, которая еще раз доказывает, что новая музыка и композитор в современном театре могут стать самостоятельной величиной, обогатить постановочную культуру; музыка может быть формой режиссуры. «Коновалов» Олега Долина в РАМТе показывает один из действенных выходов из постмодернистского дискурса. Быть может, цель нового искусства – поднять и хорошенечко отмыть слова с большой буквы, которые были уничтожены и разбиты людоедскими тоталитарными системами XX века; здесь снова, в чистоте, звучит мысль о высокой миссии интеллигенции. «Черная коробка» в ЦИМе режиссера Никиты Бетехтина – ответ на попытку советизации, спектакль-антиутопия, в которой ведется диспут о том, как сможет существовать современный человек в мире советизма. Очень сильный спектакль у Романа Виктюка«Мандельштам» с мощными актерскими работами Игоря Неведрова и Александра Дзюбы, который играет образ Сталина, способного звонить нам, в наше время; мертвый Сталин тут постоянно звонит мертвому Мандельштаму.
 
Из спектаклей за пределами Москвы хочется отметить «Оптимистическую трагедию» Виктора Рыжакова в Александринском театре – спектакль о том, как живут идеи революционной пьесы в XX веке, сделавшем истребление человека своей главной «миссией». Спектакль Сойжин Жамбаловой в Бурятском национальном театре «Полет. Бильчирская история», где с помощью технологии вербатим артисты рассказали о бурятской части истории затопления деревень, описанной Распутиным в «Прощании с Матерой». Спектакль «Папин след» Константина Рехтина в городе Тара Омской области – страшный и трогательный спектакль об истреблении русских немцев во время Второй мировой войны.
 
Из современной пьесы хочется отметить новые пьесы Дмитрия Данилова, написанные в жанре неоабсурда, – «Сережа очень тупой» и «Свидетельские показания». Пьеса «Тот самый день», написанная Ярославой Пулинович саркастично и язвительно на феминистские темы. Жуткий хоррор о подростковом одиночестве и мученичестве – пьеса Игоря Яковлева «На Луне».

Донецкий автор Алексей Куралех, находясь над схваткой, двух станов не боец, правдиво, гуманистически и с опорой на миф описал русско-украинскую войну на Донбассе в пьесе «Перемирие». Дана Сидерос написала чуткую, тревожную историю про школу в пьесе «Всем кого касается». Последние три пьесы стали сенсацией драматургического конкурса «Ремарка-2018».
 
2. Русский театр потерял в этом сезоне свои опоры, людей, которые определяли тренды и позиции, – Олега Табакова, Михаила Угарова и Елену Гремину.
 
3. Любые разговоры меркнут перед делом «Седьмой студии». И каким будет будущее российского театра, напрямую зависит от того, как скоро и насколько справедливо будет оно разрешено. Чем дольше длится процесс, тем все больше ощущение, что это суд над всей театральной системой, восходящий к вообще разговору о том, нужен ли театр обществу и государству и какой нужен.
 
Будущее театра будет прекрасным, если ему не свернут шею, что является сегодня реальной угрозой. Не только в Москве, но и в целом в России процесс наблюдается с конца 2000-х. Театр сделал огромный прорыв к реальности, он изучает реальность, локальную культуру, локальные сообщества, разговаривает о проблемах, которые волнуют сегодня страну.
 
Театр лучше, чем телевизор, газеты и даже кино, знает о том, чем живет страна здесь и сейчас. В театр сегодня вернулся серьезный, интеллектуальный зритель, который отшатнулся от него в 1990-е из-за бульваризации, коммерциализации репертуара. Сегодня театр способен предложить умному зрителю существенное художественное высказывание, и он призывает к диалогу – часто прямому.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • В Москве откроют мемориальную доску Юрию Яковлеву

    В четверг, 25 апреля, в день рождения народного артиста СССР Юрия Яковлева, на стене дома, где он жил с 1980 года, состоится торжественное открытие мемориальной доски. Об этом «Театралу» сообщила пресс-атташе Театра им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Вахтангова приобрел «Новую квартиру»

    24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова состоялась премьера спектакля «Новая квартира» по пьесе Карло Гольдони.   Впервые комедия была представлена в Венеции в 1760 году, и, по словам самого автора, «чрезвычайно понравилась публике». ...
  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
Читайте также