В поисках отрезанной руки

Владимир Панков поставил «Однорукого из Спокана» Макдонаха

 
Премьера Владимира Панкова «Однорукий из Спокана» на сцене ЦДР практически совпала с выходом в отечественный прокат фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Там и там Мартин Макдонах ставит в центр истории любимую им фигуру мстителя, чье право на месть никем не оспаривается, однако честное выполнение кровавого долга приводит к последствиям непредсказуемым.
 
Героиня «Трех билбордов…» хочет расследовать убийство дочери и мстит полицейским, которые, по ее мнению, халатно расследуют дело. Однорукий Кармайкл двадцать семь лет своей жизни потратил на наказание извергов, лишивших его руки, и на ее поиски. И героине «Трех билбордов…», и герою спектакля в поисках справедливости приходится иметь дело, мягко говоря, с не лучшими представителями homo sapiens. Однако парадоксальным образом выясняется, что чем последовательнее ты следуешь по пути законной мести, тем большей болью и кровью оборачивается твой путь. Законопослушная героиня чуть не становится убийцей, а Кармайкл всюду таскает за собой чемодан, набитый отрезанными конечностями всех форм, расцветок и размеров (и можно только догадываться о кровавой истории, стоящей за каждой из них). Любопытно, что оба – Милдред и Кармайкл, – защищают справедливость с помощью бензина и огня.

Эббинг в картине Мартина Макдонаха показан с гипнотической достоверностью: городские бары и полицейский участок, обыватели, стражи порядка, торговцы, рекламные агенты, бармены, бывшие военнослужащие.

Гостиница, в которой останавливается однорукий постоялец, превращена Владимиром Панковым в роскошные подмостки мюзик-холла. Привыкший к масштабам вахтанговской сцены Максим Обрезков использует каждый сантиметр камерного пространства ЦДР, чтобы создать иллюзию бесконечного сценического пространства, открывающего все новые ракурсы.

Оркестранты в зеленых камзолах располагаются по обеим сторонам сцены, и голоса их инструментов ведут и комментируют действие. Гигантская панда (Александр Занин), непринужденно читает ремарки автора. Из ниоткуда появляется невероятный кордебалет, одетый в фирменные платья и наколки горничных (в массовых сценах задействованы стажеры театра). Портье Мервин (Павел Акимкин) буквально порхает на сцене, вездесущим духом, одновременно заставляя вспомнить Чарли Чаплина и Фреда Астерака, – подначивая, задирая, задавая темп и стиль эстрадных номеров-аттракционов.

Придиры могут заметить, что вставок слишком много. Но попробуй убрать «вставные номера», скажем, из фильмов Боба Фосса и что останется? Рискну предположить, что Soundrama Панкова многим обязаны и «Кабаре», и главное – фильму «Весь этот джаз». Владимир Панков унаследовал от Фосса взгляд на хореографические номера как на комментарий к действию (комментарий иронический или философский). В «Одноруком из Спокена» именно музыкальные номера укрупняют события сюжета: из «малой драмы» личной жизни персонажа они перерастают в притчу о жизни человека вообще.


В фильме «Три билборда…» уколы абсурдистской изнанки исподволь взрывают натурализм плавно разворачивающегося повествования. В спектакле Панкова авторский взгляд постановщика и тиражность музыкальных номеров создают сложный контрапункт зрелища, в котором сплетены драйв, ирония, остранение, блеск исполнения массовых сцен и тонкий рисунок ролей главных героев.


Кармайкл (Андрей Заводюк), двое неудачливых обманщиков – Мэрилин (Александра Бортич), и ее дружок Тоби (Алексей Лысенко), наконец, портье Мервин (Павел Акимкин) – проходят в спектакле длинный путь.  Дура начинает понимать чужую душу. Трус обретает львиное сердце. Эгоист начинает думать о человеке рядом. А мститель понимает, что помимо мести в его жизни могут поместиться совсем другие чувства.

Принц Гамлет был прав, считая, что если с человеком обойтись по справедливости, то никто не избегнет порки, и именно поэтому призывал к доброте.

Мартин Макдонах снова и снова рассказывает нам о безжалостности мира, чтобы, проведя по тропинкам всех видов жестокости, показать высоту человеческого милосердия. В финале «Трех билбордов…» непримиримая мстительница осознает как устала от своей непримиримости. А Кармайкл решает, что отпустит на покаяние и души обманщиков, и собственную душу.

«Однорукий из Спокана», созданный в тесном пространстве ЦДР, получился спектаклем большой формы, больших мыслей, невероятной постановочной фантазии и актерского драйва. За один вечер на сцене ЦДР расходуется таланта, фантазии и энергии, которых хватило бы на десятки театров. И радуясь за Владимира Панкова, наконец, обретшего свой театральный дом, невольно думаешь: как же не хватает ему возможностей большой сцены (благо, сколько в Москве унылых огромных площадок, которых не оживляет ни одна искра воображения и мастерства).


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Жертвы истории

    В одном из своих недавних интервью Евгений Водолазкин констатировал, что публика сегодня однозначно предпочитает документ художественной литературе. Молодые режиссеры, выбирая материал для постановки, похоже, ищут опору в дневниках и документах. ...
  • Большой театр представит две оперы Менотти

    В Большом театре поставили две одноактные оперы Джана Карло Менотти «Телефон» и «Медиум». Премьерные показы пройдут 22, 23 и 24 марта на Камерной сцене им. Б. Покровского. После Второй мировой войны Менотти считался самым известным современным оперным композитором в Америке. ...
  • «Поднятые Тургеневым проблемы существуют в каждой семье»

    В декабре прошлого года художественным руководителем Театра на Перовской была назначена Гульнара Галавинская. За три с небольшим месяца она не только составила подробный творческий план на ближайшие календарный год, но и успела поставить новый спектакль – «Отцы и дети» по роману Тургенева. ...
  • В Театре на Малой Бронной покажут «Квартиру Коломбины»

    В Театре на Малой Бронной 9 апреля состоится премьера спектакля «Квартира Коломбины» по пьесе Людмилы Петрушевской. Главную роль исполнит Вера Бабичева.  «Квартира Коломбины» - это путешествие одной героини, примеряющей на себя четыре разные судьбы, - говорится в аннотации к спектаклю. ...
Читайте также