В поисках отрезанной руки

Владимир Панков поставил «Однорукого из Спокана» Макдонаха

 
Премьера Владимира Панкова «Однорукий из Спокана» на сцене ЦДР практически совпала с выходом в отечественный прокат фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Там и там Мартин Макдонах ставит в центр истории любимую им фигуру мстителя, чье право на месть никем не оспаривается, однако честное выполнение кровавого долга приводит к последствиям непредсказуемым.
 
Героиня «Трех билбордов…» хочет расследовать убийство дочери и мстит полицейским, которые, по ее мнению, халатно расследуют дело. Однорукий Кармайкл двадцать семь лет своей жизни потратил на наказание извергов, лишивших его руки, и на ее поиски. И героине «Трех билбордов…», и герою спектакля в поисках справедливости приходится иметь дело, мягко говоря, с не лучшими представителями homo sapiens. Однако парадоксальным образом выясняется, что чем последовательнее ты следуешь по пути законной мести, тем большей болью и кровью оборачивается твой путь. Законопослушная героиня чуть не становится убийцей, а Кармайкл всюду таскает за собой чемодан, набитый отрезанными конечностями всех форм, расцветок и размеров (и можно только догадываться о кровавой истории, стоящей за каждой из них). Любопытно, что оба – Милдред и Кармайкл, – защищают справедливость с помощью бензина и огня.

Эббинг в картине Мартина Макдонаха показан с гипнотической достоверностью: городские бары и полицейский участок, обыватели, стражи порядка, торговцы, рекламные агенты, бармены, бывшие военнослужащие.

Гостиница, в которой останавливается однорукий постоялец, превращена Владимиром Панковым в роскошные подмостки мюзик-холла. Привыкший к масштабам вахтанговской сцены Максим Обрезков использует каждый сантиметр камерного пространства ЦДР, чтобы создать иллюзию бесконечного сценического пространства, открывающего все новые ракурсы.

Оркестранты в зеленых камзолах располагаются по обеим сторонам сцены, и голоса их инструментов ведут и комментируют действие. Гигантская панда (Александр Занин), непринужденно читает ремарки автора. Из ниоткуда появляется невероятный кордебалет, одетый в фирменные платья и наколки горничных (в массовых сценах задействованы стажеры театра). Портье Мервин (Павел Акимкин) буквально порхает на сцене, вездесущим духом, одновременно заставляя вспомнить Чарли Чаплина и Фреда Астерака, – подначивая, задирая, задавая темп и стиль эстрадных номеров-аттракционов.

Придиры могут заметить, что вставок слишком много. Но попробуй убрать «вставные номера», скажем, из фильмов Боба Фосса и что останется? Рискну предположить, что Soundrama Панкова многим обязаны и «Кабаре», и главное – фильму «Весь этот джаз». Владимир Панков унаследовал от Фосса взгляд на хореографические номера как на комментарий к действию (комментарий иронический или философский). В «Одноруком из Спокена» именно музыкальные номера укрупняют события сюжета: из «малой драмы» личной жизни персонажа они перерастают в притчу о жизни человека вообще.


В фильме «Три билборда…» уколы абсурдистской изнанки исподволь взрывают натурализм плавно разворачивающегося повествования. В спектакле Панкова авторский взгляд постановщика и тиражность музыкальных номеров создают сложный контрапункт зрелища, в котором сплетены драйв, ирония, остранение, блеск исполнения массовых сцен и тонкий рисунок ролей главных героев.


Кармайкл (Андрей Заводюк), двое неудачливых обманщиков – Мэрилин (Александра Бортич), и ее дружок Тоби (Алексей Лысенко), наконец, портье Мервин (Павел Акимкин) – проходят в спектакле длинный путь.  Дура начинает понимать чужую душу. Трус обретает львиное сердце. Эгоист начинает думать о человеке рядом. А мститель понимает, что помимо мести в его жизни могут поместиться совсем другие чувства.

Принц Гамлет был прав, считая, что если с человеком обойтись по справедливости, то никто не избегнет порки, и именно поэтому призывал к доброте.

Мартин Макдонах снова и снова рассказывает нам о безжалостности мира, чтобы, проведя по тропинкам всех видов жестокости, показать высоту человеческого милосердия. В финале «Трех билбордов…» непримиримая мстительница осознает как устала от своей непримиримости. А Кармайкл решает, что отпустит на покаяние и души обманщиков, и собственную душу.

«Однорукий из Спокана», созданный в тесном пространстве ЦДР, получился спектаклем большой формы, больших мыслей, невероятной постановочной фантазии и актерского драйва. За один вечер на сцене ЦДР расходуется таланта, фантазии и энергии, которых хватило бы на десятки театров. И радуясь за Владимира Панкова, наконец, обретшего свой театральный дом, невольно думаешь: как же не хватает ему возможностей большой сцены (благо, сколько в Москве унылых огромных площадок, которых не оживляет ни одна искра воображения и мастерства).


  • Нравится


Самое читаемое

  • В МХТ пройдут бесплатные лекции по истории театра

    МХТ им. Чехова в наступившем году представит цикл лекций по истории Художественного театра. Посетить лекции можно бесплатно, по предварительной записи. Как сообщается на сайте МХТ, перед широкой аудиторией выступят московские и санкт-петербургские театроведы. ...
  • Маргарита Терехова нуждается в помощи

    Семья Маргариты Тереховой на сайте Союза кинематографистов опубликовала просьбу о сборе средств для помощи актрисе. «Уважаемые коллеги, зрители и все, кто знают и ценят творчество народной артистки России Маргариты Тереховой. ...
  • В театре «Сфера» бесплатно покажут кино

    В понедельник, 21 января, в театре «Сфера» пройдет премьерный показ фильма Игоря Калядина «Молога. Между огнем и водой». Документальная лента расскажет о трагедии затопленных в советское время сел и городов. Вход на мероприятие свободный, по предварительной записи на сайте театра. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
Читайте также


Читайте также

  • Константин Райкин выпускает «Глупости»

    Спектакль по пьесе современного драматурга и сценариста Виктории Никольской в постановке Константина Райкина появится в репертуаре «Сатирикона» 6 февраля. Премьера состоится 6 февраля на сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств (основное здание театра по-прежнему на реконструкции). ...
  • РАМТ объявил планы на первое полугодие

    Вслед за премьерой спектакля по пьесе Тома Стоппарда «Проблема» (постановка Алексея Бородина) и спектакля по повести Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» (постановка Александры Толстошевой) в репертуаре РАМТа появится еще несколько новых спектаклей. ...
  • Александринка ищет помрежа

    На официальном сайте Александринского театра появилась вакансия «помощник режиссёра», в должностные обязанности которого входит: проведение спектаклей и репетиций, контроль взаимодействия всех служб, контроль за явкой артистов на репетиции и спектакли и т. ...
  • На сцену «Маяковки» возвращается драматургия Радзинского

    Премьера спектакля «Снимается кино» по пьесе Эдварда Радзинского состоится в Театре им. Маяковского 16 февраля. Над постановкой работает режиссер Юрий Иоффе, в ролях: Алексей Фатеев, Наталья Коренная, Людмила Иванилова, Зоя Кайдановская и др. ...
Читайте также