В поисках отрезанной руки

Владимир Панков поставил «Однорукого из Спокана» Макдонаха

 
Премьера Владимира Панкова «Однорукий из Спокана» на сцене ЦДР практически совпала с выходом в отечественный прокат фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Там и там Мартин Макдонах ставит в центр истории любимую им фигуру мстителя, чье право на месть никем не оспаривается, однако честное выполнение кровавого долга приводит к последствиям непредсказуемым.
 
Героиня «Трех билбордов…» хочет расследовать убийство дочери и мстит полицейским, которые, по ее мнению, халатно расследуют дело. Однорукий Кармайкл двадцать семь лет своей жизни потратил на наказание извергов, лишивших его руки, и на ее поиски. И героине «Трех билбордов…», и герою спектакля в поисках справедливости приходится иметь дело, мягко говоря, с не лучшими представителями homo sapiens. Однако парадоксальным образом выясняется, что чем последовательнее ты следуешь по пути законной мести, тем большей болью и кровью оборачивается твой путь. Законопослушная героиня чуть не становится убийцей, а Кармайкл всюду таскает за собой чемодан, набитый отрезанными конечностями всех форм, расцветок и размеров (и можно только догадываться о кровавой истории, стоящей за каждой из них). Любопытно, что оба – Милдред и Кармайкл, – защищают справедливость с помощью бензина и огня.

Эббинг в картине Мартина Макдонаха показан с гипнотической достоверностью: городские бары и полицейский участок, обыватели, стражи порядка, торговцы, рекламные агенты, бармены, бывшие военнослужащие.

Гостиница, в которой останавливается однорукий постоялец, превращена Владимиром Панковым в роскошные подмостки мюзик-холла. Привыкший к масштабам вахтанговской сцены Максим Обрезков использует каждый сантиметр камерного пространства ЦДР, чтобы создать иллюзию бесконечного сценического пространства, открывающего все новые ракурсы.

Оркестранты в зеленых камзолах располагаются по обеим сторонам сцены, и голоса их инструментов ведут и комментируют действие. Гигантская панда (Александр Занин), непринужденно читает ремарки автора. Из ниоткуда появляется невероятный кордебалет, одетый в фирменные платья и наколки горничных (в массовых сценах задействованы стажеры театра). Портье Мервин (Павел Акимкин) буквально порхает на сцене, вездесущим духом, одновременно заставляя вспомнить Чарли Чаплина и Фреда Астерака, – подначивая, задирая, задавая темп и стиль эстрадных номеров-аттракционов.

Придиры могут заметить, что вставок слишком много. Но попробуй убрать «вставные номера», скажем, из фильмов Боба Фосса и что останется? Рискну предположить, что Soundrama Панкова многим обязаны и «Кабаре», и главное – фильму «Весь этот джаз». Владимир Панков унаследовал от Фосса взгляд на хореографические номера как на комментарий к действию (комментарий иронический или философский). В «Одноруком из Спокена» именно музыкальные номера укрупняют события сюжета: из «малой драмы» личной жизни персонажа они перерастают в притчу о жизни человека вообще.


В фильме «Три билборда…» уколы абсурдистской изнанки исподволь взрывают натурализм плавно разворачивающегося повествования. В спектакле Панкова авторский взгляд постановщика и тиражность музыкальных номеров создают сложный контрапункт зрелища, в котором сплетены драйв, ирония, остранение, блеск исполнения массовых сцен и тонкий рисунок ролей главных героев.


Кармайкл (Андрей Заводюк), двое неудачливых обманщиков – Мэрилин (Александра Бортич), и ее дружок Тоби (Алексей Лысенко), наконец, портье Мервин (Павел Акимкин) – проходят в спектакле длинный путь.  Дура начинает понимать чужую душу. Трус обретает львиное сердце. Эгоист начинает думать о человеке рядом. А мститель понимает, что помимо мести в его жизни могут поместиться совсем другие чувства.

Принц Гамлет был прав, считая, что если с человеком обойтись по справедливости, то никто не избегнет порки, и именно поэтому призывал к доброте.

Мартин Макдонах снова и снова рассказывает нам о безжалостности мира, чтобы, проведя по тропинкам всех видов жестокости, показать высоту человеческого милосердия. В финале «Трех билбордов…» непримиримая мстительница осознает как устала от своей непримиримости. А Кармайкл решает, что отпустит на покаяние и души обманщиков, и собственную душу.

«Однорукий из Спокана», созданный в тесном пространстве ЦДР, получился спектаклем большой формы, больших мыслей, невероятной постановочной фантазии и актерского драйва. За один вечер на сцене ЦДР расходуется таланта, фантазии и энергии, которых хватило бы на десятки театров. И радуясь за Владимира Панкова, наконец, обретшего свой театральный дом, невольно думаешь: как же не хватает ему возможностей большой сцены (благо, сколько в Москве унылых огромных площадок, которых не оживляет ни одна искра воображения и мастерства).

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр лучше, чем телевизор, знает о том, чем живет страна»

    «Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Павлу Рудневу, доценту ГИТИСа, зам. худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни). ...
  • Приснилась Гурченко

    Редеет поколение, уходят друзья и коллеги, всё острее дефицит искренности. Стремительно растёт горечь накопления биографии. Забвение грустное, но… закономерное явление.   Мечты о бессмертии дико дифференцированы. ...
  • Константин Богомолов выпускает «Славу» в БДТ

    Режиссер Константин Богомолов готовит на Основной сцене БДТ им. Товстоногова постановку «Слава». Предпремьерным показом 8 июля театр завершит юбилейный 100-й сезон, премьера состоится осенью. «Слава» стала первой пьесой знаменитого поэта и сценариста Виктора Гусева, напомнили в пресс-службе БДТ. ...
  • Несвободное творчество

    В «Гоголь-центре» завершился сезон – первый сезон, который прошел в слишком тяжелых условиях. В августе 2017 года режиссер Кирилл Серебренников был арестован по подозрению в мошенничестве. Так называемое дело «Седьмой студии» уже стало притчей во языцех, в очередной раз продемонстрировав жестокость отечественной судебной системы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Удачи и поражения

    «Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Марине Шимадиной, обозревателю «Театрала». 1. В первую очередь хотелось бы отметить беспрецедентный случай с «Гоголь-центром», который весь сезон работает без своего художественного руководителя и, тем не менее, не падает духом и выпускает один спектакль за другим. ...
  • Егор Перегудов выпускает «Дон Жуана»

    Премьера бессмертной комедии Мольера в исполнении артистов «Сатирикона» состоится 24 июля на сцене «Планеты КВН». Дон Жуана играет Тимофей Трибунцев, в остальных ролях Константин Райкин, Агриппина Стеклова, Григорий Сиятвинда, Дарья Урсуляк и др. ...
  • Непредсказуемый сезон

    «Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Ольге Егошиной, профессору Школы-студии МХАТ (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни). ...
  • Семён Александровский: «Делать мультфильмы выгоднее, чем автоматы»

    «В последнее время мы живем в каком-то «обществе войны», и мне кажется, пьеса Михаила Дурненкова – некий ответ на это», – рассказал «Театралу» режиссер Семён Александровский. Вместе с артистами Мастерской Дмитрия Брусникина он выпустил в театре «Практика» постановку «Война еще не началась». ...
Читайте также