В поисках отрезанной руки

Владимир Панков поставил «Однорукого из Спокана» Макдонаха

 
Премьера Владимира Панкова «Однорукий из Спокана» на сцене ЦДР практически совпала с выходом в отечественный прокат фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Там и там Мартин Макдонах ставит в центр истории любимую им фигуру мстителя, чье право на месть никем не оспаривается, однако честное выполнение кровавого долга приводит к последствиям непредсказуемым.
 
Героиня «Трех билбордов…» хочет расследовать убийство дочери и мстит полицейским, которые, по ее мнению, халатно расследуют дело. Однорукий Кармайкл двадцать семь лет своей жизни потратил на наказание извергов, лишивших его руки, и на ее поиски. И героине «Трех билбордов…», и герою спектакля в поисках справедливости приходится иметь дело, мягко говоря, с не лучшими представителями homo sapiens. Однако парадоксальным образом выясняется, что чем последовательнее ты следуешь по пути законной мести, тем большей болью и кровью оборачивается твой путь. Законопослушная героиня чуть не становится убийцей, а Кармайкл всюду таскает за собой чемодан, набитый отрезанными конечностями всех форм, расцветок и размеров (и можно только догадываться о кровавой истории, стоящей за каждой из них). Любопытно, что оба – Милдред и Кармайкл, – защищают справедливость с помощью бензина и огня.

Эббинг в картине Мартина Макдонаха показан с гипнотической достоверностью: городские бары и полицейский участок, обыватели, стражи порядка, торговцы, рекламные агенты, бармены, бывшие военнослужащие.

Гостиница, в которой останавливается однорукий постоялец, превращена Владимиром Панковым в роскошные подмостки мюзик-холла. Привыкший к масштабам вахтанговской сцены Максим Обрезков использует каждый сантиметр камерного пространства ЦДР, чтобы создать иллюзию бесконечного сценического пространства, открывающего все новые ракурсы.

Оркестранты в зеленых камзолах располагаются по обеим сторонам сцены, и голоса их инструментов ведут и комментируют действие. Гигантская панда (Александр Занин), непринужденно читает ремарки автора. Из ниоткуда появляется невероятный кордебалет, одетый в фирменные платья и наколки горничных (в массовых сценах задействованы стажеры театра). Портье Мервин (Павел Акимкин) буквально порхает на сцене, вездесущим духом, одновременно заставляя вспомнить Чарли Чаплина и Фреда Астерака, – подначивая, задирая, задавая темп и стиль эстрадных номеров-аттракционов.

Придиры могут заметить, что вставок слишком много. Но попробуй убрать «вставные номера», скажем, из фильмов Боба Фосса и что останется? Рискну предположить, что Soundrama Панкова многим обязаны и «Кабаре», и главное – фильму «Весь этот джаз». Владимир Панков унаследовал от Фосса взгляд на хореографические номера как на комментарий к действию (комментарий иронический или философский). В «Одноруком из Спокена» именно музыкальные номера укрупняют события сюжета: из «малой драмы» личной жизни персонажа они перерастают в притчу о жизни человека вообще.


В фильме «Три билборда…» уколы абсурдистской изнанки исподволь взрывают натурализм плавно разворачивающегося повествования. В спектакле Панкова авторский взгляд постановщика и тиражность музыкальных номеров создают сложный контрапункт зрелища, в котором сплетены драйв, ирония, остранение, блеск исполнения массовых сцен и тонкий рисунок ролей главных героев.


Кармайкл (Андрей Заводюк), двое неудачливых обманщиков – Мэрилин (Александра Бортич), и ее дружок Тоби (Алексей Лысенко), наконец, портье Мервин (Павел Акимкин) – проходят в спектакле длинный путь.  Дура начинает понимать чужую душу. Трус обретает львиное сердце. Эгоист начинает думать о человеке рядом. А мститель понимает, что помимо мести в его жизни могут поместиться совсем другие чувства.

Принц Гамлет был прав, считая, что если с человеком обойтись по справедливости, то никто не избегнет порки, и именно поэтому призывал к доброте.

Мартин Макдонах снова и снова рассказывает нам о безжалостности мира, чтобы, проведя по тропинкам всех видов жестокости, показать высоту человеческого милосердия. В финале «Трех билбордов…» непримиримая мстительница осознает как устала от своей непримиримости. А Кармайкл решает, что отпустит на покаяние и души обманщиков, и собственную душу.

«Однорукий из Спокана», созданный в тесном пространстве ЦДР, получился спектаклем большой формы, больших мыслей, невероятной постановочной фантазии и актерского драйва. За один вечер на сцене ЦДР расходуется таланта, фантазии и энергии, которых хватило бы на десятки театров. И радуясь за Владимира Панкова, наконец, обретшего свой театральный дом, невольно думаешь: как же не хватает ему возможностей большой сцены (благо, сколько в Москве унылых огромных площадок, которых не оживляет ни одна искра воображения и мастерства).


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Театр Вахтангова открыл 98-й сезон премьерой Туминаса

    Днем в субботу на Новой сцене Театра Вахтангова было не протолкнуться: по случаю открытия 98-го сезона здесь состоялся традиционный сбор труппы. В зале едва хватало мест, многие журналисты сидели на ступеньках, проходы были забиты телекамерами. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Комиссаржевской готовит спектакль к юбилею Солженицына

    В пятницу, 21 сентября, Санкт-Петербургский театр им. Комиссаржевской открыл 77-й сезон спектаклем «Доктор Живаго» в постановке Леонида Алимова. «В новом сезоне произошло важное событие: Леонид Алимов стал главным режиссером нашего театра, – подчеркнул художественный руководитель театра Виктор Новиков, его цитирует пресс-служба театра. ...
  • «А вы ноктюрн сыграть могли бы…»

    На провокационный вопрос Маяковского:  «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?», Юрий Бутусов  и Владимир Панков легко могут ответить вопросом: «А почему именно простенький ноктюрн? А не симфонию?». ...
  • «Наша жизнь и есть ад»

    Игорь Яцко осуществил свою давнюю мечту - поставил пьесу Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад» на сцене «Школы драматического искусства». Премьерный показы состоятся 21 и 22 сентября. Корреспондент «Театрала» побывал на генеральном прогоне, пообщался с режиссером и исполнителями главных ролей. ...
  • Московский Губернский театр открыл шестой сезон

    В четверг, 20 сентября, Московский Губернский театр открыл шестой театральный сезон спектаклем художественного руководителя Сергея Безрукова «Сирано де Бержерак». Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы. ...
Читайте также