Игорь Ясулович: «Мы выходим на сцену, чтобы разобраться в себе»

 
Актер Игорь ЯСУЛОВИЧ много времени и сил уделяет воспитанию творческой молодежи – преподает в ГИТИСе и во ВГИКе. На минувшей неделе артист участвовал в работе жюри на Молодежном театральном форуме в Ереване.
 
– Игорь Николаевич, некоторые говорят, что сейчас в России – театральный бум, но кто-то считает обратное. Какова  ситуация,  на ваш взгляд?
– За мою жизнь я многое наблюдал и помню, как предрекали гибель театра, когда так мощно заработал кинематограф, и когда возникало телевидение. Но никуда театр не делся! Театр как существовал с самых-самых древнейших времен, так он до сих пор и существует. Другое дело, что, безусловно, он переживает какие-то критические моменты. Это нормально и неизбежно. Господи, боже мой, почитайте «Чайку», о чем там говорится? Новые формы, новые формы… Вечно кричим о новаторстве, что-то пробуем, а потом возвращаемся, но возвращаемся обогащенными. Для чего мы выходим на сцену?  Для того, чтобы разобраться в себе, в том, что происходит вокруг, понять, что же такое человек. Простите, я вам приведу цитату из Федора Михайловича Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».

И театр занимается именно этим, поэтому он никогда не умрет. Я могу только о себе сказать, почему мне так интересно обращаться назад, скажем, отсматривать какие-то кусочки, которые, сохранились в Бахрушинском музее? Если про великих актеров XIX века мы можем только читать, то начало XX века, слава богу, уже обладает конкретными документами. И вы можете увидеть, как замечательно Качалов читает монолог Барона. Вернее, играет. Сохранилась съемка! Какие блистательные фрагменты театральных работ и Мейерхольда, и Таирова.  Есть записи сцен из спектакля еврейского театра, где Михоэлс играет короля Лира. Можно увидеть, какого необычайного уровня эта работа, как актер мыслит!
 
– Вы своим студентам показываете эти уникальные кадры?
– Да, но сейчас, к сожалению, все эти новейшие технологии приводят к тому, что люди могут взять iPad, влезть в интернет и всё там посмотреть. Но, когда вы смотрите это в зале, не одни, это совершенно другое впечатление!
 
– Вы считаете, что обязательно смотреть в коллективе?
Нет, можно и самому увидеть и получить вот этот «удар в сердце». Но я говорю о себе, о том, что мне важно и что на меня действует. Кто-то, может быть, останется равнодушным, кого-то задевает что-то другое. Но все равно мы же возникаем не на пустом месте. До нас уже что-то было, и когда мы «открываем Америку», через какое-то время выясняется, что, возможно, одежка чуть-чуть поменялась, но суть-то осталась та же.

Мне очень нравится определение, что мы – карлики, стоящие на плечах у гигантов. Мне кажется, что в этом нет ничего уничижительного. Просто через какое-то время, может быть, и на наших плечах встанут другие. И это нормально, это правильно, когда багаж накапливается и передается из рук в руки. Как передаются семейные фотографии или какая-нибудь семейная реликвия. Это все имеет тоже прямое отношение к нашему делу, поскольку наше дело – человек с его страстями, с его муками, с его подлостью, с его замечательными человеческими чертами. Ты погружаешься, ты задаешь вопросы, ты пытаешься в этом разобраться. Этим и интересно наше дело.
 
– Сегодня в работе вам не приходится сталкиваться с цензурой, как это было в советское время?
– Я вам вот что скажу, и это не к тому, что в советские времена не было цензуры, но нам посчастливилось прожить то время как бы своим кругом, где мы были внутренне свободны. Из того круга, в котором я вращался, не могу сказать, чтобы кто-нибудь был занят строительством собственной карьеры. Работать – работали, но карьеру не строили. Это были блистательные художники, режиссеры. Их занимало не то, какие посты займешь, а что ты можешь сказать. Но я не считаю, что театр должен быть борцом, что театр должен заниматься политикой. Это моя точка зрения. Это не означает, что этого нет и не будет, но меня это не интересует.

Но я участвую в одном спектакле Театра.doc, который посвящен судьбе выдающегося архитектора Константина Мельникова, с ужасно трудной судьбой. Мельников прожил 80 лет, при этом, как он сам писал, на 40 лет он был как бы вычеркнут из жизни. Хотя он принял революцию и говорил, имея в виду архитектуру: «Красавица слетела к нам вместе с Октябрем». Он считал, что настало время, когда его искренние порывы, желания и понимание могут полностью реализоваться, но жизнь складывалась совершенно по-другому. Оказалось, что это никому не нужно. Этих людей просто вычеркнули из жизни… Политика это или не политика? Нет, это человек, который открыто высказывает свои потаенные мысли. Спектакль создан по дневниковым записям Мельникова. Он пишет: «Формалист ли я? При культе личности меня отнесли к ним. Заставляли отречься. Я счел, что это невозможно. Отняли руководство мастерской и кафедру в архитектурном институте». Что это – политика или человеческая судьба? Можно ли об этом говорить намеками? Нельзя. Нужно ли идти на баррикады? Не нужно. Нужно просто погрузиться в эту человеческую судьбу, в себя ее вобрать и попробовать это донести до людей, которые придут слушать. И пусть они подумают о том, как мы живем, какова наша ответственность за наши поступки.
 
– Вы работали в жюри на Молодежном театральном форуме в Ереване, как вы оцениваете с профессиональной точки зрения прошедший фестиваль?
– Должен сказать, что любые встречи, любой обмен опытом, любая возможность посмотреть работы друг друга, поговорить, обсудить, – чрезвычайно полезны. По существу, это суть и смысл нашей работы. Если себя не встряхивать, если не слушать замечаний со стороны, то довольно быстро происходит «замыливание». Начинаешь играть уже как бы по инерции. Ты все знаешь, ты прекрасно ориентируешься в том, что делаешь, и потихоньку-потихоньку незаметно происходит некая подмена. Возникает облегченный способ существования на сцене.  А когда мы на таких площадках, как этот Форум, встречаемся с представителями разных стран, мы видим, что интересует коллег, как они добиваются результата. Это замечательно, поучительно и будит творческую энергию. А молодежи тем более важно видеть происходящее вокруг. Понимаете, это и есть то богатство, которое мы можем сами почерпнуть и поделиться с другими.

Справка
III Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии состоялся при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. В Форуме приняли участие представители 12 стран – Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Украины, Узбекистана.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также