Игорь Ясулович: «Мы выходим на сцену, чтобы разобраться в себе»

 
Актер Игорь ЯСУЛОВИЧ много времени и сил уделяет воспитанию творческой молодежи – преподает в ГИТИСе и во ВГИКе. На минувшей неделе артист участвовал в работе жюри на Молодежном театральном форуме в Ереване.
 
– Игорь Николаевич, некоторые говорят, что сейчас в России – театральный бум, но кто-то считает обратное. Какова  ситуация,  на ваш взгляд?
– За мою жизнь я многое наблюдал и помню, как предрекали гибель театра, когда так мощно заработал кинематограф, и когда возникало телевидение. Но никуда театр не делся! Театр как существовал с самых-самых древнейших времен, так он до сих пор и существует. Другое дело, что, безусловно, он переживает какие-то критические моменты. Это нормально и неизбежно. Господи, боже мой, почитайте «Чайку», о чем там говорится? Новые формы, новые формы… Вечно кричим о новаторстве, что-то пробуем, а потом возвращаемся, но возвращаемся обогащенными. Для чего мы выходим на сцену?  Для того, чтобы разобраться в себе, в том, что происходит вокруг, понять, что же такое человек. Простите, я вам приведу цитату из Федора Михайловича Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».

И театр занимается именно этим, поэтому он никогда не умрет. Я могу только о себе сказать, почему мне так интересно обращаться назад, скажем, отсматривать какие-то кусочки, которые, сохранились в Бахрушинском музее? Если про великих актеров XIX века мы можем только читать, то начало XX века, слава богу, уже обладает конкретными документами. И вы можете увидеть, как замечательно Качалов читает монолог Барона. Вернее, играет. Сохранилась съемка! Какие блистательные фрагменты театральных работ и Мейерхольда, и Таирова.  Есть записи сцен из спектакля еврейского театра, где Михоэлс играет короля Лира. Можно увидеть, какого необычайного уровня эта работа, как актер мыслит!
 
– Вы своим студентам показываете эти уникальные кадры?
– Да, но сейчас, к сожалению, все эти новейшие технологии приводят к тому, что люди могут взять iPad, влезть в интернет и всё там посмотреть. Но, когда вы смотрите это в зале, не одни, это совершенно другое впечатление!
 
– Вы считаете, что обязательно смотреть в коллективе?
Нет, можно и самому увидеть и получить вот этот «удар в сердце». Но я говорю о себе, о том, что мне важно и что на меня действует. Кто-то, может быть, останется равнодушным, кого-то задевает что-то другое. Но все равно мы же возникаем не на пустом месте. До нас уже что-то было, и когда мы «открываем Америку», через какое-то время выясняется, что, возможно, одежка чуть-чуть поменялась, но суть-то осталась та же.

Мне очень нравится определение, что мы – карлики, стоящие на плечах у гигантов. Мне кажется, что в этом нет ничего уничижительного. Просто через какое-то время, может быть, и на наших плечах встанут другие. И это нормально, это правильно, когда багаж накапливается и передается из рук в руки. Как передаются семейные фотографии или какая-нибудь семейная реликвия. Это все имеет тоже прямое отношение к нашему делу, поскольку наше дело – человек с его страстями, с его муками, с его подлостью, с его замечательными человеческими чертами. Ты погружаешься, ты задаешь вопросы, ты пытаешься в этом разобраться. Этим и интересно наше дело.
 
– Сегодня в работе вам не приходится сталкиваться с цензурой, как это было в советское время?
– Я вам вот что скажу, и это не к тому, что в советские времена не было цензуры, но нам посчастливилось прожить то время как бы своим кругом, где мы были внутренне свободны. Из того круга, в котором я вращался, не могу сказать, чтобы кто-нибудь был занят строительством собственной карьеры. Работать – работали, но карьеру не строили. Это были блистательные художники, режиссеры. Их занимало не то, какие посты займешь, а что ты можешь сказать. Но я не считаю, что театр должен быть борцом, что театр должен заниматься политикой. Это моя точка зрения. Это не означает, что этого нет и не будет, но меня это не интересует.

Но я участвую в одном спектакле Театра.doc, который посвящен судьбе выдающегося архитектора Константина Мельникова, с ужасно трудной судьбой. Мельников прожил 80 лет, при этом, как он сам писал, на 40 лет он был как бы вычеркнут из жизни. Хотя он принял революцию и говорил, имея в виду архитектуру: «Красавица слетела к нам вместе с Октябрем». Он считал, что настало время, когда его искренние порывы, желания и понимание могут полностью реализоваться, но жизнь складывалась совершенно по-другому. Оказалось, что это никому не нужно. Этих людей просто вычеркнули из жизни… Политика это или не политика? Нет, это человек, который открыто высказывает свои потаенные мысли. Спектакль создан по дневниковым записям Мельникова. Он пишет: «Формалист ли я? При культе личности меня отнесли к ним. Заставляли отречься. Я счел, что это невозможно. Отняли руководство мастерской и кафедру в архитектурном институте». Что это – политика или человеческая судьба? Можно ли об этом говорить намеками? Нельзя. Нужно ли идти на баррикады? Не нужно. Нужно просто погрузиться в эту человеческую судьбу, в себя ее вобрать и попробовать это донести до людей, которые придут слушать. И пусть они подумают о том, как мы живем, какова наша ответственность за наши поступки.
 
– Вы работали в жюри на Молодежном театральном форуме в Ереване, как вы оцениваете с профессиональной точки зрения прошедший фестиваль?
– Должен сказать, что любые встречи, любой обмен опытом, любая возможность посмотреть работы друг друга, поговорить, обсудить, – чрезвычайно полезны. По существу, это суть и смысл нашей работы. Если себя не встряхивать, если не слушать замечаний со стороны, то довольно быстро происходит «замыливание». Начинаешь играть уже как бы по инерции. Ты все знаешь, ты прекрасно ориентируешься в том, что делаешь, и потихоньку-потихоньку незаметно происходит некая подмена. Возникает облегченный способ существования на сцене.  А когда мы на таких площадках, как этот Форум, встречаемся с представителями разных стран, мы видим, что интересует коллег, как они добиваются результата. Это замечательно, поучительно и будит творческую энергию. А молодежи тем более важно видеть происходящее вокруг. Понимаете, это и есть то богатство, которое мы можем сами почерпнуть и поделиться с другими.

Справка
III Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии состоялся при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. В Форуме приняли участие представители 12 стран – Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Украины, Узбекистана.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
  • «Без новаторства любая традиция мертва»

    В этот день (23 мая) 30 лет назад не стало Георгия Товстоногова, выдающегося режиссера, автора спектаклей, которые по силе своего психологизма, по многозначности заложенных в них мыслей стали вершиной драматического театра ХХ столетия. ...
  • «Он никогда не повышает голос»

    Глеб Панфилов окончил химико-технологический факультет Уральского университета, а стал режиссёром. Первый художественный  фильм снял в 33 года. Всего же в его биографии их одиннадцать (не считая короткометражки), и каждый – со своей индивидуальной темой, каждый отмечен наградой. ...
  • Александр Огарев: «Эта пьеса нужна всем»

    В «Школе драматического искусства» состоится премьера пьесы «Битва за Мосул» Алексея Житковского. О своем отношении к современной драматургии рассказал ее режиссер-постановщик  Александр Огарев. - Александр, почему вы вновь решили обратиться к современной драматургии? Прежде, в основном, вы ставили классику, а это совсем иная эстетика. ...
Читайте также