«Ради вас я сел на трон и буду здесь сидеть. Пожизненно»

В «Ленкоме» изучают природу народных любимцев

 
В одном из недавних своих интервью Марк Захаров говорил, что обратился к творчеству Шекспира «для биографии». Дело в том, что никогда прежде режиссер не ставил пьес великого британского драматурга. Правда, «Фальстаф и принц Уэльский» - название собирательное, поскольку в основе ленкомовского фарса – тексты сразу нескольких комедий и трагедий.

Фальстаф – комический персонаж целого ряда произведений Шекспира. Толстый добродушный трусливый пьяница, проводящий время в компании разбойников и распутниц. Но особенно важно для Марка Захарова то, что это прежде всего – шут-авантюрист, который, несмотря на свою разгульную жизнь, всегда «недалеко от власти».

«Фальстаф – мировой по значимости образ, которому мы постарались продлить жизнь в новых фантастических фарсовых ситуациях», – поясняет режиссер в театральной программке рядом с перечнем действующих лиц, многие из которых являются, конечно, придворными особами. Принц Уэльский Дмитрий Певцов, леди Пэрси Александра Захарова, король Генрих IV Игорь Миркурбанов, принц Ланкастерский Александр Мизёв и т.д. Фальстафа (того самого авантюриста и разбойника) играет Сергей Степанченко. И эта роль, конечно, из разряда бенефисных.

Фоном протекает дворцовый переворот, рушатся судьбы, раскалывается государство, меняются социальные слои, но Фальстаф при любой власти непотопляемый. Он в центре событий, всегда там, где беда. Он как бы с народом и в то же время – почти рядом с властью. Недаром в свои лучшие друзья он выбрал принца Уэльского – наследника престола, который находится, к тому же, в конфронтации с собственным отцом – королем Англии. Ситуация для Фальстафа что ни на есть самая выгодная. Сергей Степанченко играет его человеком с сотнями лиц – бесконечно лживым, изворотливым, который без тени смущения способен на ходу менять свою точку зрения, лишь бы только она соответствовала позиции тех, на чьей стороне сила. Типаж до боли знакомый, напоминающий некоторых наших политиков из тех, кто «давно во власти».

И думается, что такая ассоциация возникает намеренно. Марк Захаров, предупреждая в программке, что в основе этого фарса – «тексты, которых, возможно, нет у Шекспира», – старался показать не только природу придворного лицемера, но и самой власти, которую такие лицемеры устраивают. Даже когда решением короля Генриха IV (роль небольшая, но филигранно сыгранная Игорем Миркурбановым) подельники предстанут перед судом, Фальстаф и там остается на передовой.

Правильную речь толкнет, развернет лучезарную демагогию, выкрутит ситуацию наизнанку так, что получится не разбойники перед вами, а герои.

Как говорит в зале суда леди Пэрси: «Фальстаф не идиот, у него просто обманчивая внешность» и к тому же он «любимец нашего народа».

«Как это точно, леди Пэрси, – дополняет Фальстаф. – Казнить, конечно, следует меня. Это будет самое разумное решение и вдобавок его поддержит наш героический народ, который очень любит, когда невинный человек оказывается вдруг с петлей на шее. В связи с моей казнью, ваша честь, поверьте, будут наблюдаться народные гулянья с песнями, поздравлениями, фейерверками, поцелуями и, конечно, бесплатной раздачей хереса по всей стране. Это неизбежно. У нас так мало праздников!»

Тему правящей власти Марк Захаров намечает лишь пунктиром (в самом деле, не о ней речь). Эта власть всё видит, всё знает, но не решится кардинально изгнать Фальстафа, поскольку, видимо, себе дороже.

Полным антиподом Фальстафа предстает принц Уэльский, который сколько бы ни водился с разбойниками, а все равно остается человеком аристократического происхождения, в манерах которого проступает порода.

По Шекспиру (в особенности, это следует из пьесы «Генрих IV»), Фальстаф и принц любят подшучивать друг над другом – состязаются в хулиганском остроумии, однако в ленкомовском фарсе это не столь важно. Интереснее другое – как из тишайшего повесы вдруг прорастает тиран, дорвавшийся до власти. И если Фальстаф в своей изворотливой демагогии меняет множество личин, то принц Уэльский, пожалуй, всего только одну, но кардинально и жестоко. Он предательски убьет своего брата, взойдет на престол и учинит расправу над всеми, включая тех, кто еще недавно считался его верными друзьями, с кем промышлял на дорогах, грабя богатые обозы.

Теперь он тоже «с народом», но его инаугурационная речь отличается редкостным цинизмом (хотя в ленкомовской традиции подана, конечно же, сатирически).

«Простые люди! – говорит вчерашний принц Уэльский, восседая высоко на троне, почти под колосниками сцены. – Со мной пришла в страну эпоха светлая такая, о которой много лет мечтали все простые англичане. Жизнь будет сытой, зажиточной, но справедливой. Казнить мы будем много, часто, ежедневно вешать казнокрадов, лихоимцев и прохвостов, которые в чинах. Клянусь! Простых людей не тронем, обещаю. Простые люди, родные, дорогие англичане! Ради вас я сел на трон и буду здесь сидеть. Пожизненно. Итак, началась у нас свобода и будет много пива, хереса и всякого другого пойла по праздникам бесплатно – обещаю. Вы еще не осознали то счастье, что я принес для вас на зависть всей Европе, что мается в распутстве. Всех поздравляю со свободой и новым королем. Я ваш король».

Прислужники требуют поднять рёв в поддержку новой власти. Раздаются возгласы: «Слава королю!» (того же требуют и от зрительного зала). Того, кто не согласен, ждет, разумеется, расправа.
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Планы театров на новый сезон

    Еще не все театры начали сезон, но первые планы уже известны. «Театрал» составил карту событий, и она в ближайшее время будет пополняться.  Москва Большой театр Череду оперных премьер Большого театра откроет мюзикл «Кандид» (29-30 сентября, режиссер Алексей Франдетти, дирижер Туган Сохиев) и опера Россини «Севильский цирюльник» в постановке Евгения Писарева (3 ноября). ...
  • Сергей Проханов поставит спектакль про великих шахматистов

    Улыбки, цветы и поздравления – в «Театре Луны» открылся новый, 26-й по счету сезон. В этот раз артисты встретились после летнего антракта в особо приподнятом настроении. За время их отдыха в театре был сделан долгожданный ремонт – обновили сцену, крышу, зрительный зал и служебные помещения. ...
  • Марк Розовский покажет в новом сезоне 9 премьер

    В театре «У Никитских ворот» во вторник вечером, 14 августа, открылся 36-й по счету сезон. На традиционном сборе труппы художественный руководитель коллектива, народный артист России Марк Розовский рассказал о планах на предстоящий творческий год. ...
  • Барон Мюнхгаузен переселился в «Мастерскую Фоменко»

    Новый сезон «Мастерская Фоменко» откроет 8 сентября моноспектаклем о бароне Карле Фридрихе Иерониме Мюнхгаузене, чьи правдивые истории легли в основу многочисленных авантюрных сюжетов. Правда, как уточняет театр, не следует ждать пересказа давно известных историй о том, как барон летал на ядре, скакал на половинке лошади или вытаскивал себя за волосы из болота. ...
Читайте также