«Ради вас я сел на трон и буду здесь сидеть. Пожизненно»

В «Ленкоме» изучают природу народных любимцев

 
В одном из недавних своих интервью Марк Захаров говорил, что обратился к творчеству Шекспира «для биографии». Дело в том, что никогда прежде режиссер не ставил пьес великого британского драматурга. Правда, «Фальстаф и принц Уэльский» - название собирательное, поскольку в основе ленкомовского фарса – тексты сразу нескольких комедий и трагедий.

Фальстаф – комический персонаж целого ряда произведений Шекспира. Толстый добродушный трусливый пьяница, проводящий время в компании разбойников и распутниц. Но особенно важно для Марка Захарова то, что это прежде всего – шут-авантюрист, который, несмотря на свою разгульную жизнь, всегда «недалеко от власти».

«Фальстаф – мировой по значимости образ, которому мы постарались продлить жизнь в новых фантастических фарсовых ситуациях», – поясняет режиссер в театральной программке рядом с перечнем действующих лиц, многие из которых являются, конечно, придворными особами. Принц Уэльский Дмитрий Певцов, леди Пэрси Александра Захарова, король Генрих IV Игорь Миркурбанов, принц Ланкастерский Александр Мизёв и т.д. Фальстафа (того самого авантюриста и разбойника) играет Сергей Степанченко. И эта роль, конечно, из разряда бенефисных.

Фоном протекает дворцовый переворот, рушатся судьбы, раскалывается государство, меняются социальные слои, но Фальстаф при любой власти непотопляемый. Он в центре событий, всегда там, где беда. Он как бы с народом и в то же время – почти рядом с властью. Недаром в свои лучшие друзья он выбрал принца Уэльского – наследника престола, который находится, к тому же, в конфронтации с собственным отцом – королем Англии. Ситуация для Фальстафа что ни на есть самая выгодная. Сергей Степанченко играет его человеком с сотнями лиц – бесконечно лживым, изворотливым, который без тени смущения способен на ходу менять свою точку зрения, лишь бы только она соответствовала позиции тех, на чьей стороне сила. Типаж до боли знакомый, напоминающий некоторых наших политиков из тех, кто «давно во власти».

И думается, что такая ассоциация возникает намеренно. Марк Захаров, предупреждая в программке, что в основе этого фарса – «тексты, которых, возможно, нет у Шекспира», – старался показать не только природу придворного лицемера, но и самой власти, которую такие лицемеры устраивают. Даже когда решением короля Генриха IV (роль небольшая, но филигранно сыгранная Игорем Миркурбановым) подельники предстанут перед судом, Фальстаф и там остается на передовой.

Правильную речь толкнет, развернет лучезарную демагогию, выкрутит ситуацию наизнанку так, что получится не разбойники перед вами, а герои.

Как говорит в зале суда леди Пэрси: «Фальстаф не идиот, у него просто обманчивая внешность» и к тому же он «любимец нашего народа».

«Как это точно, леди Пэрси, – дополняет Фальстаф. – Казнить, конечно, следует меня. Это будет самое разумное решение и вдобавок его поддержит наш героический народ, который очень любит, когда невинный человек оказывается вдруг с петлей на шее. В связи с моей казнью, ваша честь, поверьте, будут наблюдаться народные гулянья с песнями, поздравлениями, фейерверками, поцелуями и, конечно, бесплатной раздачей хереса по всей стране. Это неизбежно. У нас так мало праздников!»

Тему правящей власти Марк Захаров намечает лишь пунктиром (в самом деле, не о ней речь). Эта власть всё видит, всё знает, но не решится кардинально изгнать Фальстафа, поскольку, видимо, себе дороже.

Полным антиподом Фальстафа предстает принц Уэльский, который сколько бы ни водился с разбойниками, а все равно остается человеком аристократического происхождения, в манерах которого проступает порода.

По Шекспиру (в особенности, это следует из пьесы «Генрих IV»), Фальстаф и принц любят подшучивать друг над другом – состязаются в хулиганском остроумии, однако в ленкомовском фарсе это не столь важно. Интереснее другое – как из тишайшего повесы вдруг прорастает тиран, дорвавшийся до власти. И если Фальстаф в своей изворотливой демагогии меняет множество личин, то принц Уэльский, пожалуй, всего только одну, но кардинально и жестоко. Он предательски убьет своего брата, взойдет на престол и учинит расправу над всеми, включая тех, кто еще недавно считался его верными друзьями, с кем промышлял на дорогах, грабя богатые обозы.

Теперь он тоже «с народом», но его инаугурационная речь отличается редкостным цинизмом (хотя в ленкомовской традиции подана, конечно же, сатирически).

«Простые люди! – говорит вчерашний принц Уэльский, восседая высоко на троне, почти под колосниками сцены. – Со мной пришла в страну эпоха светлая такая, о которой много лет мечтали все простые англичане. Жизнь будет сытой, зажиточной, но справедливой. Казнить мы будем много, часто, ежедневно вешать казнокрадов, лихоимцев и прохвостов, которые в чинах. Клянусь! Простых людей не тронем, обещаю. Простые люди, родные, дорогие англичане! Ради вас я сел на трон и буду здесь сидеть. Пожизненно. Итак, началась у нас свобода и будет много пива, хереса и всякого другого пойла по праздникам бесплатно – обещаю. Вы еще не осознали то счастье, что я принес для вас на зависть всей Европе, что мается в распутстве. Всех поздравляю со свободой и новым королем. Я ваш король».

Прислужники требуют поднять рёв в поддержку новой власти. Раздаются возгласы: «Слава королю!» (того же требуют и от зрительного зала). Того, кто не согласен, ждет, разумеется, расправа.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В своем формате

    Для петербургского Театра комедии им. Акимова Павел Сафонов – постановщик приглашенный, и это сразу чувствуется, ведь стилистика большинства спектаклей последних лет создана худруком Татьяной Казаковой.    Есть в премьере Сафонова еще двое приглашенных людей – это Илья Носков, который состоит в труппе театра «На Васильевском» и много снимается, и Наталья Ткаченко, которая вернулась в Комедию (пока не в труппу, а на конкретную постановку) после нескольких лет работы в разных театрах и тех же съемок в кино. ...
  • Московская оперетта готовит постановку по Штраусу

    В четверг и пятницу, 14 и 15 июня, на сцене Московского театра оперетты состоится премьера спектакля «Цыганский барон» по одноименному произведению Иоганна Штрауса. Эту оперетту театр ставит впервые за свою историю, сообщили журналистам в пресс-службе. ...
  • Александр Огарев открывает «Безымянную звезду»

    20 и 22 июня в Театре «Школа драматического искусства» Александр Огарев представит премьеру своего спектакля по известной пьесе «Безымянная звезда» Михайя Себастиана. Спектакль поставлен в одном из самых необычных залов театральной Москвы – трехъярусном «Глобусе», созданном по образцу шекспировского The Globe. ...
  • Театр им. Моссовета готовит очередную премьеру

    «Путешествие с тетушкой», спектакль по мотивам романа Грэма Грина, появится в репертуаре Театра им. Моссовета в новом сезоне. Комедию о жизни эксцентричной английской дамы, которая, не смотря на годы, сохранила страсть к авантюре, ставит режиссер Михаил Левитин-младший – сын Ольги Остроумовой. ...
Читайте также