«Театр.doc» будет сохранен любой ценой»

 
Этой весной московский «Театр.doc» трагически утратил своих художественных лидеров. 1 апреля ушел из жизни худрук театра Михаил Угаров, а спустя полтора месяца, 16 мая, умерла его жена, директор театра, драматург и режиссер Елена Гремина. Общей болью, мыслями о дальнейшей судьбе театра делятся люди, близкие его основателям.
 
Михаил Дурненков, драматург: 

 
– После смерти Михаила Юрьевича пожелание Елены Анатольевны заключалось в том, чтобы театр работал в полную силу. Поэтому процесс не останавливается, продолжаются репетиции и работа над постановками. Все намеченные планы будут реализованы.
 
Сейчас мы вновь вынуждены искать новое помещение. Договор с предыдущей площадкой истекает 1 сентября и, судя по всему, он не будет продлен. Новые условия, которые хочет выдвинуть ТСЖ, не совместимы с деятельностью театра. Все-таки театр – это дело шумное, оно плохо сочетается с жилым домом. У нас есть разные варианты, но назвать конкретный адрес пока сложно. Вряд ли нам достанется помещение, которому не потребуется ремонт, поэтому, скорее всего, будем запускать краудфандинг.
 
Зарема Заудинова, режиссер: 

 
– Елену Анатольевну сложно назвать директором. Для такого огромного человека это слишком маленькое слово. У многих из нас были с ней родительские отношения. Их невозможно считать рабочими, потому что ты мог позвонить ей в два часа ночи с любой проблемой. То же относится и к Михаилу Юрьевичу. Мог произойти любой ужас, но рядом были Угаров и Гремина, и возникала уверенность, что все наладится. Эта их удивительная способность видеть в поломанных людях потенциал и давать им право на себя…  Они были для нас родителями, а не начальством.
 
[В день, когда не стало Елены Анатольевны] мы стихийно собрались в театре – нужно было понять, как с этим жить, ведь теперь все изменится. Театр.doc был делом жизни и Угарова, и Греминой. Поэтому мы сохраним его любой ценой. Все, что мы сейчас можем, – это продолжать работать. Это главное, на чем нужно сосредоточиться. У нас много планов, все они в силе, мы будем их реализовывать, чтобы то, что закладывали в театр Михаил Юрьевич и Елена Анатольевна, продолжалось.
 
Елена Анатольевна всегда говорила, что мы не имеем права молчать.  Поэтому «Театр.doc» – это место, где люди говорят о том, что происходит. Место, куда может прийти любой. Театр всегда цитировал немецкого режиссера Фассбиндера: «Если ты не можешь изменить реальность, ты должен свидетельствовать о ней». И мы, документалисты, свидетельствовали о ней. Так будет и дальше. Но то, что принято называть «политическим» театром, это только одно из направлений Театра.doc. Другая сторона – это новая драма, открытие новых имен. В Театре.doc начинали свой путь многие деятелей современного театра. Когда он только открывался, Иван Вырыпаев, Максим Курочкин, Кирилл Серебренников вытаскивали c мусорки фанеру, которая стала первой сценой в Трехпрудном. Мы сделаем все, чтобы всеэ то сохранить.
 
Летом нам снова предстоит переехать, потому что с нами не продлили договор. Мы ищем помещение и средства для переезда. Мы должны найти хорошее помещение, откуда не придется выселяться через два месяца, и сейчас все силы будут брошены еще и на это (в интервью телеканалу RTVI). 
 
 

Ксения Ларина, журналист: 
 
– Елена Гремина и Михаил Угаров задумывали свой театр как театр прямого действия, не допускающий ни фальши, ни игры, ни имитации, ни волшебного «если бы». В «Театре.doc» все было по-настоящему. И все называлось своими именами: пытки, убийства, унижения, месть, война, ложь, смерть, предательство, моральное растление... Кто там говорил о театре, что это не зеркало, а увеличительное стекло? Что это трибуна, с которой можно сказать миру много добра? «Театр.doc» был создан поперёк Станиславского, Маяковского и Гоголя. Это был театр поперёк, взрывающийся изнутри обжигающей правдой документа, лишенного эмоций и восклицательных знаков. Именно эта безоценочная простота канцелярских будней превращала каждый спектакль в крик. В акцию протеста. Миша и Лена, как саперы, обезвреживали минное поле, чтобы мы могли ходить по нашей родине, не боясь в любую минуту быть схваченным, посаженным, расстрелянным, затравленным, оклеветанным.  И подорвались. Хочу, чтобы «Театр.doc» был. Назло всем и поперёк всему.
 
Иван Вырыпаев, драматург: 

 
– Я думаю о Елене Анатольевне очень многое, и все это очень светлое и даже очень пафосное. Но пускай не я напишу о том, кто такая Елена Гремина в искусстве, в культуре вообще и, главное, в драматургии. Сегодня я хочу проститься со своей коллегой, с драматургом, с писателем. С потрясающим, невероятным, комическим человеком.
 
Дорогая моя Елена Анатольевна, дорогие те, кто остается еще тут, и те, кто придет потом. В России есть множество имен, которые должны остаться в истории нашей культуры. Целый список из XIX века (я уж, конечно, не стану тут его приводить), целый список из XX века (про более ранние века считайте, что как бы тоже не забыл), а вот XXI век только начался. И в этом веке в русской культуре уже есть и навсегда останутся имена «первых людей начала века». И поскольку «Театр.doc» –  хочет ли этого кто-то, согласен ли кто-то с этим или нет – все равно уже часть истории великого российского театра, то и фамилии Греминой и Угарова тоже навсегда теперь вписаны в историю этой нашей многострадальной и *****стической (всем патриотам –  воспринимать слово «*****стическая» только как комплимент) страны.
 
Дорогая Елена Анатольевна. Для меня было большой честью знать вас и иметь возможность делать что-то рядом с вами и под вашей опекой. Большое вам спасибо. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
  • «Никто из оппонентов не видел этих спектаклей»

    Срыв запланированных в Астрахани гастролей спектаклей Романа Виктюка уже называют «театром абсурда». Местные чиновники и представители духовенства обвинили столичный театр в пропаганде гомосексуализма, даже не посмотрев анонсируемые спектакли. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Санкт-Петербурге пройдет Форум театральных менеджеров

    Театральные продюсеры, художественные руководители и директора театров встретятся на II Форуме театральных менеджеров «Место действия», который пройдет в Санкт-Петербурге с 28 сентября по 2 октября при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Союза театральных деятелей РФ (подробности). ...
  • Зампредседателя СТД о повышении пенсионного возраста

    Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о поэтапном повышении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63-х для женщин. Грядущая пенсионная реформа вызвала тревогу не только рядовых сограждан, но и представителей театрального сообщества, поскольку в документе, как выяснилось, не учтены льготные категории артистов. ...
  • Кирилл Серебренников: «Я уже в жерновах»

    В четверг, 16 августа, Мосгорсуд продлил домашний арест Кириллу Серебренникову до 19 сентября. Поскольку режиссер провел в таких условиях дольше предельно допустимого срока, вопрос о продлении меры пресечения рассматривал Мосгорсуд. ...
  • Реконструкция Театра им. Маяковского начнется не раньше 2020 года

    Одну из старейших театральных сцен Москвы – здание Театра им. Маяковского ждет полная реконструкция. О том, на какой стадии сейчас всё находится и когда начнутся работы, «Театралу» рассказал директор коллектива Леонид Ошарин. ...
Читайте также