«Театр.doc» будет сохранен любой ценой»

 
Этой весной московский «Театр.doc» трагически утратил своих художественных лидеров. 1 апреля ушел из жизни худрук театра Михаил Угаров, а спустя полтора месяца, 16 мая, умерла его жена, директор театра, драматург и режиссер Елена Гремина. Общей болью, мыслями о дальнейшей судьбе театра делятся люди, близкие его основателям.
 
Михаил Дурненков, драматург: 

 
– После смерти Михаила Юрьевича пожелание Елены Анатольевны заключалось в том, чтобы театр работал в полную силу. Поэтому процесс не останавливается, продолжаются репетиции и работа над постановками. Все намеченные планы будут реализованы.
 
Сейчас мы вновь вынуждены искать новое помещение. Договор с предыдущей площадкой истекает 1 сентября и, судя по всему, он не будет продлен. Новые условия, которые хочет выдвинуть ТСЖ, не совместимы с деятельностью театра. Все-таки театр – это дело шумное, оно плохо сочетается с жилым домом. У нас есть разные варианты, но назвать конкретный адрес пока сложно. Вряд ли нам достанется помещение, которому не потребуется ремонт, поэтому, скорее всего, будем запускать краудфандинг.
 
Зарема Заудинова, режиссер: 

 
– Елену Анатольевну сложно назвать директором. Для такого огромного человека это слишком маленькое слово. У многих из нас были с ней родительские отношения. Их невозможно считать рабочими, потому что ты мог позвонить ей в два часа ночи с любой проблемой. То же относится и к Михаилу Юрьевичу. Мог произойти любой ужас, но рядом были Угаров и Гремина, и возникала уверенность, что все наладится. Эта их удивительная способность видеть в поломанных людях потенциал и давать им право на себя…  Они были для нас родителями, а не начальством.
 
[В день, когда не стало Елены Анатольевны] мы стихийно собрались в театре – нужно было понять, как с этим жить, ведь теперь все изменится. Театр.doc был делом жизни и Угарова, и Греминой. Поэтому мы сохраним его любой ценой. Все, что мы сейчас можем, – это продолжать работать. Это главное, на чем нужно сосредоточиться. У нас много планов, все они в силе, мы будем их реализовывать, чтобы то, что закладывали в театр Михаил Юрьевич и Елена Анатольевна, продолжалось.
 
Елена Анатольевна всегда говорила, что мы не имеем права молчать.  Поэтому «Театр.doc» – это место, где люди говорят о том, что происходит. Место, куда может прийти любой. Театр всегда цитировал немецкого режиссера Фассбиндера: «Если ты не можешь изменить реальность, ты должен свидетельствовать о ней». И мы, документалисты, свидетельствовали о ней. Так будет и дальше. Но то, что принято называть «политическим» театром, это только одно из направлений Театра.doc. Другая сторона – это новая драма, открытие новых имен. В Театре.doc начинали свой путь многие деятелей современного театра. Когда он только открывался, Иван Вырыпаев, Максим Курочкин, Кирилл Серебренников вытаскивали c мусорки фанеру, которая стала первой сценой в Трехпрудном. Мы сделаем все, чтобы всеэ то сохранить.
 
Летом нам снова предстоит переехать, потому что с нами не продлили договор. Мы ищем помещение и средства для переезда. Мы должны найти хорошее помещение, откуда не придется выселяться через два месяца, и сейчас все силы будут брошены еще и на это (в интервью телеканалу RTVI). 
 
 

Ксения Ларина, журналист: 
 
– Елена Гремина и Михаил Угаров задумывали свой театр как театр прямого действия, не допускающий ни фальши, ни игры, ни имитации, ни волшебного «если бы». В «Театре.doc» все было по-настоящему. И все называлось своими именами: пытки, убийства, унижения, месть, война, ложь, смерть, предательство, моральное растление... Кто там говорил о театре, что это не зеркало, а увеличительное стекло? Что это трибуна, с которой можно сказать миру много добра? «Театр.doc» был создан поперёк Станиславского, Маяковского и Гоголя. Это был театр поперёк, взрывающийся изнутри обжигающей правдой документа, лишенного эмоций и восклицательных знаков. Именно эта безоценочная простота канцелярских будней превращала каждый спектакль в крик. В акцию протеста. Миша и Лена, как саперы, обезвреживали минное поле, чтобы мы могли ходить по нашей родине, не боясь в любую минуту быть схваченным, посаженным, расстрелянным, затравленным, оклеветанным.  И подорвались. Хочу, чтобы «Театр.doc» был. Назло всем и поперёк всему.
 
Иван Вырыпаев, драматург: 

 
– Я думаю о Елене Анатольевне очень многое, и все это очень светлое и даже очень пафосное. Но пускай не я напишу о том, кто такая Елена Гремина в искусстве, в культуре вообще и, главное, в драматургии. Сегодня я хочу проститься со своей коллегой, с драматургом, с писателем. С потрясающим, невероятным, комическим человеком.
 
Дорогая моя Елена Анатольевна, дорогие те, кто остается еще тут, и те, кто придет потом. В России есть множество имен, которые должны остаться в истории нашей культуры. Целый список из XIX века (я уж, конечно, не стану тут его приводить), целый список из XX века (про более ранние века считайте, что как бы тоже не забыл), а вот XXI век только начался. И в этом веке в русской культуре уже есть и навсегда останутся имена «первых людей начала века». И поскольку «Театр.doc» –  хочет ли этого кто-то, согласен ли кто-то с этим или нет – все равно уже часть истории великого российского театра, то и фамилии Греминой и Угарова тоже навсегда теперь вписаны в историю этой нашей многострадальной и *****стической (всем патриотам –  воспринимать слово «*****стическая» только как комплимент) страны.
 
Дорогая Елена Анатольевна. Для меня было большой честью знать вас и иметь возможность делать что-то рядом с вами и под вашей опекой. Большое вам спасибо. 

  • Нравится

Самое читаемое

  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
Читайте также


Читайте также

  • Яна Сексте: «Я сумасшедший болельщик»

    Футбольный матч между Россией и Египтом, состоявшийся во вторник, 19 июня, завершился победой российской сборной со счетом 3:1, что практически со стопроцентной вероятностью гарантировало России выход из группы (впервые в новейшей истории). ...
  • Игра на уничтожение

    Екатерина II, которую никто не считал выдающейся гуманисткой, тем не менее сформулировала универсальное правило правового государства: «лучше помиловать десять виновных, чем повесить одного невинного». Именно этой выстраданной максимой и стоит руководствоваться в деле обмена людей, оказавшихся заложниками межгосударственных конфликтов. ...
  • «Счет сообщали друг другу прямо на сцене»

    В Москве стартовал Чемпионат мира по футболу. В четверг город, наводненный болельщиками, праздновал церемонию открытия, а затем и победу российской сборной со счетом 5:0 в матче с Саудовской Аравией. Футбольный марафон  пройдет по нескольких российским городам: помимо Москвы это Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Калининград, Волгоград, Ростов-на-Дону и Саранск. ...
  • Минкульт отменил собственный приказ о нормах труда в театре

    Министр культуры Владимир Мединский отменил ранее утвержденные Минкультом типовые нормы по выполнению работ в театрах. Напомним, ранее ведомство опубликовало приказы «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств» и «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников организаций исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики». ...
Читайте также