Семен Спивак: «Педагогу нужно обладать материнско–отцовским талантом»

 
Молодежный театр на Фонтанке 13 мая представит в Москве одну из премьерных своих работ – «Любовные кружева» («Женитьба Белугина») в постановке Семёна Спивака. А незадолго до этого в Петербуге состоялась премьера спектакля «Обыкновенные чудики», в которой заняты студенты третьего курса его мастерской в Российском государственном институте сценических искусств. Студенческие спектакли на профессиональной сцене – добрая традиция режиссера. И потому наш первый вопрос…
 
– Семен Яковлевич, еще недавно казалось: всё, о чем писал Шукшин кануло в прошлое. И вдруг – в петербургском Театре на Васильевском – «Охота жить», в Театре наций «Рассказы Шукшина». Спектакль «Шукшин» в московском ТЮЗе. Антрепризный спектакль «Калина красная» с участием, кстати, Марии Шукшиной. Почему Шукшин вновь стал актуален?
– Зритель устал от всякой зауми, от оригинальничания и ему захотелось видеть на сцене настоящих людей. У Шукшина все персонажи – настоящие. В этом их самая большая ценность. Они – как дождь, как снег, как трава. Определение своим героям – «чудики» – дал сам Шукшин, но для меня они не чудики. Или чудики в том смысле, в котором чудик я, вы, наш завлит, наш директор. Кстати, жанр спектакля определен как этюды о светлых людях.

– Уже сейчас можно говорить: спектакль получился!
– Не получившийся спектакль, на мой взгляд, отличается от получившегося, знаете чем? В первом случае постановщик рассказывает о себе (хотя мне кажется, зрителя не очень волнует внутренняя жизнь создателя спектакля). Во втором – режиссер находит тему, на которую откликается весь зрительный зал. У моего любимого итальянского режиссера Джорджо Стрелера есть книга «Театр для людей». Получившийся спектакль – это театр для людей.

– Как студенты погружались в далекое от них время, в непонятную многим деревенскую атмосферу?
– Ребята прочли всего Шукшина. Посмотрели все фильмы Василия Макаровича, все фильмы с его участием. Материал для осмысления набрался огромный. Но в спектакле речь идет не о конкретном времени. В каждом из рассказов Шукшина, какой ни возьми, поднимаются вечные темы.

– Студенты третьего курса играют дипломный спектакль в профессиональном театре, на зрителя – это и риск, и ответственность.
– Искусства без риска быть не может.

– Да, но для подобных спектаклей есть Учебный театр.
– Зачем нам отдавать заведомо успешный спектакль в Учебный театр? Чтобы он через год прекратил существование? У нас есть свой театр. В Молодежном идут все дипломные спектакли – «Крики из Одессы», «Жестокие игры», «Метро», «Идиот. 2012». Все они получились живыми и живучими.

– Свой первый курс вы набрали в 94-м, когда всего пять лет были художественным руководителем Молодежного, время становления театра еще продолжалось. Почему вы решили заняться театральной педагогикой?
– Мне нужны были мои артисты.

– Вырастили своих артистов – курс, два, а ведь этот уже – четвертый! Штатное расписание в театре не безразмерное.
– Естественно. Комитет по культуре, видя, какая у нас замечательная молодежь работает, как она работает, увеличила штат на 12 единиц. Но, честно говоря, что делать с этим выпуском, я не знаю.

– Есть примеры, когда курсы становятся театрами…
– Я думал об этом, но не уверен, что смог бы пробить. А курс  очень сильный. Много талантливых ребят.

– За четверть века у вас выработалась ваша, персональная, методика преподавания?
– Конечно. Но она все время уточняется. Не только студенты учатся. Учишься и ты. Потому что ты тоже меняешься. Учишься быть мудрее, снисходительнее, учишься прощать. Меняются приоритеты. То, что казалось мне десять лет назад главным, сейчас таковым не кажется.

– Например?
– Например, кому-то может показаться, что главная цель обучения добиться, чтобы студент хорошо играл. На самом деле это не так. Станиславский сказал великую фразу, которая меня сейчас очень сильно увлекает, а раньше нет: артист не обязан играть хорошо – артист обязан играть точно. Сейчас очень модно играть хорошо. Но и великие артисты не всегда хорошо играют. Великий артист – это очень интересная субстанция. У него может игра пойти, а может и не пойти. Таких случаев на моей памяти было много.

Я приехал в Ленинград поступать в театральный институт. Вечером того же дня попал в Пушкинский театр на спектакль «Перед заходом солнца». С Николаем Константиновичем Симоновым. Первый акт у Симонова не получился совсем! Была такая скука! А после антракта я не дышал! Человек своим талантом не управляет.

– Что в театре такого, ради чего ему отдают жизнь?
– Театры – это заводы по производству духа. Поэтому мне очень больно слышать, что увеличили зарплату учителям, врачам. А о работниках театра даже не вспоминают.

– При том, что вы делаете то же, что учителя и врачи!
– Мы даем людям веру, любовь, даем прощение, в спектаклях. Есть религиозная форма поднятия духа, а есть – светская. Недавно на шукшинских «Чудиках» был священник. Потрясенный спектаклем, он сказал: «Друзья, мы делаем одно и то же дело! Ведь это же проповедь!»

– Назовите, пожалуйста, наиболее, на ваш взгляд, необходимое для театрального педагога качество?
– Терпение. Нетерпеливые педагоги могут сломать человека. Нельзя от двухлетнего малыша требовать того, что сможет сделать 14–летний подросток. Иногда некоторые педагоги требуют.

Я в каком-то китайском трактате вычитал, что люди – как цветы. Какой-то цветок расцветает в шесть утра, какой-то в полдень, а какой-то вообще цветет только ночью. Человеку и самому трудно понять или угадать, какой он цветок. Если рядом расцвели, как ему кажется, уже все цветы, он начинает думать: «Я полная бездарность!» На самом же деле природой цветку этому предписано расцветать не утром, а ближе к вечеру. Когда придет его время, он, тот, который прежде не раскрывался, вдруг расцветет да так, что все вокруг ахнут!      Педагогу нужно обладать материнско-отцовским талантом и тактом. И умением ждать. Ждать, ждать и ждать. Даже спустя 15 лет после окончания твоим студентом института.

Читайте также:
Молодежный театр на Фонтанке отметил необычный юбилей 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
  • «Я живу сегодняшним днем»

    В понедельник, 15 апреля, отмечает юбилей член общественного совета Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала», народная артистка СССР Алла Пугачева. Пугачева – звезда яркая и недостижимая, но однажды корреспонденту «Театрала» удалось взять у нее интервью, оно было сделано в студии «Радио Алла» в связи с прошлым юбилеем певицы. ...
  • «Генератор энергии»

    15 апреля одной из самых харизматичных и неподражаемых актрис театра и кино Ольге Волковой исполняется 80 лет.   Вадим Дубровицкий, продюсер, режиссёр:  – Она человек парадоксальный, с ней всегда надо держать ухо востро. ...
Читайте также