«Это наше всеобщее достояние»

Театр Вахтангова отметит юбилей Владимира Этуша

 
В воскресенье, 6 мая народный артист СССР, ветеран Великой Отечественной войны Владимир Этуш сыграет главную роль в спектакле Театра Вахтангова «Бенефис». Он родился в этот день в 1922 году (по факту артисту уже 96 лет), но поскольку в паспорте в качестве даты рождения указан 1923 год, то и юбилей решили отмечать только в нынешнем году.
 
Накануне президент подписал указ о награждении Этуша орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Таким образом артист становится полным кавалером столь почетной государственной награды. Но главное, конечно, не ордена, а колоссальная любовь зрителей и коллег, которая сопровождает актерскую жизнь на протяжении многих лет. По случаю торжественной даты «Театрал» попросил актрису Ольгу Тумайкину рассказать о своем легендарном партнере (артисты вместе играют в спектаклях «Бенефис» и «Потерпевший Гольдинер»).
 
– Владимир Абрамович знает, что такое вкус к жизни, к победе, к преодолению, к воодушевлению, к куражу, к желаниям. И это не пустые слова, ведь умению претворять желания в жизнь стоит поучиться (когда желаний нет, – гаснут глаза, человек перестает любить жизнь и со скрипом дотягивает до конца).
 
Прежде всего он актёр – глубочайший, умнейший, а умный человек без чувства юмора – ошибка. У Владимира Абрамовича потрясающее чувство юмора. И это не просто личностная черта характера, это свойство ума.
 
Однажды мы играли «Потерпевший Гольдинер» и в сцене, где герои пьют чай, произошло непредвиденное: мы услышали, что среди зрителей находится – как бы помягче сказать? – слишком веселая дама. Она была явно из той когорты людей, которые прошли и Крым, и Рым, как говорила моя бабушка. Она была нарядной и шумной, чувствовалось, что до начала спектакля у неё случилось романтическое свидание, поэтому на спектакль она пришла такая немного вольтижированная. Я сейчас подбираю деликатные слова, хотя дама была далека от деликатности. Дело в том, что прямо во время действия она решила проверить, а что же у нас налито в чашечках. Поднялась на сцену, отхлебнула из кружки Владимира Абрамовича чай и громко произнесла: «Не коньяк!»

Он взял её нежно за руку, препроводил со сцены и сказал: «Иди, милая, мы ещё не закончили». Женщина была на седьмом небе от счастья. Свойственно Владимиру Абрамовичу великодушие. Прежде чем пожурить, он непременно выдержит паузу, потому что погрозить пальцем можно всегда, но есть такая вещь, как предупреждение. Зачастую это бывает гораздо полезнее, чем резкое предотвращение какой-то ситуации, которая кому-то кажется безысходной.

 
Вспоминается и такой эпизод. В спектакле «Бенефис» Владимир Этуш играет мою маму – обаятельную старушку Софью Ивановну. В гримёрных на столиках всегда лежат средства для снятия грима, в том числе и лигнин. Это такие салфетки, которые хорошо впитывают краску, внешне они выглядят, как кухонные полотенца. Мы играем спектакль и вдруг кусок лигнина, как чайка, медленно опускается на сцену. Владимир Абрамович внимательно на него смотрит и говорит: «Ой, а что это у нас?» И я тоже наблюдаю за этим медленным парением и отвечаю: «Штукатурка осыпается». – «Большой кусок», –  вздыхает Этуш, и я с трудом сдерживаю смех: настолько органично его шутка ложится в стилистику пьесы.
 
 
Я не знаю, почему он назначил меня любимой актрисой… Это началось очень давно, когда я запомнила его этот взгляд при поступлении в Щукинское театральное училище. У меня уже были такие последние шажки, которые должны были показать, кто я есть. Это был конкурс. И именно Владимир Абрамович сказал, глядя на меня: «Я вам сейчас даю этюд сыграть. В трёх разных настроениях сообщите нам, пожалуйста, вот такую новость: «Ваня приехал».
 
И тут уж моя фантазия должна была подключиться с тем, чтобы понять, что это за задача. Я метнулась за кулисы учебной сцены училища, нашла какое-то полотенце затрапезное, запихнула его себе в юбку и сказала, как могла бы сказать деревенская кухарка, которая ожидает своего возлюбленного из долгой царской армии: «Ванечка приехал». Потом я произнесла это с другой интонацией. И третья интонация была какая-то совершенно феерическая. Я даже подкрепила её каким-то броском к столу, где сидела комиссия. Я как птица туда. Владимир Абрамович меня остановил и сказал: «Не надо к нам близко подходить. Мы вас очень хорошо и так видим». Дистанция.
 
И вот тогда я затормозила, и всё сложилось. Я люблю такие совпадения, такие судьбоносные обстоятельства, когда от взгляда друг на друга вы понимаете, что между вами вырастает какая-то лесенка. Наша лестница в результате вывела нас в совместное партнёрство на сцене Театра Вахтангова. И я этим горжусь. Владимир Абрамович даже сердится любя. Например, с его женой Леной мы можем обсуждать какие-то прелести, связанные с женскими покупками, а он сидит в стороне и произносит строгим голосом: «Я ничего не слышу, что вы говорите. Делайте так, чтобы и я слышал».  На что Лена отвечает: «Вовуся, мы тут обсуждаем покупки». Он: «Какие покупки?» – «Ну, вот такие». – «А ещё что?»
 
Он любит слушать про покупки, поэтому будь добр, пожалуйста, громко и отчётливо рассказывай про то, что в магазине скидка. Он согласен порадоваться за тебя. «Смотрите, смотрите», – говорю ему я, показывая обновку. «У-у-у!» – восторгается Этуш.

Владимир Абрамович замечательный партнер, у нас одинаковая группа крови, я знаю, что он чувствует, как персонаж. Я думаю об этом и всегда прихожу готовая к репетиции. Всегда чувствую его темпоритм, для этого у меня два уха. Я люблю Этуша и готова служить ему, потому что это служение меня обогащает. Недавно на спектакле «Бенефис» я позволила себе истеричную эмоцию: «Мама, мама, я не хочу никуда ехать», – от которой ему явно стало некомфортно. Он взял паузу, чего не было прежде, и вдруг сказал: «Убери это, сделай это ради меня». Я поймала его паузу и чуть-чуть ее продлила, потому что она была очень торжественная и нужная.  И я ответила: «Хорошо, я покорюсь тебе». Этот спектакль, который просто обязан рождать положительные эмоции, вызывая смех у зрительного зала, вдруг заставил всех замереть, и мы оба это заслуженно услышали.
 
Владимир Абрамович родился 6 мая, если делать вид, что ты увлечён гороскопами, то он Телец, а я – Овен. Мы оба из бараньего стада. И вот эта жажда и тяга к полной жизни, может быть, нас и объединяет. В окружении Владимира Абрамовича я встречаю людей, которые почему-то при разговоре со мной говорят: «Для меня Владимир Абрамович – как отец». Часто это бывают мужчины – взрослые, состоявшиеся люди, но при этом объединенные Этушем. Я вижу в этой их фразе тихую затаённую благодарность и человеческую нежность за уроки, советы, поступки, а, возможно, и за помощь, которую в свое время они получили от Владимира Абрамовича.
 
В моей жизни случались непростые ситуации вплоть до того, что мне негде было жить. Узнав об этом, Владимир Абрамович просто взял и протянул мне конверт с деньгами, на которые я сняла квартиру. И это стало моим спасением. Прошло время, и я вернула ему эти деньги с чувством огромной благодарности.
 
Масштаб его личности переоценить невозможно. Это наше всеобщее достояние. Этуш – это государство со всеми обязательствами, которые взрослый человек принимает на себя, с правом на труд, на отдых, на развитие, на манеру поведения, на прямую спину. Этуш – это достоинство, потому что он один из немногих, кто легко дарит тебе этот образец жизни.
 
Это великий актер, который играл такие роли, от которых замирает сердце. Отчего люди-актёры становятся знаменитостями? Их любят изо всех сил, и это нескончаемо. Каждый раз, когда ему приносят цветы, он благодарит и делится этими цветами со всеми дамами, которые его окружают. Но есть один цветок – это пион, его любимый цветок. Если вы спросите, какой, он уточнит – красненький. Ему всегда не хватает красненьких пионов,  а он к ним неравнодушен.  

Читайте также:
Всё, что сыграно непосильным трудом

  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Александр Ширвиндт отмечает День рождения

    В четверг, 19 июля, народному артисту России, художественному руководителю Театра сатиры Александру Ширвиндту исполнилось 84 года. Дата некруглая, но внушительная. Как говорит именинник, «когда произносишь эту цифру, то в речи еще проскакивает, но на бумаге хочется заклеить». ...
  • Футбол на бис

    В нашей стране (боюсь, что не только в нашей) в проблемах театра, кино и футбола разбираются все кому не лень. О коллайдере, например, стыдливо помалкивают, ибо даже не понимают, с какой стороны к нему подступиться. А если вдруг вспоминают о гении Перельмана, то боясь обмолвиться о загадочности открытой им формулы, жлобски негодуют, что он отказался от миллиона долларов и кормит старушку-мать кефиром с булочкой. ...
  • Два Городницких в одном

    Уже второй год Россия 18 июля будет отмечать День рождения своего поэта Евгения Евтушенко без самого поэта. И уже второй год невозможно смириться с тем фактом, что на сцену Политехнического, как это было много лет подряд, или на другую сцену, как это происходило в последние годы, не выйдет Евгений Александрович. ...
  • Театр одного гения

    13 июля Петру Фоменко исполнилось бы 85 лет. В память о выдающемся режиссере напомним читателям очерк актрисы Театра им. Вахтангова Галины Коноваловой (1916-2014), написанный в 2014 году для своей авторской рубрики «Легенда сцены». ...
Читайте также