Мурзики солируют

Животные – полноправные партнеры театральных звезд

 
Животные на сцене драматических театров – не редкость. Лошади, ослы, кролики, козы, голуби, кошки и собаки давно составляют конкуренцию людям. Вот идет первый акт спектакля РАМТа «Инь и Ян», героиня выходит на сцену, прижимая к груди пушистого белого кролика внушительных размеров. Зрители всматриваются – игрушка или живой зверь? Но вот кролик испуганно перебирает лапами, и зал завороженно смотрит на животное.
Дайте актеру овса

Считается, что первыми на драматическую сцену животных вывели Станиславский и Немирович-Данченко. В 1902 году в спектакле «Власть тьмы» по Толстому лошадь сначала провели по сцене, а потом она стояла в декорациях стойла и мирно жевала сено. Зрители и критики благосклонно отнеслись к такому новаторству, и с тех пор понеслось… Представители фауны стали полноправными участниками драматических постановок, без которых спектакль теряет изюминку, а порой и смысл. Вот пример: еще свежа в памяти драма, разыгравшаяся в Малом драматическом театре – Театре Европы, когда перед гастролями пропала исполнительница главной роли в спектакле «Муму»: дворняжка по кличке Ромашка. Десять лет Ромашка талантливо играла трагедию тургеневской псины. Но однажды во время прогулки испугалась огромного грузовика и рванула вдоль по набережной. Заменить актрису в кратчайший срок было просто невозможно. Но, к счастью, через три дня собака нашлась и, подлечив нервы после перенесенного стресса, к радости зрителей, вернулась на сцену.

Практически в каждом спектакле театра «Эрмитаж» присутствуют животные, что прежде всего обосновано художественным смыслом. Там работали кошка, петух, голуби, собаки, обезьяна, а еще замечательный гусь по имени Иван Иванович, а в «Ким-танго» по сцене бегают аж двенадцать такс.

Сейчас уже невозможно представить пеший выход Дон Кихота в Большом театре или героиню балетного варианта «Дамы с собачкой» без белого шпица. Любая Шарлотта из «Вишневого сада» появляется на сцене с дрессированным пуделем. Дрессированные голуби воркуют в спектакле Анатолия Васильева «Плач Иеремии» и в «Малороссийских песнях» Александра Огарева, большая овчарка выходит на сцену в спектакле «Три товарища» в «Современнике». В «Ленкоме» в течение девяти лет в спектакле «Поминальная молитва» был занят конь терской породы по кошачьей кличке Барсик. Он жил в отдельной постройке во дворе театра, в персональном деннике. Когда по ходу действия спектакля Евгению Леонову говорили: «Ты иди, с конем поговори…», Барсик, который в это время был на сцене, тихонько похрапывал в ответ и замирал, слушая Евгения Павловича...

Почти детская неожиданность

Животное может украсить постановку. Но может и погубить ее, если его появление на сцене не запланировано.

Как-то во МХАТе во время спектакля «Кабала святош», где никакие кошки не предусмотрены, во время диалога Олега Ефремова и Иннокентия Смоктуновского, с двух сторон сцены вышли две кошки и, важно ступая, пошли навстречу друг другу, не обращая никакого внимания на людей. Актеры не сразу заметили пушистых нарушительниц и поняли, что что-то не так, когда в зале начался гомерический хохот. И, поскольку все внимание зрителей сосредоточилось на кошках, Ефремов со Смоктуновским были вынуждены взять паузу и продолжили диалог только после того, как кошки ушли.

Как анекдот рассказывают историю о том, как режиссер Леонид Трушкин в своем «Вишневом саде» решил по ходу действия руками злобного лакея убить собаку, введенную в спектакль. Но ей так понравилось чувствовать себя актрисой, что через какое-то время после «смерти» она вернулась на сцену и, высунув язык, сделала стойку. Можно себе представить бурную реакцию зрителей, увидевших «покойницу» в полном здравии.

И все-таки животные на сцене – они артисты или просто хорошо дрессированные животные? И действительно ли перетягивают на себя внимание зрителей?

В одном из своих интервью главный режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин заметил, что «артист ошибается, если считает, что животное его переиграет. Нет, оно не играет, а что-то собой являет». Действительно, театр – иллюзия, прекрасный обман, и порой необходимо, чтобы на сцене было нечто абсолютно реальное.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Практический опыт

    На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. Узкий серый коридор упирается во внушительную металлическую дверь. Аварийный отсек? Бомбоубежище? Нет, всего лишь костюмерная. Вполне театрально. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
Читайте также