«Зритель соскучился по тишине»

 
Центр драматургии и режиссуры запустил спецпроект «Старт», предоставив студентам театральных ВУЗов возможность играть на сцене ЦДР лучшие спектакли, созданные в стенах институтов. В числе других в афишу театра вошла дипломная постановка учащихся ВГИКа «Старосветские помещики» по повести Гоголя.

История Афанасия Ивановича и его жены Пульхерии Ивановны звучит в камерном зале ЦДР просто и искренне. Супруги, прожившие вместе долгие годы, превратили свое фамильное гнездо в целую вселенную, полную заботы и любви. Но этот мир рушится, когда Пульхерия Ивановна обнаруживает пропажу любимой кошечки... Трудно ли молодым артистам играть стариков и почему современный зритель соскучился по тишине, «Театралу» рассказала режиссер постановки, педагог Татьяна Тарасова:

– «Старосветские помещики» – нетипичный выбор литературного материала для студенческой постановки. Прозаическое произведение, где оба главных героя – пожилые люди…
– Эта небольшая повесть Гоголя, в которой практически нет развития действия, дает пространство для импровизации. Я считаю, что в наши дни, когда труппы переполнены и выпускникам театральных ВУЗов негде играть, мы должны воспитывать артистов, которые смогут сами создавать свой театр.

– Получается, сейчас актер должен быть еще и режиссером?
– Он должен быть художником. Каждый человек рождается со способностью творить: дети постоянно играют, фантазируют, но с возрастом это уходит. Артисту нужно вернуться к этому изначальному состоянию – продолжать играть, придумывать.

Когда актер работает над литературным произведением, то он должен уметь услышать то, что хотел сказать автор, и найти в его мыслях что-то созвучное нашему миру, сегодняшнему. Увидеть в произведении свою боль, свою радость, рассказать зрителям о чем-то личном в рамках классического сюжета – в этом состоит задача актера.

– К слову об актерских задачах. Оба главных героя повести – пожилые люди. Должно быть, справиться с этими ролями студентам было непросто.
– Возраст – это, в первую очередь, не дата в календаре и не старческие морщины. Это, скорее, особое отношение к жизни, особое восприятие окружающего мира, которое появляется благодаря опыту. Но для наших артистов это, конечно, была и очень полезная практика. Мне было важно, чтобы Женя Михеева и Женя Серобабин, которые играют пожилых супругов, поняли и приняли образы своих стариков, досконально знали, как их герой может себя повести, а как нет. Сделав персонажа осязаемым и понятным для себя, артист приобретает возможность свободно импровизировать.

В спектакле много деталей, которые не присутствуют в повести Гоголя напрямую, но подразумеваются. Главные герои живут в своем маленьком мире, складывающемся из скрипа половиц, запаха варенья, добродушных шуток и мелодии Моцарта, которую Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович наигрывают на кофейных чашках. Живут в мире, из которого не хочется уходить. При этом их мещанская идиллия граничит с какой-то высокой трагедией, потому что созданный главными героями мир очень хрупок – его способно разрушить даже исчезновение любимой кошечки.

– Несмотря на мещанский быт, герои спектакля по-своему мудры.
– Безусловно. Прожив столько лет вместе, они умеют договариваться – друг с другом, с соседями, со своим бытом – с этим бесконечным количеством дверей, которые постоянно скрипят, но их все равно не меняют. Это очень важно – уметь договариваться, особенно в современном мире, в котором так много конфликтов и войн.

«Старосветские помещики» – это камерный, очень интимный спектакль, разговор со зрителем по душам. Мне кажется, люди соскучились по миру, тишине. Мы все время забиваем себя какими-то ритмами, постоянно ходим в наушниках, стремимся чем-то себя наполнить, но делать паузы очень важно. Тишина отделяет то, что было, от того, что будет, расставляет акценты в течении жизни, придавая событиям новый смысл.

– Создается впечатление, что похожая роль отведена и самому загадочному персонажу спектакля. Кто эта рыжеволосая девушка, которая молчаливо наблюдает за Пульхерией Ивановной и Афанасием Ивановичем?
– Мы назвали ее «та, которую не ждут». У Гоголя на протяжении всего произведения рядом со стариками живет кошечка, которая позже оказывается носительницей образа смерти. Наша загадочная героиня – это тоже его своеобразное воплощение. Смерть находится рядом с нами на протяжении всей жизни. Зайдя к старикам на 5 минут, она решила задержаться, чтобы понаблюдать за их маленьким идиллическим миром.

Мы неслучайно выбрали на эту роль актрису с яркой внешностью, Ирину Штерк. В произведениях Гоголя много парадоксов, есть они и у нас. Смерть в нашем спектакле – красивая. Кроме того, мне было важно, чтобы в этой постановке все сводилось к одному единственному ощущению – любви. После смерти Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович вновь воссоединяются, и мы видим, что и смерть может быть прекрасна, если в ней есть любовь.



Справка
Премьера спектакля «Старосветские помещики» состоялась в июне 2017. В том же году постановка получила гран-при на международных студенческих смотрах в Болгарии и Тюмени. Недавно артисты вернулись с музыкально-театрального фестиваля «Европейская весна» в Архангельске.

В создании спектакля принимали участие режиссер Татьяна Тарасова, художник Ольга Журкова, хореограф Наталья Шурганова и помощник режиссера Ростислав Дзизенко. Роли исполняют студенты 4 курса актерского отделения ВГИКа (курс Владимира Меньшова) Евгения Михеева, Евгений Серобабин, Ирина Штерк.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • В ЦДР представят эскиз спектакля «Это все она»

    В экспериментальном пространстве ЦДР на Поварской 23 марта пройдет показ эскиза спектакля «Это все она», созданного режиссером Филиппом Виноградовым. Вход свободный (по регистрации). Это будет первый показ ежемесячной лаборатории «Акустическая читка», запущенной ЦДР на площадке Поварская, 20. ...
  • В Севастополе появится Театр оперы и балета

    Проект культурно-образовательного кластера в Севастополе будет представлен горожанам 15 апреля. Первыми из возводимых объектов в комплексе станут Музей обороны и Театр оперы и балета, которого в Севастополе раньше не было. ...
  • В РАМТе дадут «Занавес»

    В июне в РАМТе состоится фестиваль «Занавес». Это своего рода прощание со спектаклями, которые в дальнейшем будут сняты с репертуара. Фестиваль пройдет с 25 по 28 июня. Программа фестиваля:  «Правила поведения в современном обществе» Жан-Люк Лагарс – 25 июня «Зима тревоги нашей» Джон Стейнбек – 26 июня «Шатов. ...
  • МХТ приглашает на лекцию о Максиме Горьком

    В понедельник, 25 марта, на Новой сцене МХТ им. Чехова в рамках цикла лекций по истории Художественного театра состоится лекция театроведа Ольги Егошиной «Максим Горький и Художественный театр. Пунктир взаимоотношений». ...
Читайте также