«Мы всё время репетируем»

Молодежный театр на Фонтанке отметил необычный юбилей

 
Режиссер Сёмен Спивак говорит, что жизнь спектакля – это как жизнь человека: одному отмерено долголетие, другой умирает, едва только став на ноги. Но главное, что в день премьеры определить его жизнеспособность невозможно.
 

Двадцать лет назад (1998 год) он поставил с выпускниками своего актерского курса «Крики из Одессы» Исаака Бабеля – ставил с расчетом на широкую творческую палитру – так, чтобы противопоставить характеры и обозначить потенциал. Прошли годы, но и в день юбилея (2 мая) в Молодежном театре на Фонтанке наблюдался немалый ажиотаж: спектакль задержали на несколько минут, чтобы рассадить на ступеньках желающих (других мест не оставалось).
 
Театральная программка сообщает: «Крики из Одессы» – притча о цикличности жизни, притча, наполненная музыкой и страстью. Главный герой драмы – Мендель Крик, он достойно достиг вершины своей жизни и опрометчиво решил остаться на ней навсегда. Он готов забыть о своём возрасте, загулять по-молодецки. Он собирается вместе с юной возлюбленной отправиться в дальние края, продав своё дело и бросив семью.
 
Взрослым сыновьям Менделя такой ход событий совершенно не нравится, и они пытаются «образумить» отца – всеми возможными способами помешать ему».
 
За два десятилетия в спектакле было мало вводов и сегодня его играют почти в том же составе, что и в 1998 году, когда роли между вчерашними студентами были поделены на возрастные и молодежные. Конфликт отцов и сыновей, сыгранный ровесниками – классический ход для молодежного театра, но о нем забываешь уже с первых минут спектакля. Колорит дореволюционной Одессы (действие происходит в 1913 году), разномастные дельцы и местечковый уклад… Семен Спивак вслед за Бабелем воссоздал вполне осязаемый мир, живущий по своим особым законам, и многое в этом мире держится на характерах и темпераментах.
 
Страсть Менделя (без преувеличения бенефисная роль Романа Агеева) становится для него болью, оборачивается страданиями, которые задевают близких. Но ему удаётся смириться с закатом, преодолев себя и осознав закономерное течение жизни.
 
И все же, в чем секрет долголетия постановки? Семен Спивак так отвечает на этот вопрос: «Конфликт между отцами и детьми, он же вечный? Поэтому и интерес к спектаклю сохраняется. Кроме того, мы всё время репетируем. Всё время! И даже сегодня была трехчасовая репетиция, потому что, как бывший инженер, я думаю, что на спектакль оседает пыль. Вот все равно что зеленое сукно становится серовато-зеленым. Но если тряпочкой стирать, то цвет возвращается.
 
Многие понимают работу режиссера упрощенно: дескать, это человек, который ставит спектакль. Но в то же время ты как мама, которая все время убирает. Ее труд не заметен, но без нее невозможно. Она подметет, вымоет раковину, пройдется щеткой по кухне… Так и у нас. Поэтому жизнеспособность сохраняется».
 
В репертуаре Молодежного театра на Фонтанке спектаклей-долгожителей немного. Семен Спивак из числа тех режиссеров, кто – за постоянное обновление. Но все-таки «Крики из Одессы» исключать из репертуара пока не планируется: есть в постановке формула жизнестойкости.
 
«Мой учитель по йоге считает, что человек приходит в этот мир для того, чтобы расти, – говорит Семен Спивак. – Растут мои бывшие ученики, и я расту. И думаю, что сам теперь многому у них учусь. Товстоногов говорил, что театр – это метод проб и ошибок. Мы пробуем, экспериментируем. От творческих неудач отказываемся. Поэтому и спектакль находится во взвешенном состоянии».
 
На вопрос «Театрала», есть ли постановки, которые пришлось закрыть раньше их положенного срока, режиссер ответил: «Да нет, обычно мы легко расстаемся со старыми работами, если чувствуем, что время пришло. Но были у нас «Дни Турбиных». Я любил эту работу. Однако артистка, которая играла Елену, сказала: «Я старше своей героини на 20 лет. Я больше играть не могу». И спектакль мы списали за один день. Спорить? Искать другую героиню? Делать вводы? Нет, по этому пути я не пошел, и считаю, что поступил правильно».
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр останется независимой площадкой»

    Режиссер и педагог, руководитель мастерской в Школе-студии МХАТ Дмитрий БРУСНИКИН подтвердил «Театралу» свое назначение на пост художественного руководителя московского театра «Практика» (информация о кадровых изменениях в театре появилась во вторник, 8 мая). ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
  • Погиб режиссер Юрий Томошевский

    В Германии на 62-м году жизни скончался актер и театральный режиссер Юрий Томошевский. «Пятого мая 2018 года трагически погиб в результате несчастного случая актер и режиссер, заслуженный деятель искусств России Юрий Валентинович Томошевский, - сообщается на странице «ВКонтакте» Романтического театра, который возглавлял Юрий Томошевский. ...
  • Ксения Ларина: «Ни адвокатов, ни жену к нему не пускали»

    Фото: композитор Александр Маноцков, режиссер Рузанна Мовсесян, переводчик Ольга Варшавер, пришедшие в Басманный суд поддержать Алексея Малобродского, и врачи скорой реанимационной помощи Около половины шестого вечера 10 мая продюсер Алексей Малобродский, проходящий обвиняемым по уголовному делу «Седьмой студии», был госпитализирован в Московскую городскую больницу № 20. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Мы всё время репетируем»

    Режиссер Сёмен Спивак говорит, что жизнь спектакля – это как жизнь человека: одному отмерено долголетие, другой умирает, едва только став на ноги. Но главное, что в день премьеры определить его жизнеспособность невозможно. ...
  • Сопротивление металла

    – Сегодняшним зрителям кажется, будто костюмные спектакли отдают нафталином. Но меня всегда интересовало, как сохранить театральность и сделать при этом свежее высказывание, – говорит художественный руководитель Театра им. ...
  • Театр им. Вахтангова подготовил для Минкульта необычный отчет

    Специально для коллегии Министерства культуры, которая состоялась 16 апреля и была посвящена итогам 2017 года, дирекция Театра им. Вахтангова подготовила видеоотчет, который вечером того же дня набрал множество просмотров на разных ресурсах. ...
  • Товстоноговский машинист

    У Георгия Товстоногова была одна фраза, которую боялись исключительно все: «Что-то я вас не понял», – произносил он, если по твоей вине в работе театра была допущена серьезная оплошность. Это означало, что на работу можешь больше не выходить. ...
Читайте также