«Мы всё время репетируем»

Молодежный театр на Фонтанке отметил необычный юбилей

 
Режиссер Сёмен Спивак говорит, что жизнь спектакля – это как жизнь человека: одному отмерено долголетие, другой умирает, едва только став на ноги. Но главное, что в день премьеры определить его жизнеспособность невозможно.
 

Двадцать лет назад (1998 год) он поставил с выпускниками своего актерского курса «Крики из Одессы» Исаака Бабеля – ставил с расчетом на широкую творческую палитру – так, чтобы противопоставить характеры и обозначить потенциал. Прошли годы, но и в день юбилея (2 мая) в Молодежном театре на Фонтанке наблюдался немалый ажиотаж: спектакль задержали на несколько минут, чтобы рассадить на ступеньках желающих (других мест не оставалось).
 
Театральная программка сообщает: «Крики из Одессы» – притча о цикличности жизни, притча, наполненная музыкой и страстью. Главный герой драмы – Мендель Крик, он достойно достиг вершины своей жизни и опрометчиво решил остаться на ней навсегда. Он готов забыть о своём возрасте, загулять по-молодецки. Он собирается вместе с юной возлюбленной отправиться в дальние края, продав своё дело и бросив семью.
 
Взрослым сыновьям Менделя такой ход событий совершенно не нравится, и они пытаются «образумить» отца – всеми возможными способами помешать ему».
 
За два десятилетия в спектакле было мало вводов и сегодня его играют почти в том же составе, что и в 1998 году, когда роли между вчерашними студентами были поделены на возрастные и молодежные. Конфликт отцов и сыновей, сыгранный ровесниками – классический ход для молодежного театра, но о нем забываешь уже с первых минут спектакля. Колорит дореволюционной Одессы (действие происходит в 1913 году), разномастные дельцы и местечковый уклад… Семен Спивак вслед за Бабелем воссоздал вполне осязаемый мир, живущий по своим особым законам, и многое в этом мире держится на характерах и темпераментах.
 
Страсть Менделя (без преувеличения бенефисная роль Романа Агеева) становится для него болью, оборачивается страданиями, которые задевают близких. Но ему удаётся смириться с закатом, преодолев себя и осознав закономерное течение жизни.
 
И все же, в чем секрет долголетия постановки? Семен Спивак так отвечает на этот вопрос: «Конфликт между отцами и детьми, он же вечный? Поэтому и интерес к спектаклю сохраняется. Кроме того, мы всё время репетируем. Всё время! И даже сегодня была трехчасовая репетиция, потому что, как бывший инженер, я думаю, что на спектакль оседает пыль. Вот все равно что зеленое сукно становится серовато-зеленым. Но если тряпочкой стирать, то цвет возвращается.
 
Многие понимают работу режиссера упрощенно: дескать, это человек, который ставит спектакль. Но в то же время ты как мама, которая все время убирает. Ее труд не заметен, но без нее невозможно. Она подметет, вымоет раковину, пройдется щеткой по кухне… Так и у нас. Поэтому жизнеспособность сохраняется».
 
В репертуаре Молодежного театра на Фонтанке спектаклей-долгожителей немного. Семен Спивак из числа тех режиссеров, кто – за постоянное обновление. Но все-таки «Крики из Одессы» исключать из репертуара пока не планируется: есть в постановке формула жизнестойкости.
 
«Мой учитель по йоге считает, что человек приходит в этот мир для того, чтобы расти, – говорит Семен Спивак. – Растут мои бывшие ученики, и я расту. И думаю, что сам теперь многому у них учусь. Товстоногов говорил, что театр – это метод проб и ошибок. Мы пробуем, экспериментируем. От творческих неудач отказываемся. Поэтому и спектакль находится во взвешенном состоянии».
 
На вопрос «Театрала», есть ли постановки, которые пришлось закрыть раньше их положенного срока, режиссер ответил: «Да нет, обычно мы легко расстаемся со старыми работами, если чувствуем, что время пришло. Но были у нас «Дни Турбиных». Я любил эту работу. Однако артистка, которая играла Елену, сказала: «Я старше своей героини на 20 лет. Я больше играть не могу». И спектакль мы списали за один день. Спорить? Искать другую героиню? Делать вводы? Нет, по этому пути я не пошел, и считаю, что поступил правильно».

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Иллюзия сцены

    Итальянский художник Пьетро Гонзага работал во многих театрах (среди них миланский «Ла Скала» и венецианский «Ла Фениче»), но подлинные декорации мастера сохранились только в усадьбе «Архангельское». Главное их свойство – стереоскопичность и объемность: до сих пор Гонзага считается блестящим мастером перспективы. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
  • Владимир Андреев: «Между Кандинским поздним и ранним»

    «Это два эскиза Кандинского: поздний и ранний, где он чистый импрессионист! – сразу увлекает нас в экскурсию своему кабинету президент Ермоловского театра Владимир АНДРЕЕВ. – У меня даже есть работа Кандинского, на которой Ивана-царевича с царевной, несет серый волк. ...
  • «Мы всё время репетируем»

    Режиссер Сёмен Спивак говорит, что жизнь спектакля – это как жизнь человека: одному отмерено долголетие, другой умирает, едва только став на ноги. Но главное, что в день премьеры определить его жизнеспособность невозможно. ...
Читайте также