Игра в бисер

На сцене Вахтанговского театра был сыгран спектакль о Вахтангове

 
Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок увидел спектакль Городского театра Санкт–Петербурга «Вахтангов_Чехов.Docx. Игра с документами» и пригласил молодой коллектив на гастроли в столицу за счет принимающей стороны. Как показывает практика, благородные жесты – лучшая стратегия жизни что человека, что театра. Постановку Наталии Лапиной высоко оценила требовательная вахтанговская публика (существенную часть составили студенты Щукинского училища). И, может, уже скоро ее можно будет снова увидеть на Симоновской сцене.
 
Жанр спектакля Наталии Лапиной «Вахтангов_Чехов. Docx. Игра с документами» определен и предъявлен уже в названии. Внушительную охапку книг продемонстрируют сразу. Стопку мемуаров участников Первой студии: Бирман, Гиацинтовой, Пыжовой, Дикого. Двухтомник Михаила Чехова. Двухтомник, посвященный Евгению Вахтангову. Красный кирпич, в котором собраны сотни посвященных Первой студии свидетельств, фактов, документов. Недавно вышедшую книгу Инны Натановны Соловьевой «Первая Студия. МХАТ Второй». 

Книги держат в руках нежно как котят. Пожалуй, у предъявленных исторических штудий было немного читателей настолько внимательных, изучивших источники так глубоко, чтобы из фраз, фактов, цифр и умолчаний заново сплести бисерное кружево истории Первой студии. Точнее ту часть пряжи, которая связывает становление дарования двух ее гениев – Вахтангова и Чехова.

Только освоив документы почти наизусть можно решиться на эту увлекательное и  авантюрное путешествие во времени, на эту игру в бисер с документами. 

Актеры Городского театра, недавние выпускники РГИСИ, уже прикасались к истории Первой студии, когда под руководством Сергея Черкасского осуществили постановку «Гибели «Надежды», где не только сыграли пьесу, которой открылась Первая студия Художественного театра, но сыграли исполнителей спектакля 1913 года.  Для Наталии Лапиной и для ее актеров мхатовские первостудийцы – знакомцы давние.


Замечу, что недавно образованному, существующему на скромном бюджете молодому театру очень близки и понятны проблемы театра, созданного Станиславским на личные деньги. Давние обстоятельства легко применимы в собственном быту.  И скромный бюджет первых лет Первой студии, и ее аскетичный уклад, и реквизит из подбора.  Собственно, реквизит спектакля «Вахтангов_Чехов. Docx» также предельно лаконичен, как когда-то реквизит «Гибели «Надежды» с выданными чьей-то мамой поварскими колпаками.

Вешалка с театральными костюмами (шестеро актеров меняют пиджаки, перевоплощаясь в новое лицо или новую роль своего персонажа). Помимо своих прямых функций она используется еще и как занавес, отделяя подготовку новой картины, и как ширма. Именно над вешалкой появляется картонная кукла Станиславского, который с высоты наблюдает за своим детищем, готовый разразиться громом или просиять благосклонностью. Но и метафорическое значение ВЕШАЛКИ, с которой начинается театр, – никто не дает забыть.

Режиссерский столик, право на который Вахтангов доказывал так истово и так убежденно. Экран, на котором будет показан снятый в стилистике немого кино сочиненный исполнителями фильм о страсти и ревности.

Наталия Лапина вместе со своими актерами проходит практически по лезвию ножа, нигде не впадая ни в развязное амикошонство (мы с гениями на дружеской ноге), ни в скучный пиетет перед легендой.

Когда-то умный исследователь заметил, что в Художественном театре не любили того, над чем нельзя было шутить. И в отношении к легенде у актеров есть эта свобода взгляда, когда любование сдвоено с насмешкой.
Из старого саквояжа с надписью «Система» извлекаются овеществленные понятия, введенные Станиславским: проволочные «круги внимания», внушительные «гвозди роли», телефоны для «связи с партнером». Их передают друг другу заклятые друзья-соперники Михаил Чехов (Илья Ходырев) и Евгений Вахтангов (Роман Михащук).

Подвижный как ртуть Михаил Чехов быстро оспосабливает элементы под свои актерские нужды. Взвинченный постоянным ощущением недооцененности Евгений Вахтангов расстается с «системой» мучительно и бурно. Легкая Лидия Дейкун (Тина Тарусина) смотрит на своих со-студийцев с материнской нежностью, стараясь внести в бурные перипетии взаимоотношений со Станиславским примиряющую ноту материнской заботы и дочерней почтительности.

Из смеха, шуток, иронии и легкости в «Вахтангов_Чехов. Docx» рождается ощущение и масштаба явления, каким была Первая студия, и ощущение трагизма ее судьбы.

«Таланту Первой студии было отпущено не меньше, а может и больше, чем МХТ, но вот бабушка ей не ворожила», – недаром замечал наблюдательный и ревнивый Немирович-Данченко.

Облекая сценической плотью факты и документы театральной истории,  питерская команда перебрасывает своего рода мостик между временами, выстраивает систему сложных откликов века нынешнего и минувшего. Многое изменилось, но вопросы волнуют все те же. И вопросы существования в профессии. И шире – вопросы мировоззренческие. Как жить в эпоху ломающегося мира, в эпоху слома координат, всей системы жизнеустройства? Каждый из первостудийцев давал  свой ответ, и не было общих рецептов.

В зале сидела Инна Натановна Соловьева, чью книгу о Первой студии цитировали практически в каждой сцене. То, что для большинства зрителей было далекой историей, для нее было живой памятью. С той же Дейкун успела пообщаться, как, впрочем, и с Бирман, и с Гиацинтовой. А я смотрела как она общается со студентами и вспоминала ее давнюю фразу: «История театра любит только тех, кто любит ее». Так что у молодой труппы питерского Городского театра есть все шансы.

И бабушка ворожит.  

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Мариинский театр летит на Тайвань

    Балетная труппа и Симфонический оркестр Мариинского театра проведут серию спектаклей на сцене Национального театра Тайбэя, главной театральной площадки Тайваня. С 18 по 20 июля коллектив четырежды покажет здесь балет Чайковского «Лебединое озеро» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) в редакции Константина Сергеева (1950). ...
  • «Мастерская Григория Козлова» уезжает в Китай

    «Мастерская Григория Козлова» собирается на гастроли в Китай: 23 и 25 августа постановку художественного руководителя театра «Тихий Дон» труппа представит в Пекине, а 30 августа и 1 сентября – в Шанхае. В конце ноября – начале декабря коллектив также привезет в Китай спектакль «Зори здесь тихие» по мотивам повести Бориса Васильева в постановке Полины Неведомской. ...
  • «Лучший способ победить дракона – иметь своего собственного»

    В июле в Малом театре прошли ставшие уже традиционными гастроли Санкт-Петербургского Театра комедии им. Акимова. Столичные зрители увидели четыре спектакля в постановке художественного руководителя театра Татьяны Казаковой: «Хитрая вдова» Гольдони, «Дракон» Шварца, «Визит дамы» Дюрренматта и «Бешеные деньги» Островского. ...
  • «Тайгер Лиллиз» обыграли «Гамлета»

    На Чеховском фестивале на сцене Театра Моссовета триумфально прошли гастроли копенгагенского Театра Републик, но аплодировали зрители в первую очередь группе «Тайгер Лиллиз», которая переписала шекспировского «Гамлета» на свой собственный мрачно-гротескный лад. ...
Читайте также