Божественная комедия дель арте

Дмитрий Крымов поставил «Му-Му» в Театре наций

 
Дмитрий Крымов, продолжает свою серию классических произведений «своими словами».  Спектакль по «Муму» и «Запискам охотника» Тургенева - это новое сложносочиненное полифоническое пространство и время, где смешались «кони, люди», театр и реальность, смех и слезы.

Актер, играющий Охотника (Алексей Вертков), судя по всему, и альтер-эго режиссера, чей спектакль разворачивается на глазах у изумленной публики. К ней он обращается не только с тургеневским текстом, но и с жалобами на непоседливую племянницу, которую пришлось взять с собой на работу. На проблемы с театральным оборудованием и реквизитом, который, как ни старайся, вроде бы не может по-настоящему воплотить ни облака, ни ночной костер, ни звездное небо.

Но парадоксальным образом, это знание об условности театрального устройства, не помешает залу в нужный момент забыть обо всем и увидеть восход солнца над туманным берегом и полное звезд небо, и «норштейновскую» белую лошадь, склоняющуюся к едва различимым в отблесках костра героям.

Решить все сценические и бытовые неурядицы и нестыковки пытается помреж Инна (Инна Сухорецкая), которая беззаветно и самозабвенно готова сделать все, о чем просит ее герой. Она приносит недостающий реквизит - в начале спектакля это сделанные из разных материалов и вдруг оживающие заводные собаки - плюшевые и фанерные, картонные и пластмассовые. Она поёт с певцами, (а иногда лучше певцов), она плачет с похоронной процессией, проходя через зал за гигантским гробом. Одним словом, помогает во всем, ни на что не жалуясь, лишь однажды вырывается на авансцену с цитатой из Станиславского о значимости работы помощника режиссера, а потом вновь растворяется в творческом процессе.

Вся сцена (художник спектакля Валентина Останькович) усеяна проводами, «изрыта» люками разной величины, таящими постоянную опасность для жизни, даже если это «жизнь в искусстве».

И все врываются в эту жизнь, нарушают и, в то же время, наполняют собой.

Девочка Маша, по прозвищу Муму (Мария Смольникова) случайно попадает в театр на репетицию. Непоседа, чем-то похожая на героиню мультфильма «Маша и медведь», крутится у всех под ногами, своими постоянными вопросами и проделками смешит и мешает серьезности происходящего.



Певица Полина Виардо (Елизавета Юрьева), внезапно приехавшая к Тургеневу, в шикарном платье с кринолином она, по-возможности, грациозно проходит между рядами, непрестанно щебеча по-французски, поднимается на сцену, нарушая ход репетиции.

Вообще, репетицию постоянно все нарушает.  То преклонных лет польская актриса (Алина Ходживанова), играющая в соседнем зале. То убогий рабочий сцены - немой Гера (Константин Муханов), все время что-то жадно жующий в углу, шурша ворохом замусоленных газет. То сам Охотник, палящий из ружья в птиц, которые потом обрушиваются с колосников в самый неподходящий момент.

Решительно всё нарушает гармонию человека с божественной природой, о которой писал Тургенев.  Его гулкая, космическая интонация звучит в спектакле с каждым мгновением все яснее, несмотря на неожиданно воплощенных персонажей, вернее благодаря их появлению.

«Как это точно! Неужели никто раньше не замечал, как похоже начало «Бежина луга» на начало «Божественной комедии»? - сказала после спектакля историк театра Инна Соловьева. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы
  • Нравится

Самое читаемое

  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр завершит сезон «ударным аккордом»

    Последнюю премьеру сезона Большой театр запланировал на 24 июля. В этот день здесь представят новую версию «Богемы» Пуччини в постановке французского режиссера Жана-Романа Весперини и дирижера Эвана Роджистера. «Для будущей «Богемы» существенным обстоятельством стало то, что Жан-Роман… француз, – поясняет пресс-служба. ...
  • Кама Гинкас поставил оперу Верди

    Опера Джузеппе Верди по трагедии Шекспира «Макбет» в постановке Камы Гинкаса выходит на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.  Премьерные показы пройдут 20, 21 и 22 июня, сообщили в пресс-службе МАМТа. ...
  • Театр «Практика» завершает сезон премьерами

    Постановка Семёна Александровского «Война еще не началась» по пьесе Михаила Дурненкова готовится к выходу в Московском театре «Практика».   «Этот пацифистский и абсурдистский спектакль – о ежедневной войне вокруг нас, ведь мы живем в то время, когда война повсюду – в быту и телевизоре. ...
  • Марат Гацалов представит премьеру в Театре наций

    Режиссер Марат Гацалов, уже поставивший в Театре наций спектакль «Дыхание», представляет на этой сцене новую работу «Утопия». Об этом сообщает пресс-служба театра.    «Герои спектакля – жители глубинки, у которых почти не осталось надежд. ...
Читайте также