Божественная комедия дель арте

Дмитрий Крымов поставил «Му-Му» в Театре наций

 
Дмитрий Крымов, продолжает свою серию классических произведений «своими словами».  Спектакль по «Муму» и «Запискам охотника» Тургенева - это новое сложносочиненное полифоническое пространство и время, где смешались «кони, люди», театр и реальность, смех и слезы.

Актер, играющий Охотника (Алексей Вертков), судя по всему, и альтер-эго режиссера, чей спектакль разворачивается на глазах у изумленной публики. К ней он обращается не только с тургеневским текстом, но и с жалобами на непоседливую племянницу, которую пришлось взять с собой на работу. На проблемы с театральным оборудованием и реквизитом, который, как ни старайся, вроде бы не может по-настоящему воплотить ни облака, ни ночной костер, ни звездное небо.

Но парадоксальным образом, это знание об условности театрального устройства, не помешает залу в нужный момент забыть обо всем и увидеть восход солнца над туманным берегом и полное звезд небо, и «норштейновскую» белую лошадь, склоняющуюся к едва различимым в отблесках костра героям.

Решить все сценические и бытовые неурядицы и нестыковки пытается помреж Инна (Инна Сухорецкая), которая беззаветно и самозабвенно готова сделать все, о чем просит ее герой. Она приносит недостающий реквизит - в начале спектакля это сделанные из разных материалов и вдруг оживающие заводные собаки - плюшевые и фанерные, картонные и пластмассовые. Она поёт с певцами, (а иногда лучше певцов), она плачет с похоронной процессией, проходя через зал за гигантским гробом. Одним словом, помогает во всем, ни на что не жалуясь, лишь однажды вырывается на авансцену с цитатой из Станиславского о значимости работы помощника режиссера, а потом вновь растворяется в творческом процессе.

Вся сцена (художник спектакля Валентина Останькович) усеяна проводами, «изрыта» люками разной величины, таящими постоянную опасность для жизни, даже если это «жизнь в искусстве».

И все врываются в эту жизнь, нарушают и, в то же время, наполняют собой.

Девочка Маша, по прозвищу Муму (Мария Смольникова) случайно попадает в театр на репетицию. Непоседа, чем-то похожая на героиню мультфильма «Маша и медведь», крутится у всех под ногами, своими постоянными вопросами и проделками смешит и мешает серьезности происходящего.



Певица Полина Виардо (Елизавета Юрьева), внезапно приехавшая к Тургеневу, в шикарном платье с кринолином она, по-возможности, грациозно проходит между рядами, непрестанно щебеча по-французски, поднимается на сцену, нарушая ход репетиции.

Вообще, репетицию постоянно все нарушает.  То преклонных лет польская актриса (Алина Ходживанова), играющая в соседнем зале. То убогий рабочий сцены - немой Гера (Константин Муханов), все время что-то жадно жующий в углу, шурша ворохом замусоленных газет. То сам Охотник, палящий из ружья в птиц, которые потом обрушиваются с колосников в самый неподходящий момент.

Решительно всё нарушает гармонию человека с божественной природой, о которой писал Тургенев.  Его гулкая, космическая интонация звучит в спектакле с каждым мгновением все яснее, несмотря на неожиданно воплощенных персонажей, вернее благодаря их появлению.

«Как это точно! Неужели никто раньше не замечал, как похоже начало «Бежина луга» на начало «Божественной комедии»? - сказала после спектакля историк театра Инна Соловьева. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Константин Райкин ставит новый спектакль

    В «Сатириконе» начинаются репетиции спектакля по пьесе российского драматурга Даны Сидерос «Всем кого касается». Новый спектакль выйдет на большой сцене в марте.   Материал для постановки выбрал Константин Райкин, которого привлекла «притчевость и документальность» пьесы, «множество узнаваемых, близких, больных и родных ситуаций». ...
  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - Что Александр Калягин ответил Андрею Кончаловскому; - Как Марк Розовский напел Пушкина; - О чем спорят герои Алексея Гуськова и Геннадия Хазанова в новом спектакле Римаса Туминаса; - За что Михаила Ефремова любят пожилые учительницы; - В чем секрет успеха режиссера Алексея Франдетти; - Что думает Александр Ширвиндт о пенсионной реформе; - Как выглядит жизнь «Ленкома» из-за кулис: экскурсию провел директор театра; - Кто для Елены Санаевой всегда был строгим критиком; - В каком ресторане подают любимое блюдо Олега Табакова; - Почему музеи стали напоминать супермаркет: мнение эксперта; - Где развеять скуку в ноябре: репертуар театров; - О чем говорили директора театров на Форуме театральных менеджеров. ...
  • Театр Джигарханяна покажет премьеру по пьесе Булгакова «Кабала святош»

    Театр под руководством Армена Джигарханяна выпускает новый спектакль «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. «Трагическая судьба пьесы Булгакова, впервые поставленной в 1936 году и снятой с репертуара после семи аншлагов, так созвучна сегодняшнему дню», - отметили в пресс-службе театра. ...
  • ЦАТРА готовит премьеру «Главная роль»

    В Театре Российской армии поставили новый музыкальный спектакль «Главная роль». В основе пьесы Михаила Лифшица – классический конфликт трех поколений: пожилых родителей, взрослых детей и внуков. «Главная мысль заключается в том, что эгоизм материнской любви можно преодолеть только в том случае, если у женщины возникает уверенность, что она любима и нужна своим детям и внукам», – рассказали о постановке в пресс-службе театра. ...
Читайте также