Дмитрий Бертман: «Опера – самый современный жанр»

 
В этом году постановка Дмитрия Бертмана «Турандот» (Московский музыкальный театр «Геликон-опера») была объявлена «Гвоздём сезона», а сейчас выдвинута на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска». О том, как сделать оперу современной, режиссер рассказал в беседе со зрителями.
 
– Дмитрий Александрович, за три десятилетия своей истории «Геликон-опера» впервые обращается к творчеству Джакомо Пуччини. Почему так сложилось?
– В оперы Пуччини я влюблен со студенческих лет, все их знаю наизусть, включая редкие, такие, как «Виллисы», «Эдгар», «Девушка с Запада». В Ирландии я ставил «Богему», в Латвии – «Тоску». Но в России действительно сделал спектакль только теперь. Почему – долгая история моих взаимоотношений с этим композитором.
 
Скажу только, что для меня большое значение имеет личная биография автора. Анализируя его жизнь, я начинаю понимать, как он писал свою музыку. Именно поэтому на первом месте для меня всегда были Чайковский, Пуленк. Их музыка – это исповедь, рожденная через страдание и кровь. Когда читаешь залитые кофе и засыпанные пеплом с ошибками написанные ноты, становится понятно, что это настоящее излияние – невозможно ничего делать, кроме как писать эту музыку. Пуччини я заново открыл для себя, когда ставил «Мадам Баттерфляй» на фестивале в Торре-дель-Лаго. Я тогда побывал в его музее и понял, как он жил и чем дышал. Этот день просто перевернул мое представление обо всем, что я любил.
 
– Существует такое понятие как режиссерская опера. Как вы к нему относитесь?  
– XX век сделал режиссера важнейшей фигурой. А сегодня, при всех художественных и организационных аспектах профессии, он становится еще и своего рода «менеджером по продажам». Спектакль нужно поставить так, чтобы на него пришли зрители. Поэтому в театре и появляется такое разнообразие жанров и форм. Я считаю, что все цветы должны цвести, а зритель пусть сам выбирает, куда ему идти. Сложность здесь в том, что оперные залы, как правило, огромны – публика, которая в них собирается, не может быть исключительно элитарной.  Поэтому в каком-то смысле опера – это народное искусство. Порой она даже популяризирует литературный источник. Кто бы знал «Король забавляется», если бы не «Риголетто», и кто бы знал «Даму с камелиями», если бы не «Травиата».
 
– Как сделать оперу современной?
– На самом деле опера – это самое современное искусство. И то, что к нам в театр приходит огромное количество молодежи, только это доказывает. Мы живем во времена третьего текста, а опера и так содержит в себе два текста. И главный из них – музыкальный. Музыка – это язык, который создан богом, мы воспринимаем его клетками, во всех уголках земного шара он считывается одинаково. Люди еще когда-нибудь задумаются, какое это чудо. На октаве семь белых и пять черных нот – а сколько создано музыки!
 
– «Геликон-опера» периодически выступает на открытых площадках. Есть ли для вас, как для режиссера, принципиальная разница между закрытой и открытой сценой?  
– Сложность здесь в том, что приходится зависеть от погодных условий. Тем не менее, у нас в этом отношении большие планы. В частности, в Московской области мы проводим фестиваль «Русская опера у стен монастыря». Играем в Клину, Коломне, Серпухове, Дмитрове… Это «Борис Годунов», «Царская невеста», «Мазепа»… К счастью, сегодня Москва открыта навстречу театру. Поэтому мы будем продолжать этим заниматься.
 
(Интервью записано на площадке Московского культурного форума. Модератор беседы – театральный критик Екатерина Кретова).



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр лучше, чем телевизор, знает о том, чем живет страна»

    «Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Павлу Рудневу, доценту ГИТИСа, зам. худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни). ...
  • Приснилась Гурченко

    Редеет поколение, уходят друзья и коллеги, всё острее дефицит искренности. Стремительно растёт горечь накопления биографии. Забвение грустное, но… закономерное явление.   Мечты о бессмертии дико дифференцированы. ...
  • Константин Богомолов выпускает «Славу» в БДТ

    Режиссер Константин Богомолов готовит на Основной сцене БДТ им. Товстоногова постановку «Слава». Предпремьерным показом 8 июля театр завершит юбилейный 100-й сезон, премьера состоится осенью. «Слава» стала первой пьесой знаменитого поэта и сценариста Виктора Гусева, напомнили в пресс-службе БДТ. ...
  • Эрдоган остановил работу турецких театров

    Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 11 июля издал приказ, согласно которому прекращается финансирование театров, отменяются все спектакли, гастроли и любая другая творческая деятельность. Также приказ требует расторжения контрактов с артистами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр одного гения

    13 июля Петру Фоменко исполнилось бы 85 лет. В память о выдающемся режиссере напомним читателям очерк актрисы Театра им. Вахтангова Галины Коноваловой (1916-2014), написанный в 2014 году для своей авторской рубрики «Легенда сцены». ...
  • Футбол на бис

    В нашей стране (боюсь, что не только в нашей) в проблемах театра, кино и футбола разбираются все кому не лень. О коллайдере, например, стыдливо помалкивают, ибо даже не понимают, с какой стороны к нему подступиться. А если вдруг вспоминают о гении Перельмана, то боясь обмолвиться о загадочности открытой им формулы, жлобски негодуют, что он отказался от миллиона долларов и кормит старушку-мать кефиром с булочкой. ...
  • Александр Домогаров: «Я нередко бросался в крайности»

    Актер Александр Домогаров, которому сегодня, 12 июля, исполняется 55 лет, не раз становился гостем «Театрала». В честь юбилея мы собрали самые интересные высказывания артиста о театре и жизни.   *** Когда Табаков приглашал меня в МХТ, это было очень давно, я сказал Олегу Павловичу, что не могу оставить Театр Моссовета, потому что это мой дом. ...
  • Александр Домогаров празднует юбилей

    В четверг, 12 июля, актеру и певцу, народному артисту России Александру Домогарову исполняется 55 лет. В преддверии дня рождения актер рассказал журналистам, что на свой возраст себя не ощущает. – Ощущаю себя на 30 лет, – цитирует ТАСС слова Александра Домогарова. ...
Читайте также