Дмитрий Бертман: «Опера – самый современный жанр»

 
В этом году постановка Дмитрия Бертмана «Турандот» (Московский музыкальный театр «Геликон-опера») была объявлена «Гвоздём сезона», а сейчас выдвинута на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска». О том, как сделать оперу современной, режиссер рассказал в беседе со зрителями.
 
– Дмитрий Александрович, за три десятилетия своей истории «Геликон-опера» впервые обращается к творчеству Джакомо Пуччини. Почему так сложилось?
– В оперы Пуччини я влюблен со студенческих лет, все их знаю наизусть, включая редкие, такие, как «Виллисы», «Эдгар», «Девушка с Запада». В Ирландии я ставил «Богему», в Латвии – «Тоску». Но в России действительно сделал спектакль только теперь. Почему – долгая история моих взаимоотношений с этим композитором.
 
Скажу только, что для меня большое значение имеет личная биография автора. Анализируя его жизнь, я начинаю понимать, как он писал свою музыку. Именно поэтому на первом месте для меня всегда были Чайковский, Пуленк. Их музыка – это исповедь, рожденная через страдание и кровь. Когда читаешь залитые кофе и засыпанные пеплом с ошибками написанные ноты, становится понятно, что это настоящее излияние – невозможно ничего делать, кроме как писать эту музыку. Пуччини я заново открыл для себя, когда ставил «Мадам Баттерфляй» на фестивале в Торре-дель-Лаго. Я тогда побывал в его музее и понял, как он жил и чем дышал. Этот день просто перевернул мое представление обо всем, что я любил.
 
– Существует такое понятие как режиссерская опера. Как вы к нему относитесь?  
– XX век сделал режиссера важнейшей фигурой. А сегодня, при всех художественных и организационных аспектах профессии, он становится еще и своего рода «менеджером по продажам». Спектакль нужно поставить так, чтобы на него пришли зрители. Поэтому в театре и появляется такое разнообразие жанров и форм. Я считаю, что все цветы должны цвести, а зритель пусть сам выбирает, куда ему идти. Сложность здесь в том, что оперные залы, как правило, огромны – публика, которая в них собирается, не может быть исключительно элитарной.  Поэтому в каком-то смысле опера – это народное искусство. Порой она даже популяризирует литературный источник. Кто бы знал «Король забавляется», если бы не «Риголетто», и кто бы знал «Даму с камелиями», если бы не «Травиата».
 
– Как сделать оперу современной?
– На самом деле опера – это самое современное искусство. И то, что к нам в театр приходит огромное количество молодежи, только это доказывает. Мы живем во времена третьего текста, а опера и так содержит в себе два текста. И главный из них – музыкальный. Музыка – это язык, который создан богом, мы воспринимаем его клетками, во всех уголках земного шара он считывается одинаково. Люди еще когда-нибудь задумаются, какое это чудо. На октаве семь белых и пять черных нот – а сколько создано музыки!
 
– «Геликон-опера» периодически выступает на открытых площадках. Есть ли для вас, как для режиссера, принципиальная разница между закрытой и открытой сценой?  
– Сложность здесь в том, что приходится зависеть от погодных условий. Тем не менее, у нас в этом отношении большие планы. В частности, в Московской области мы проводим фестиваль «Русская опера у стен монастыря». Играем в Клину, Коломне, Серпухове, Дмитрове… Это «Борис Годунов», «Царская невеста», «Мазепа»… К счастью, сегодня Москва открыта навстречу театру. Поэтому мы будем продолжать этим заниматься.
 
(Интервью записано на площадке Московского культурного форума. Модератор беседы – театральный критик Екатерина Кретова).



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы


  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Дмитрий Родионов: «Мы открываем новые пространства»

    В этом году ГЦТМ им. Бахрушина отмечает 125-летие. На нынешний день это главный и самый масштабный театральный музей в стране, в нем хранятся материалы по истории российского театра «от Ромула до наших дней». В преддверии юбилея «Театрал» побеседовал с генеральным директором музея Дмитрием РОДИОНОВЫМ. ...
  • Актёр народа

    Владимир Этуш не ушел в печальную вечность. Вопреки некрологам, официальному прощанию и торжественным проводам под последние овации он все равно остался с нами. В сердце. В памяти. В душе... У каждого – свой. И каждый с ним по-своему не прощается. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнется потом»

    Читателям полюбилась рубрика «Поэт в России – больше, чем поэт», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. В прошлом номере редакция «Театрала» решила возобновить эту рубрику, чувствуя, как не хватает сегодня поэтических страниц: они делали наш журнал особенным. ...
Читайте также