Иван Васильев

«Я хочу танцевать в удовольствие!»

 
Событием уходящего театрального сезона стала премьера балета Ролана Пети и Жана Кокто «Юноша и смерть» в Большом театре. И не только потому, что хрестоматийно известную постановку, в которой танцевали величайшие танцовщики, наконец увидел московский зритель, а в первую очередь из-за блестящего и довольно неожиданного состава исполнителей.
В успехе великолепной прима-балерины Светланы Захаровой, примерившей на себя партию роковой Девушки, почти никто не сомневался. Вопросы вызывал Юноша – самый юный в истории Большого театра премьер Иван Васильев. Слишком молод, слишком порывист, слишком отчаян. И этих «слишком» набиралось немало. Но он победил, заставил зрителей затаить дыхание и повел за собой. Иван вообще из породы победителей.

– Во-первых, поздравляю с премьерой. Как ощущения?

– Сейчас «отходняк». Я очень рад, что Ролан Пети поверил в меня, было очень интересно работать, и хотелось работать. И конечно, Света Захарова – замечательная партнерша. Надеюсь, что получится что-то еще сделать, сейчас идут переговоры…

– С Пети?

– Да, возможно, это будет «Арлезианка». Он считает, что мне очень подойдет этот балет. И он даже говорил, что готов поставить что-то новое. И сейчас Ролан часто звонит, спрашивает, как дела.

– То есть вы дожили до того, что балетмейстеры ставят балеты для вас?

– Наверное, этого хочет каждый танцовщик!

– В наше время это большая редкость, чаще приходится вводиться в спектакли, поставленные много лет назад…

– Есть спектакли действительно хорошие, шедевральные спектакли, в которые вводиться – одно удовольствие.

– Но там уже все сделано, часто поставлены довольно жесткие рамки…

– Конечно, бывает, что танцовщик с определенным амплуа, и он не подходит на какую-то партию. Но ведь все равно каждую партию все танцуют по-разному. Каждый Спартак – другой, каждый Базиль – другой, каждый уникален. Даже Золотого божка, где все одинаково, где один и тот же текст, все танцуют немножко по-разному. У кого-то изнутри вот так идет, у кого-то – по-другому. Разница не обязательно в техническом исполнении, дело в восприятии человеком партии – как он ее понимает, так он ее и делает.

– Есть исполнители, для которых процесс репетиций порой важнее выступления на сцене. Для них главное – процесс. А для вас?

– Скажем так, репетиции обязательны и необходимы. Но, конечно, на репетиции выкладываться полностью нельзя. То есть физически нужно. А вот все-таки какую-то «изюминку», именно актерскую… Когда слишком много репетируешь – «прогораешь». Можно попробовать разок – с чувством, с темпераментом. Но вот «изюминка», которую ты оставишь на сцене, она появится именно на сцене. Потому что «прогореть» на репетиции никому не надо, этого никто не увидит. А если хранишь какой-то огонек, который ты держишь на репетиции, ты его отдашь уже на сцене. Слишком много репетировать – вредно. Особенно если это спектакль, который уже ты танцевал. Его можно «зарепетировать» – станцевать хуже, чем танцевал до этого.

– А для вас имеет значение – зал «плохой», «хороший»?

– Где-то ярче принимают, где-то не так ярко. В принципе это не важно, главное – что зрители есть, что они реагируют на твои танцы. А как они реагируют – кричат или хлопают, – это не суть важно. Где-то вообще только на поклонах аплодируют, где-то хлопают и во время движения.

– Вы танцевали уже на многих сценах мира. На какой танцевать комфортнее?

– На прямой. Не с покатом, скажем так. Но это я шучу, конечно, потому что к покату привыкаешь. Я думаю, что приятно танцевать на той сцене, где есть хорошая партнерша, хорошая труппа, хорошее отношение. А где – это не имеет значения.

– А что кроме работы?

– Работа!

– Но работа ведь иногда заканчивается?

– Ну стараюсь как-то отдыхать. Иногда отдых заключается в том, чтобы просто полежать и отдохнуть.

– Вы еще очень молоды, но, наверное, уже задумывались о том, какой видите свою жизнь дальше?

– После танцев?

– Большой театр – это навсегда?

– Это всегда непредсказуемо. Во-первых, я хочу танцевать в удовольствие. В принципе даже если я не смогу танцевать в удовольствие в Большом, то буду танцевать в каком-то другом театре. Потому что для меня главное – балет, для меня главное – танцевать.

– Большой оправдал ваши ожидания?

– Большой театр – это Большой театр. Это высокий уровень, самая большая труппа. Это круто! (Улыбается.) Здесь приятно работать очень. Поэтому сказать, что что-то здесь не так… Мне, конечно, рассказывали, что тут очень много плохого. А оказалось – замечательная труппа, приятные люди. А в первую очередь – работа.

– Но любой театр – это все равно ограничения. Еще сезон-два и вы станцуете весь возможный репертуар. А что дальше?

– Но если танцуешь в Большом, есть возможность танцевать как приглашенный солист и в других местах. Поэтому я думаю, что особой проблемы в этом нет. А те же классические спектакли, которые идут в Большом театре, танцевать в удовольствие можно всегда. Главное – чтобы была возможность, и ничего не мешало.

– Не собираетесь идти учиться на педагога, на балетмейстера, в конце концов?

– Пока мне это сложно… Если берешься за дело, то его надо делать качественно, а не попробовать, и все. Потому что сказать: «А я буду ставить балеты» – глупо. Надо знать, есть ли способность к этому. Но это все в будущем.

– Какие планы на ближайшее время?

– Сейчас будет «Петрушка»… И мы начали репетировать «Жизель».

– И последний вопрос: что для вас в жизни самое главное?

– Семья… Главное – чтобы всегда были люди родные, близкие. Те, которые рядом, всегда помогают, всегда искренне переживают за тебя, любят, поддерживают.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт планирует повысить безопасность музеев

    Министерство культуры РФ рассчитывает, что дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев будет продолжено.   «В этом году нас поддержало правительство и выделило дополнительное финансирование на обеспечение систем безопасности музеев, 350 млн рублей выделено в этом году. ...
  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
Читайте также