Масимально Горький вечер

В МХТ им. Чехова отметили юбилей Максима Горького

 
В Московском Художественном театре прошел вечер, посвященный 150-летию Максима Горького. Он был назначен на 28 марта, объявленный днем траура по жертвам пожара в Кемерово. Спектакль решили не отменять – к этому событию театр готовился целый год, в постановке занята почти вся труппа и приглашенные артисты, собрать всех вместе в другой день было бы практически невозможно.

Да и интонация юбилейного вечера была совсем не праздничной, не официозно-бравурной, а скорее траурной. Это были размышления о судьбах России, где человек даже такой величины как Горький оказывается разменной монетой политических игр. Вечер начали с минуты молчания.
 

На самом деле юбилейный вечер был лишь вершиной айсберга по изучению горьковского наследия, которым в МХТ занимались весь год. Еще в прошлом сезоне в театре стартовала  лаборатория «Горький. Проза», где молодые режиссеры делали эскизы по малоизвестным и редко исполняемым горьковским рассказам. По итогам её работы в репертуар вошел спектакль Данилы Чащина «Мальва».

 
Сыгранная в день 150-летия Алексея Пешкова пьеса Михаила Дурненкова «Солнце всходит» состоит полностью из документальных материалов: писем, дневников, статей той эпохи, воспоминаний современников – в ней нет ни одного придуманного слова. Из разрозненных свидетельств мозаично складывается портрет яркой, крайне противоречивой и потому до сих пор притягательной личности. Как мог один человек совмещать в себе силу и слабость, жесткость и мягкость характера, стремление к правде и любовь к лакировке, непоколебимую убежденность в своей правоте и способность идти на поводу у власти? Загадка. В МХТ не дали на нее ответа, но по крайней мере постарались взглянуть на фигуру главного пролетарского писателя объективно, не делая из Горького пламенного героя и не поливая его презрением за статус культового советского божка.
 
Режиссер Виктор Рыжаков и художник Николай Симонов выстроили спектакль графично, в черно-белой гамме и геометрически четких мизансценах. Горький тут почти всегда один, всегда противопоставлен окружению, бурлящему водоворотом на другом краю сцены – не потому что он герой вечера, а потому что самобытен, идёт своим путем. Может быть, чтобы подчеркнуть эту отдельность, инородность, на главную роль пригласили артиста другого театра – Игоря Гордина из МТЮЗа. И хотя тонкий, интеллигентный Гордин по темпераменту, по свой психофизике совсем не похож на босяка и рубаку Горького, не чуждого эпатажа и ходившего в косоворотке, шляпе и с перстнем на руке, есть в его внешности что-то неуловимо напоминающее Алексея Максимовича.
 
Гражданскую жену Горького Марию Андрееву сыграла Ксения Раппопорт. В её трактовке соратница и муза писателя получилась слегка экзальтированной особой и актрисой до костного мозга, играющей идейную революционерку в жизни с той же страстью, с какой на сцене представляла Наташу в пьесе «На дне». Роли остальных персонажей от Чехова до Булгакова исполнили актеры МХТ. И главной темой композиции ожидаемо стали отношения Горького с Художественным театром –  от первой пылкой влюбленности и взаимных восторгов взахлёб до обоюдного охлаждения, разрыва дружеских связей и последующего возвращения автора во МХАТ в 30-е годы – уже как главного советского писателя в главный академический театр страны, названный его именем.
 
Главным оппонентом Горького тут выступал Немирович-Данченко, неожиданно убедительно сыгранный Игорем Верником. Преданный общему делу, хозяйственный Владимир Иванович вел стратегическую переписку со строптивым автором, в то время как легкомысленный Станиславский (Анатолий Белый) по-приятельски удил с ним рыбу на Капри. Нельзя не отметить и мужественную Марину Зудину в роли Ольги Книппер. Её горький, полный тоски монолог после похорон Чехова зал встретил сочувственными аплодисментами.
 
Другая важная тема вечера – взаимоотношения Горького и власти. В «Несвоевременных мыслях» он еще критикует действия Ленина и компании, которые душат свободу слова, за которую боролись, и применяют те же подлые репрессивные методы, что и бывшие противники. А уже в следующей сцене убеждает себя, что в творчестве идеал важнее некрасивой действительности, и миссия писателя – изображать жизнь не такой, как она есть, а такой, какой она должна быть. Не понятно, в какой именно момент в Горьком случился этот перелом, отчего он разрешил использовать себя, превратился в фарисея и согласился смотреть сквозь пальцы на все, что делается советской властью. Апофеозом этого лицемерия стала знаменитая поездка на Соловки, описанная в воспоминаниях Дмитрия Лихачева.
 
Писатель, прославлявший свободу, силу и волю человека, в конце жизни оказался заложником собственной славы и привилегированного положения, столь лестного для выходца из народа. Заступаясь за других литераторов, того же Блока, Гумилева, а потом Булгакова, он не решился на открытую конфронтацию с властью, не осмелился перечить Сталину, которого в спектакле сыграл Андрей Бурковский. И здесь сидящие в зале театральные деятели вполне могли узнать себя: в то время как они выпускают премьеры и получают премии, их коллега Алексей Малобродский по-прежнему находится за решеткой, а Кирилл Серебренников, который, кстати, пять лет назад режиссировал аналогичный вечер, посвященный Станиславскому, под домашним арестом. История повторяется, а мы так и не извлекли из нее уроков. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материал

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
  • Вышел в свет апрельский «Театрал»!

    На страницах апрельского номера (см. подписка) вы прочтете: - как русские театры выживают в разгар пандемии в Италии, Франции и Германии: интервью с руководителями этих театров - почему Оскарас Коршуновас видит в Чехове современного автора; - какие общественные тенденции напоминают политологу Екатерине Шульман о театре абсурда; - о чем самом важном забыли авторы поправок в Конституцию: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; - как стать номинантом премии «Звезды Театрала», не допустив ошибок; - что помогает сохранять достоинтсво в условиях страха: беседа с художественным руководителем РАМТ Алексеем Бородиным; - какие семейные связи с Лениным обнаружил Александр Ширвиндт; - почему Евгения Симонова для Зои Кайдановской непререкаемый авторитет; - где поужинать истинному театралу; - зачем придуман Всемирный день театра: колонка Дмитрия Трубочкина; - что роднит Нонну Гришаеву с Людмилой Гурченко; - зачем Евгений Писарев, Вера Алентова и Виктория Исакова дают «Ложные признания»; - каким музеям карантин – не помеха; - где купить «Театрал»; - какие сюрпризы готовит для зрителей Театр Джигарханяна: интервью с директором; - где развеять скуку в апреле: репертуары и афиши Москвы и Санкт-Петербурга; - как выиграть билет в Московский ТЮЗ: конкурс от «Театрала». ...
Читайте также