Масимально Горький вечер

В МХТ им. Чехова отметили юбилей Максима Горького

 
В Московском Художественном театре прошел вечер, посвященный 150-летию Максима Горького. Он был назначен на 28 марта, объявленный днем траура по жертвам пожара в Кемерово. Спектакль решили не отменять – к этому событию театр готовился целый год, в постановке занята почти вся труппа и приглашенные артисты, собрать всех вместе в другой день было бы практически невозможно.

Да и интонация юбилейного вечера была совсем не праздничной, не официозно-бравурной, а скорее траурной. Это были размышления о судьбах России, где человек даже такой величины как Горький оказывается разменной монетой политических игр. Вечер начали с минуты молчания.
 

На самом деле юбилейный вечер был лишь вершиной айсберга по изучению горьковского наследия, которым в МХТ занимались весь год. Еще в прошлом сезоне в театре стартовала  лаборатория «Горький. Проза», где молодые режиссеры делали эскизы по малоизвестным и редко исполняемым горьковским рассказам. По итогам её работы в репертуар вошел спектакль Данилы Чащина «Мальва».

 
Сыгранная в день 150-летия Алексея Пешкова пьеса Михаила Дурненкова «Солнце всходит» состоит полностью из документальных материалов: писем, дневников, статей той эпохи, воспоминаний современников – в ней нет ни одного придуманного слова. Из разрозненных свидетельств мозаично складывается портрет яркой, крайне противоречивой и потому до сих пор притягательной личности. Как мог один человек совмещать в себе силу и слабость, жесткость и мягкость характера, стремление к правде и любовь к лакировке, непоколебимую убежденность в своей правоте и способность идти на поводу у власти? Загадка. В МХТ не дали на нее ответа, но по крайней мере постарались взглянуть на фигуру главного пролетарского писателя объективно, не делая из Горького пламенного героя и не поливая его презрением за статус культового советского божка.
 
Режиссер Виктор Рыжаков и художник Николай Симонов выстроили спектакль графично, в черно-белой гамме и геометрически четких мизансценах. Горький тут почти всегда один, всегда противопоставлен окружению, бурлящему водоворотом на другом краю сцены – не потому что он герой вечера, а потому что самобытен, идёт своим путем. Может быть, чтобы подчеркнуть эту отдельность, инородность, на главную роль пригласили артиста другого театра – Игоря Гордина из МТЮЗа. И хотя тонкий, интеллигентный Гордин по темпераменту, по свой психофизике совсем не похож на босяка и рубаку Горького, не чуждого эпатажа и ходившего в косоворотке, шляпе и с перстнем на руке, есть в его внешности что-то неуловимо напоминающее Алексея Максимовича.
 
Гражданскую жену Горького Марию Андрееву сыграла Ксения Раппопорт. В её трактовке соратница и муза писателя получилась слегка экзальтированной особой и актрисой до костного мозга, играющей идейную революционерку в жизни с той же страстью, с какой на сцене представляла Наташу в пьесе «На дне». Роли остальных персонажей от Чехова до Булгакова исполнили актеры МХТ. И главной темой композиции ожидаемо стали отношения Горького с Художественным театром –  от первой пылкой влюбленности и взаимных восторгов взахлёб до обоюдного охлаждения, разрыва дружеских связей и последующего возвращения автора во МХАТ в 30-е годы – уже как главного советского писателя в главный академический театр страны, названный его именем.
 
Главным оппонентом Горького тут выступал Немирович-Данченко, неожиданно убедительно сыгранный Игорем Верником. Преданный общему делу, хозяйственный Владимир Иванович вел стратегическую переписку со строптивым автором, в то время как легкомысленный Станиславский (Анатолий Белый) по-приятельски удил с ним рыбу на Капри. Нельзя не отметить и мужественную Марину Зудину в роли Ольги Книппер. Её горький, полный тоски монолог после похорон Чехова зал встретил сочувственными аплодисментами.
 
Другая важная тема вечера – взаимоотношения Горького и власти. В «Несвоевременных мыслях» он еще критикует действия Ленина и компании, которые душат свободу слова, за которую боролись, и применяют те же подлые репрессивные методы, что и бывшие противники. А уже в следующей сцене убеждает себя, что в творчестве идеал важнее некрасивой действительности, и миссия писателя – изображать жизнь не такой, как она есть, а такой, какой она должна быть. Не понятно, в какой именно момент в Горьком случился этот перелом, отчего он разрешил использовать себя, превратился в фарисея и согласился смотреть сквозь пальцы на все, что делается советской властью. Апофеозом этого лицемерия стала знаменитая поездка на Соловки, описанная в воспоминаниях Дмитрия Лихачева.
 
Писатель, прославлявший свободу, силу и волю человека, в конце жизни оказался заложником собственной славы и привилегированного положения, столь лестного для выходца из народа. Заступаясь за других литераторов, того же Блока, Гумилева, а потом Булгакова, он не решился на открытую конфронтацию с властью, не осмелился перечить Сталину, которого в спектакле сыграл Андрей Бурковский. И здесь сидящие в зале театральные деятели вполне могли узнать себя: в то время как они выпускают премьеры и получают премии, их коллега Алексей Малобродский по-прежнему находится за решеткой, а Кирилл Серебренников, который, кстати, пять лет назад режиссировал аналогичный вечер, посвященный Станиславскому, под домашним арестом. История повторяется, а мы так и не извлекли из нее уроков. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материал


  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Джигарханяна покажет премьеру по пьесе Булгакова «Кабала святош»

    Театр под руководством Армена Джигарханяна выпускает новый спектакль «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. «Трагическая судьба пьесы Булгакова, впервые поставленной в 1936 году и снятой с репертуара после семи аншлагов, так созвучна сегодняшнему дню», - отметили в пресс-службе театра. ...
  • Выходит в свет ноябрьский «Театрал»

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - Что Александр Калягин ответил Андрею Кончаловскому; - Как Марк Розовский напел Пушкина; - О чем спорят герои Алексея Гуськова и Геннадия Хазанова в новом спектакле Римаса Туминаса; - За что Михаила Ефремова любят пожилые учительницы; - В чем секрет успеха режиссера Алексея Франдетти; - Что думает Александр Ширвиндт о пенсионной реформе; - Как выглядит жизнь «Ленкома» из-за кулис: экскурсию провел директор театра; - Кто для Елены Санаевой всегда был строгим критиком; - В каком ресторане подают любимое блюдо Олега Табакова; - Почему музеи стали напоминать супермаркет: мнение эксперта; - Где развеять скуку в ноябре: репертуар театров; - О чем говорили директора театров на Форуме театральных менеджеров. ...
  • ЦАТРА готовит премьеру «Главная роль»

    В Театре Российской армии поставили новый музыкальный спектакль «Главная роль». В основе пьесы Михаила Лифшица – классический конфликт трех поколений: пожилых родителей, взрослых детей и внуков. «Главная мысль заключается в том, что эгоизм материнской любви можно преодолеть только в том случае, если у женщины возникает уверенность, что она любима и нужна своим детям и внукам», – рассказали о постановке в пресс-службе театра. ...
  • До конца октября РАМТ выпустит две премьеры

    В последние дни октября РАМТ готовится представить два новых спектакля: 26 октября на Большой сцене выйдет сказка Антония Погорельского «Черная курица» в постановке Екатерины Половцевой, а 27 октября в Музее-квартире Всеволода Мейерхольда – «Любовь и смерть Зинаиды Райх» по пьесе Валерия Семеновского в режиссуре Александра Пономарева. ...
Читайте также