Волны Леты-Ангары

В «Мастерской» Григория Козлова играют «Живи и помни»

 
Повесть Валентина Распутина «Живи и помни» режиссер Григорий Козлов прочитал как народную заплачку. Деревня Атамановка, притулившаяся на правом берегу Ангары в спектакле «Мастерской» - заповедное место, которое везде и нигде. Разве лодка Харона довезет до ее берегов (стоящая по центру лодка – главный декорационный элемент спектакля). Начинает сказ хор, выстроившийся на авансцене, – сказ о жизни, любви и гибели Андрея – деревенского мужика, солдата-дезертира и его жены Настены.
 
В основе повести Валентина Распутина – извечный трагический конфликт долга и чувства. Ушедший на Отечественную войну Андрей после ранений и госпиталя так заскучал по жене, что вместо воинской части поехал в другую сторону. Вчерашний герой в одночасье стал дезертиром. Жена Настена, тосковавшая по мужу, – счастлива, что он жив, но отчетливо понимает, что теперь никогда сама не может посмотреть прямо в глаза подружкам, потерявшим на войне мужей. 

В античной трагедии вину героев судил монолитный хор. В спектакле Григория Козлова хор – собрание индивидуальностей – деревенских баб и мужиков, среди которых соседи, друзья, подруги, родные. Те, на чьих глазах прошла жизнь. Те, кто помнят и первый день молодоженов, приехавших после свадьбы в Атамановку, и проводы Андрея на войну, и жизнь Настены в военную пору.

Семеро актеров «Мастерской» (Алена Артемова, Ольга Афанасьева, Ксения Морозова, Илья Борисов, Константин Гришанов, Дмитрий Житков, Евгений Шумейко) виртуозно соединяют бытовую правду образов и приподнятость сказовой интонации, историческую точность и песенный лад повествования. У каждого есть свой «крупный план»: и у счетовода Иннокентия Ивановича (Илья Борисов), и у разбитной жалостливой Надьки (Ксения Морозова), и у дождавшейся покалеченного мужа Лизы (Алена Артемова), и у мучающегося отца Андрея (Константин Гришанов). В упор глядя на невестку, отец Андрея глухо просит сказать: где прячется сын? Где стервец схоронился и почему не пришел взглянуть в глаза опозоренному отцу?

Алексей Ведерников играет Андрея Гуськова тем шалым русским мужиком, которого и на подвиг, и на подлость может толкнуть свободолюбивый и неукротимый дух. Дикое сердце не слушается головы. А когда опамятовался «что же я делаю?» - выпрямлять судьбу уже поздно. Опасливые движения загнанного зверя, ни в чем не знающего меры: ни в любви, ни в ненависти. Он обещает: «Предашь – мертвый приду язык вырвать» так, что его герою верится. Такой и любит изо всех жил, но и убьет без раздумий, если волна накатит. Гибель живет где-то рядом с этим героем, и как ни хлопочи жена, – такого не спасешь, не сохранишь. 

«Чисто леший» – заливисто смеется Настена-Арина Лыкова, разглядывая своего непутевого мужа. И в смехе и радость, и боль, и предчувствие краткости отпущенного времени вдвоем. Иконописное лицо, тихий голос, редкие всплески усталости и страха, и – стальной стержень внутри. Не согнуть, не сломать.

Русские женщины – лучшее, что Россия подарила миру. Героиня Арины Лыковой обладает той нравственной силой, рядом с которой тушуются самые могучие герои. И готова взять на себя вину любимого, разделить ее с ним. Готова вынести презрение и ненависть, готова терпеть и страдать.  Она стоит на краю лодки, поддерживая руками свой тяжелый живот (долгожданный сын!), смотрит на преследователей и в воды Ангары. И ступает за борт осторожно-осторожно, чтобы не потревожить ни ребенка во чреве, ни матери-реки…

И – скорбной эпитафией звучит эпилог. Хор прощается с героиней, отпускает ей грехи, оплакивая погибшую дочь Атамановки. И качаются над сценой – деревянные люльки памятью о нерожденном младенце.

Спектакль, сыгранный на малой сцене, звучит отнюдь не камерно. Он входит в недлинный, но такой важный ряд постановок по деревенской прозе, среди которых и «Три мешка сорной пшеницы» Георгия Товстоногова, и «Деревянные кони» Юрия Любимова, и конечно «Братья и сестры» Льва Додина, - спектакли, сохранившие поэзию и правду русской деревни, ее высокие минуты и тяжкие провалы, то чем спасаются и от чего гибнут.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • Тараканий бег времени

    Михаил Булгаков писал о кастрюле крови, которую из него выпили в Художественном театре. Речь шла о «Кабале святош», которую театр снял с репертуара в 1936 году сразу после премьеры, испугавшись разгромной статьи в «Правде». ...
  • В Театре Табакова выйдет «Моя прекрасная леди»

    Премьера музыкально-драматического спектакля «Моя прекрасная леди» в постановке Аллы Сигаловой состоится 8 июня в Театре Олега Табакова. Спектакль станет версией классического мюзикла Алана Джей Лернера и Фредерика Лоу по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». ...
  • Мариинский театр впервые представит «Девушку с Запада»

    Кадр из спектакля Премьера оперы Джакомо Пуччини «Девушка с Запада» состоится 24 мая сцене Мариинского-2 в рамках XXVII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
  • В «Мастерской Фоменко» поставили «Чайку»

    Кирилл Пирогов поставил на Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» чеховскую «Чайку». Премьера спектакля состоится 28 мая. «Тонкие кружева взаимоотношений, виртуозное владение диалогом недоговоренности, тоска по совершенству и музыкально настроенный актерский ансамбль - все, благодаря чему Антон Чехов был назван реформатором театра и драматургии, необычайно близко создателям спектакля, - рассказали в театре. ...
Читайте также