«Француз, ставший русским»

Балетный мир празднует 200-летие Мариуса Петипа

 
Гала-концерт из фрагментов балетов Мариуса Петипа состоялся 13 марта на Новой сцене Большого театра. Событие стало финальной точкой Фестиваля российских балетных школ «Посвящение Мариусу Петипа», организованного Московской академии хореографии к 200-летию со дня рождения выдающегося балетмейстера и педагога.

– Когда мы говорим о русском классическом балете, мы имеем в виду Петипа, француза, ставшего русским хореографом, – рассказал на пресс-конференции во вторник руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев. – Безусловно, мы должны двигаться вперед и отражать посредством танца сегодняшний день. Но в то же время нам нужно беречь и преумножать ту мировую ценность, которая возникла в России. Петипа до сих пор вызывает свежее восхищение. Его балет «Баядерка» был поставлен в 1877 году, однако сложно себе представить больший шедевр классического танца. И сегодняшний вечер только доказывает, что Петипа – абсолютно современный хореограф.

В концерте приняли участие более 240 учеников девяти ведущих балетных школ России. Помимо Московской академии хореографии, это Академии русского балета им. Вагановой, Московское хореографическое училище при Московском театре танца «Гжель», Академия танца Бориса Эйфмана, Башкирский хореографический колледж им. Нуреева, Хореографические училища Новосибирска и Перми, Красноярский хореографический колледж и Якутская балетная школа им. Посельских.

Махар Вазиев также сообщил, что в честь юбилея Большой театр возобновит балет Петипа «Коппелия» в новой хореографической редакции Сергея Вихарева. Первое представление состоится 20 апреля. Кроме того, на сцену театра вернется «Дочь фараона» (в редакции Пьера Лакотта). Юбилейные гала-концерты с участием артистов Парижской оперы пройдут на Исторической сцене 31 мая и 1 июня. По словам руководителя балета, они станут посвящением мастеру и будут состоять не только из его работ. Музей Большого театра также готовит к юбилею Петипа выставку под названием «Чародей танца». Она разместится в фойе Исторической сцены.

– Помимо роскошных спектаклей, Петипа оставил нам в наследие академическую школу классического танца, и мы стремимся ее постигать и сохранять,  – отметила ректор Московской академии хореографии Марина Леонова.

Она напомнила, что творчество балетмейстера главным образом связано с Петербургом, однако некоторые постановки он осуществил в Москве. Именно здесь родился знаменитый «Дон Кихот» Минкуса (1869), перенесенный впоследствии на петербургскую сцену, впервые был поставлен балет «Трильби» Гербера (1870), а также одноактные балеты «Ночь и день» и «Жемчужина», предназначенные для показа на коронациях Александра III (1883) и Николая II (1896). Этим работам Академия хореографии посвятила новую книгу под названием «Балеты М. И. Петипа в Москве».

По словам редактора книги, профессора Екатерины Беловой, издание впервые представит широкому читателю рецензии на московские спектакли Петипа, а также воспоминания их участников:

– Специально для сборника три поколения историков балета написали эксклюзивные статьи. Обширный материал о творчестве Петипа в контексте жизни Большого театра представила наш старейший историк Елизавета Яковлевна Суриц, недавно отметившая 95-летие.

Директор Театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов в свою очередь сообщил, что музей (совместно с Государственным институтом искусствознания) также готовит два издания:

– Это мемуары Мариуса Петипа в новом переводе, а также дневники (балерины) Матильды Кшесинской и воспоминания (балетмейстера) Иосифа Кшесинского – с научным комментарием и широким иллюстративным рядом. В музее хранится большое архивное наследие Петипа, и вот мы наконец представим эти материалы широкой аудитории.

Дмитрий Родионов также напомнил, что 6 марта в музее открылась выставка «Два века Петипа»:

– Она будет работать до 10 июня и завершится Международной научно-практической конференцией «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка», которую мы готовим вместе с Институтом искусствознания и Большим театром. Конференция предоставит площадку балетоведам со всего мира.

Юбилейные события будут проходить в России в течение всего 2018 года, который объявлен Годом балета. Как рассказал заместитель министра культуры Александр Журавский, финальную точку празднования поставят на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который будет проходить с 15 по 18 ноября.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Чайка» Ноймайера возвращается в Музыкальный театр

    В год столетия Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко художественный руководитель балетной труппы Лоран Илен возобновляет знаковый для театра спектакль – «Чайку», поставленную в 2007 году классиком хореографии Джоном Ноймайером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Балет Мариинского театра выступит на фестивале Джорджа Баланчина

    Во вторник, 31 октября, в Нью-Йорке открывается Фестиваль балетного искусства Джорджа Баланчина. На сцене New York City Center за период с 31 октября по 4 ноября выступят восемь балетных трупп мира, в числе которых и Мариинский театр. ...
  • Начо Дуато возвращается в Михайловский театр

    Всемирно известный испанский хореограф Начо Дуато завершает работу в должности интенданта Государственного балета Берлина (его правопреемниками на этом посту станут Саша Вальц и Йохан Эман) и в феврале 2019 года вновь возглавит балетную труппу Михайловского театра (занимал эту должность в 2011-2013 гг. ...
Читайте также