«Француз, ставший русским»

Балетный мир празднует 200-летие Мариуса Петипа

 
Гала-концерт из фрагментов балетов Мариуса Петипа состоялся 13 марта на Новой сцене Большого театра. Событие стало финальной точкой Фестиваля российских балетных школ «Посвящение Мариусу Петипа», организованного Московской академии хореографии к 200-летию со дня рождения выдающегося балетмейстера и педагога.

– Когда мы говорим о русском классическом балете, мы имеем в виду Петипа, француза, ставшего русским хореографом, – рассказал на пресс-конференции во вторник руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев. – Безусловно, мы должны двигаться вперед и отражать посредством танца сегодняшний день. Но в то же время нам нужно беречь и преумножать ту мировую ценность, которая возникла в России. Петипа до сих пор вызывает свежее восхищение. Его балет «Баядерка» был поставлен в 1877 году, однако сложно себе представить больший шедевр классического танца. И сегодняшний вечер только доказывает, что Петипа – абсолютно современный хореограф.

В концерте приняли участие более 240 учеников девяти ведущих балетных школ России. Помимо Московской академии хореографии, это Академии русского балета им. Вагановой, Московское хореографическое училище при Московском театре танца «Гжель», Академия танца Бориса Эйфмана, Башкирский хореографический колледж им. Нуреева, Хореографические училища Новосибирска и Перми, Красноярский хореографический колледж и Якутская балетная школа им. Посельских.

Махар Вазиев также сообщил, что в честь юбилея Большой театр возобновит балет Петипа «Коппелия» в новой хореографической редакции Сергея Вихарева. Первое представление состоится 20 апреля. Кроме того, на сцену театра вернется «Дочь фараона» (в редакции Пьера Лакотта). Юбилейные гала-концерты с участием артистов Парижской оперы пройдут на Исторической сцене 31 мая и 1 июня. По словам руководителя балета, они станут посвящением мастеру и будут состоять не только из его работ. Музей Большого театра также готовит к юбилею Петипа выставку под названием «Чародей танца». Она разместится в фойе Исторической сцены.

– Помимо роскошных спектаклей, Петипа оставил нам в наследие академическую школу классического танца, и мы стремимся ее постигать и сохранять,  – отметила ректор Московской академии хореографии Марина Леонова.

Она напомнила, что творчество балетмейстера главным образом связано с Петербургом, однако некоторые постановки он осуществил в Москве. Именно здесь родился знаменитый «Дон Кихот» Минкуса (1869), перенесенный впоследствии на петербургскую сцену, впервые был поставлен балет «Трильби» Гербера (1870), а также одноактные балеты «Ночь и день» и «Жемчужина», предназначенные для показа на коронациях Александра III (1883) и Николая II (1896). Этим работам Академия хореографии посвятила новую книгу под названием «Балеты М. И. Петипа в Москве».

По словам редактора книги, профессора Екатерины Беловой, издание впервые представит широкому читателю рецензии на московские спектакли Петипа, а также воспоминания их участников:

– Специально для сборника три поколения историков балета написали эксклюзивные статьи. Обширный материал о творчестве Петипа в контексте жизни Большого театра представила наш старейший историк Елизавета Яковлевна Суриц, недавно отметившая 95-летие.

Директор Театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов в свою очередь сообщил, что музей (совместно с Государственным институтом искусствознания) также готовит два издания:

– Это мемуары Мариуса Петипа в новом переводе, а также дневники (балерины) Матильды Кшесинской и воспоминания (балетмейстера) Иосифа Кшесинского – с научным комментарием и широким иллюстративным рядом. В музее хранится большое архивное наследие Петипа, и вот мы наконец представим эти материалы широкой аудитории.

Дмитрий Родионов также напомнил, что 6 марта в музее открылась выставка «Два века Петипа»:

– Она будет работать до 10 июня и завершится Международной научно-практической конференцией «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка», которую мы готовим вместе с Институтом искусствознания и Большим театром. Конференция предоставит площадку балетоведам со всего мира.

Юбилейные события будут проходить в России в течение всего 2018 года, который объявлен Годом балета. Как рассказал заместитель министра культуры Александр Журавский, финальную точку празднования поставят на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который будет проходить с 15 по 18 ноября.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Странствия «Дон Кихота»

    В музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера «Дон Кихота» Людвига Минкуса, ставшая первой постановкой балета Рудольфа Нуреева на его родине. К хореографическому наследию знаменитого беглеца из СССР, попросившего в 1961 году в парижском аэропорту Орли (после завершения гастролей ленинградского Кировского театра во Франции) политического убежища, в России  отношение настороженное. ...
  • Борис Эйфман открывает Детский театр танца

    Детский театр танца, созданный балетмейстером Борисом Эйфманом откроется в Санкт-Петербурге16 ноября. Театр станет частью комплекса, включающего в себя Академию танца, общеобразовательную школу, интернат для воспитанников и музей. ...
  • Танец – больше, чем танец

    Израильская компания «L-E-V» представила в Москве и Петербурге танцевальную программу, в которой шестеро великолепных танцовщиков продемонстрировали фантастическую выносливость,  невероятную гибкость и блистательное мастерство, обрушив на зрителей столь мощный поток энергии, что он  способен не только сбить с ног, но и «снести мозг». ...
  • Поднебесная красота

    С сентября по ноябрь в Москве пройдет фестиваль современного танца «DanceInversion», давно ставший неотъемлемой частью российского осеннего пейзажа.  В этом году этот престижный форум отмечает свое двадцатилетие. На сегодняшний день – один из самых авторитетных отечественных танцевальных фестивалей, занимающийся просвещением российского зрителя в области contemporary dance. ...
Читайте также