Олег Табаков: «Очень важно, что будет после нас»

17 августа день памяти выдающегося актера

 
17 августа народному артисту СССР Олегу Табакову исполнилось бы 83 года. В этот день в его кабинете в МХТ всегда собирались друзья, коллеги, ученики. Поздравляли, говорили слова благодарности и, конечно, слушали бесконечно занятные истории из уст легендарного актера.

Сегодня первый день рождения без Олега Павловича. Однако память о нем не померкнет. Как и прежде, его имя объединяет многочисленных театральных деятелей.

Друзья и коллеги Олега Табакова любят рассказывать о нем такую историю: когда что-то требовалось для театра (вне зависимости подвальный ли это театрик на Чаплыгина или великий МХТ), Олег Павлович снимал трубку и, набрав номер какого-либо высокопоставленного лица, непременно говорил: «Это звонит Табаков. Киноартист». И счастливая реакция собеседника не заставляла себя ждать.

Разумеется, в емком слове «киноартист» заключалась самоирония, обаятельное лукавство, но прием срабатывал безотказно, ведь в самом деле благодаря одним только киноролям Олег Павлович навсегда останется в истории. Однажды Сергей Юрский заметил, энергия лицедейства во все времена давала возможность Табакову проверять себя.

Он говорил: если эта энергия есть, то всё остальное только приложение. А «приложениями» стали и многолетняя работа в «Современнике» (в 1957-1983 гг. – артист; в 1970-1976 гг. – директор), и активная преподавательская деятельность (курс, набранный в ГИТИСе в 1976 г., впоследствии составил основу «Табакерки»), и создание своего собственного театра на Чаплыгина (1977 г.), и организация Летней школы им. Станиславского в Бостоне (существует с 1992 г.), и строительство театральной школы для одаренных детей в Москве (открыта в 2009 г.), и руководство Школой-студией МХАТ (в 1986-2000 гг. – ректор), и, конечно, работа во МХАТе, куда он перешел по приглашению Олега Ефремова в 1983 году и где все последующие годы играл большие, знаковые роли. С 2000 года и по сей день являлся художественным руководителем МХТ, продолжая руководить и «Табакеркой».

 И это – далеко не полный список заслуг артиста. Он строил новые сцены, открывал таланты, входил во всевозможные советы и коллегии,  помогал пожилым и поддерживал бедных (щедрую свою благотворительность не афишировал никогда). Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий говорит: «Я не знаю, как называется это его уникальное качество театрального строителя, театрального деятеля, мастера, но для меня очевидно одно: стараниями этого человека в наш театр пришло уже несколько поколений настоящих больших актеров. Несколько поколений… Старшим его ученикам сегодня под шестьдесят, а младшим, которые в колледже, нет еще двадцати».

Сергей Юрский говорил о Табакове:
– Стал ли он начальником, директором, министром, заведующим, подписывает ли он бумаги, которые являются судьбоносными или сидит с важным видом на скучнейшем заседании, он может себе шепнуть: нет, нет, я только актер – все остальное не имеет значения. Пока он может надувать этот «шар», то есть порождать из своих тайных недр воображаемое существо, он непобедим.
Приятель Олега Табакова журналист Александр Авдеенко в ту пору, когда актер возглавил МХТ, написал о нем очерк, которым Олег Павлович гордился. Есть там такие строчки:

 «Он провозгласил своим поступком, что театр теперь открыт всем современным течениям в режиссуре и драматургии. Количество спектаклей на большой и малой сценах зашкаливает за цифру предельного и разумного. Пригласили к постановкам всех, кого возможно. Результат? Постоянные аншлаги. Приличное вспомоществование актерам. Спонсоры, стоящие в очереди, чтобы поддержать труппу. Успех, как и положено ему по линии судьбы. Дотационный прежде театр выходит в лидеры коммерческого успеха».

В 2014 году впервые в истории премии «Звезда Театрала» вручалась награда в номинации «Любимый театр (лучший директор)». И бесспорным лидером в зрительском голосовании оказался Олег Табаков.

 – Хочется сказать про тех, кто на смену идет и пришел, – отметил он, поднявшись на сцену. – Хочется сказать серьезные и добрые слова про Кирилла Крока. Хочу сказать добрые слова про двух парней из МХТ Игоря Попова и Юру Кравца. Понимаете, «никто не даст нам избавленья», никто за нас эту работу не сделает ни Владимир Владимирович, ни Дмитрий Анатольевич, а только мы. Поэтому очень важно, что будет после нас.

Эту же мысль он развил в одном из биографических интервью, записанных Анатолием Смелянским:

– Не надо надеяться в таких вещах на государство, – отметил Олег Павлович. – Это же Левиафан неповоротливый, как сказал бы Андрей Звягинцев. Поэтому надо самому шевелиться, думать о будущем. Вот совсем недавно заложили камень в здание будущего филиала МХТ, который заменит нам здание на улице Москвина. Ну, не может искусство актера сегодня развиваться без совершенного подвижного, чуткого театрального пространства. Когда в Камергерском сделали впервые поворотный круг, то Лев Толстой был так поражен новыми возможностями, что написал «Живой труп» с множеством эпизодов в расчете на этот поворотный круг. Это ж не вопрос технологии, это расширение возможностей театра, актеров и режиссеров. Шумят и театральные пошляки, да когда это будет, и зачем это Табакову? Мы, мол, не увидим. На это так скажу: на нас жизнь не кончается.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Чонишвили: «Мы живём во власти стереотипов»

    Больше всего в театре Сергей ЧОНИШВИЛИ опасается однообразия и говорит, что ради интересного эксперимента согласится на любую работу. Главное, чтобы она сопровождалась творческим поиском и расширяла актерский диапазон… – Сергей, вы актер, который не перестает удивлять своей разноплановостью: столько у вас премьер и проектов… – На сцене, конечно, интереснее существовать, когда ты ставишь над собой эксперименты, хотя и не знаешь, каков будет результат – плюсовой или не плюсовой. ...
  • Валерий Градковский: «Когда людей объединяет творчество, интриги отступают»

    Весной Театр им. Ленсовета выбрал своим художественным руководителем актрису Ларису Луппиан, которая заняла этот пост после того, как в марте 2018 года труппу покинул режиссер Юрий Бутусов. Мы поговорили с директором Театра им. ...
  • «Социальный театр»: искусство учиться языку собеседника

    «Театрал» предложил доктору искусствоведения Дмитрию ТРУБОЧКИНУ авторскую рубрику, в которой профессор выступал бы с актуальными размышлениями о современном театре. Тематика этих колонок будет предельно широкой, продолжение – в следующих номерах. ...
  • Рубен Симонов: «Стихи – это тоже музыка»

    Немногие знают, что представитель знаменитой династии Рубен Симонов не только актер Театра им. Вахтангова, но и автор стихов, эпиграмм к спектаклю «Принцесса Турандот» (редакция 1991 года), стихотворных либретто, текстов к театральным капустникам. ...
Читайте также