Гримерка со скелетом

В любом театре мира есть своя история о призраке

 
Театр манит нас своей тайной. Здесь рождаются прекрасные творения и воплощаются в жизнь самые смелые идеи. Сила актерского перевоплощения увлекает зрителей и уносит в мир грез. Театр – это труд, мастерство и немного волшебства. А где сказка, там и привидения.
Мы желаем верить в привидения

С древних времен человека привлекает все необычное. Как правило, такие верования являются составной частью религии, мифов или фольклора. В Средние века люди верили во всевозможные привидения, в более поздние времена Средневековья на таких поверьях сказывалось влияние христианской церкви, согласно которой призраки являлись душами, попавшими в чистилище. И хотя романтизм XVIII века заметно ослабил веру в призраков, уже в XIX веке в моду вошел спиритизм, и фантомы вновь стали весьма популярными. В христианской религии привидения, исполненные какого-то религиозного смысла, несут в себе элемент святости и считаются угодными. Зато все другие видения рассматриваются как галлюцинации, сотворенные сатаной.

В 1908 году физик сэр Оливер Лодж выдвинул гипотезу, согласно которой привидения представляют собой «призрачное отображение какой-то длительной трагедии, произошедшей в прошлом». Ученый предположил, что в окружающей среде каким-то образом запечатлеваются мощные эмоции, которые впоследствии могут быть восприняты людьми, обладающими достаточной чувствительностью. Поэтому неудивительно, что именно в театрах чаще всего, если мы вообще в это верим, встречаются призраки.

Призраки сцен Туманного Альбиона

Консервативные англичане – довольно суеверный народ, поэтому не случайно на долю именно лондонских театров приходится наибольшее количество рассказов о привидениях.

Так, в театре «Адельфи» поселился призрак ведущего актера этого театра, жившего в конце XIX века, Уильяма Терриса. Этот любимчик публики вызывал жгучую ревность и зависть у своего коллеги Ричарда Принса. Неприязнь была столь велика, что Принс в конце концов заколол несчастного Терриса кинжалом. Свидетели этой страшной сцены слышали, как актер, умирая, прошептал: «Я еще вернусь». Случилось это в 1897 году. И с тех пор не одно поколение актеров этого театра периодически слышит из его бывшей гримуборной необъяснимый стук и видит странный свет. Говорят, что призрак актера иногда покидает театр и спускается на платформу ближайшей станции метро «Черинг-Кросс», где ожидает последнего поезда. Интересно, что подробные описания его одежды и трости соответствуют тому, в чем любил ходить актер.

И в театре «Хеймаркет» есть свои привидения. Это бывший актер и директор театра Джон Бакстоун, скончавшийся в 1879 году. Призрак Бакстоуна, фаворита королевы Виктории, по утверждению очевидцев, весьма дружелюбен. Временами он появляется в одной из лож театра, а иногда в своей старой гримерной, дверь которой вдруг открывается и закрывается сама по себе. А однажды режиссер популярного музыкального ревю увидел призрака, одетого в длинный черный фрак, за спиной одного из артистов. Он немного постоял и растворился в воздухе, оставив режиссера в полном недоумении.

Еще один призрак «Хеймаркета» – образ Генри Филда, который в XVIII веке тоже был актером и руководителем театра. Характерно, что призраки этих двух уважаемых людей прекрасно уживаются друг с другом. Во всяком случае, историй, связанных со скандалами между ними, еще никто не слышал.

Но чемпионом по призракам, безусловно, стал Королевский театр на Друри-лейн. Расположенный в старинном здании, построенном триста лет назад, он славится тем, что в нем поселились сразу несколько привидений.

Это и призрак комедийного танцовщика Дэна Лиино, чье лицо иногда возникает в зеркале гримерной, которой он пользовался во время спектаклей. Это и «Человек в сером», напугавший за последние двести лет не один десяток зрителей и актеров. Одетый в сюртук, бриджи и шляпу-треуголку, он появляется в зрительном зале, проходит между креслами на сцену и там исчезает. Иногда его видят сидящим в одном из зрительских кресел, а однажды, видимо, решив запечатлеть свой призрачный образ, он появился на сцене среди актеров, собравшихся фотографироваться после премьеры.

В этом же театре порой случаются весьма странные происшествия. То актеры во время спектакля подвергаются толчкам «невидимых рук», то чья-то рука хватает театрального архивариуса за пальто и не дает ему выйти из кабинета.

А совсем уж трогательную историю расскажут вам в театре «Колизеум». Сюда во время Первой мировой войны перед отправкой на фронт зашел послушать оперу молодой солдат. Последний вечер в Лондоне и услышанное в театре оставили в душе солдата такие неизгладимые впечатления, что, даже будучи убитым на той войне, он в каждую годовщину своей гибели неизменно занимает место в бельэтаже.

Женщина в голубом, Есенин и обиженная Алиса

Надо сказать, что и Москва по количеству театральных призраков стремится соперничать с Лондоном: нам тоже есть, чем развлечь зрителя.

Так, в детском театре «А-Я», который находится в доме 5 по Петровскому переулку, с недавнего времени поселился призрак поэта Сергея Есенина.

О том, что в 20-е годы прошлого столетия в этом доме проживали поэт и его супруга Зинаида Райх, свидетельствует мемориальная доска, установленная на фасаде здания. А вот о том, что с недавнего времени в зрительном зале поселился призрак поэта, официальных сведений, конечно, нет, но есть множество рассказов и предположений. Говорят, что впервые призрак Есенина увидели во время репетиции спектакля «Детская неожиданность. Verbatim». Он спал, свернувшись калачиком, в левом углу просцениума. Многие члены театрального коллектива на полном серьезе утверждают, что видели его, при этом подчеркивают мирный характер привидения и говорят, что он приносит театру удачу.

Так ли это на самом деле, мы попытались выяснить у руководства театра. Заместитель директора Светлана Маслова сказала, что сама призрака не видела, но, поскольку театр расположен на месте бывшей кочегарки, куда захаживал поэт, отрицать факт существования фантома или подтверждать его она не станет. А если это так, то почему бы не поверить и в то, что в темное время суток у входа в театр иногда появляется женщина, похожая на Зинаиду Райх. А поодаль возникает призрак самого Всеволода Эмильевича Мейерхольда, и после смерти терзаемого муками ревности.

С Театром имени А.С. Пушкина связана не менее романтическая история. До недавнего времени там жил призрак актрисы Алисы Коонен, основавшей со своим мужем режиссером Александром Таировым этот театр, носивший в то время название Камерный. Когда Таирова обвинили «в эстетстве и формализме» и попросту выгнали его и Коонен на улицу, режиссер, не вынеся позора и несправедливости, попал в психиатрическую лечебницу, где и скончался, а обиженная и разгневанная Алиса Коонен в сердцах прокляла театр. После смерти она в виде призрака стала являться в бывшие когда-то родными стены.

Подтвердить правдивость этого явления в театре отказались, но то, что в 1991 году сюда был приглашен священник, который освятил помещения, доподлинно известно.

Еще один театральный призрак Москвы – Женщина в голубом из театра «Эрмитаж».

Допоздна задержавшиеся в театре актеры рассказывают о ясно видном в темноте силуэте стройной женской фигуры, одетой в длинное ярко-голубое платье. Призрак бесшумно проплывает по коридорам и не обращает на людей никакого внимания. Очевидцы утверждают, что этот фантом тоже очень похож на Алису Коонен! Может, покинув Театр имени Пушкина, неприкаянная душа Алисы поселилась в здании «Эрмитажа»? Все возможно. Ведь именно в стенах нынешнего театра «Эрмитаж» в 1913 году познакомились эти выдающиеся служители сцены.

Тему призраков с удовольствием используют многие театры мира. Так, 16 июня на сцене лондонского театра «Old Red Lion Theatre» состоялась премьера спектакля Дилана Брауна «Nevermind», одним из главных персонажей которого стал призрак лидера группы Nirvana Курта Кобейна, покончившего с собой в апреле 1994 года. По ходу пьесы дух музыканта философствует о самоубийстве, пытаясь решить, является ли добровольный уход из жизни низким и малодушным поступком, или напротив – мужественным и смелым.

Но самым известным театральным призраком является, безусловно, знаменитый персонаж романа Гастона Леру «Призрак оперы». И не важно, что на самом деле он оказался вовсе не призраком, а одаренным вокалистом и талантливым инженером со скверным характером и уродливой физиономией. Интерес к нему и ко всем его «коллегам по цеху» от этого не ослабевает. И с завидной периодичностью на мировых сценах появляются театральные персонажи-призраки, а за кулисами, то возникая, то исчезая, в воздухе бродят их прототипы.


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Кехман предложил Полунину контракт на 17 млн рублей

    Новосибирский театр оперы и балета, которым после скандала с оперой «Тангейзер» и увольнения Бориса Мездрича руководит Владимир Кехман, заключил контракт со звездой мирового балета Сергеем Полуниным на участие в девяти постановках в 2016 году. ...
  • Вместо «Тангейзера»

    Новосибирский театр оперы и балета, которым после скандала с оперой «Тангейзер» и увольнения Бориса Мездрича руководит Владимир Кехман, заключил контракт со звездой мирового балета Сергеем Полуниным на участие в девяти постановках в 2016 году. ...
Читайте также