Врачебная тайна

Театр сатиры поставил диагноз нашему времени

 
При всем остроумии и примечательной злободневности спектакля «Где мы?∞!...» кажется, будто рождался он легко и быстро – как ироничный ответ Театра сатиры на события нашего времени. На самом же деле, у этого произведения Родиона Овчинникова богатая предыстория, связанная не только с желанием поставить комедию «про нашу жизнь», но и с актерской мечтой сказать через роли о наболевшем.
 
Идея принадлежит Александру Олешко, который еще несколько лет назад предложил своему учителю – художественному руководителю Театра сатиры Александру Ширвиндту поставить комедию, где главными персонажами являлись бы два знаменитых артиста и… Телевизор. Сюжет был одобрен (режиссер Родион Овчинников взялся писать пьесу), однако со временем видоизменялся еще не раз – вплоть до самого выпуска спектакля.

Так, например, на каком-то этапе Телевизор вычеркнули и вместо него написали роль для Федора Добронравова – колоритного и вечно подвыпившего народного умельца, постоянного участника всевозможных телепрограмм.

Он, равно как и телеведущий Олег Порох, гротесково сыгранный Александром Олешко, становится жертвой тотальной шоумании и, едва не свихнувшись, попадает в психиатрическую больницу.
– Где мы? – задаются вопросом ее обитатели. Знак бесконечности (), поставленный театром в афише, обозначает, что вопрос этот риторический – из разряда вечных.

Интеллигентный главный врач (Юрий Нифонтов играет его в почти чеховском гриме – в пенсне и с бородкой) относится к ним с большой долей сочувствия. Он из тех редких врачей, кто не утратил способности к состраданию. Однако боль его вызвана тем, что медицина хотя и может облегчить участь своих пациентов, но повлиять на причину, изменить запросы времени она не в состоянии.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», – вспоминается из Александра Кушнера. Есть и замечательная строчка у Наума Коржавина: «Время дано. Это не подлежит обсужденью. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем».

Своим замыслом Александр Олешко решил, очевидно, развить эту мысль. И, вынося приговор своему персонажу (а ждет его в пьесе трагическая участь), спешит через роль сказать о важном: не идите на поводу у чужого вкуса, будьте хозяином собственной судьбы.

И такой хозяин в спектакле, конечно же, есть. Это клоун Зарайский (Александр Ширвиндт). Он-то и в психушке оказался в силу трагикомических обстоятельств. Когда-то Зарайский обитал в Доме ветеранов сцены, однако ветераны перевелись, а на месте ДВС открыли больницу. Идти ему некуда, выгнать тоже нельзя, поскольку паспорт сгорел во время пожара. Остается лишь ждать финала, обреченно следя, куда катится мир.

У Александра Ширвиндта давно не было новых ролей за исключением юбилейных ревю (требовался материал совершенно особого рода, где, как у Пастернака, «кончается искусство» и «дышат почва и судьба»). Роль клоуна его заинтересовала, однако нуждалась в углублении и детализации – для того, чтобы образ стал отчасти биографическим, обрел знакомые черты (работа над этим шла кропотливо, ведь в конечном итоге роль получилась филигранной, с неуловимой плавающей границей, когда понимаешь, что сейчас словами грустного клоуна Зарайского говорит сам Ширвиндт – о жизни, о времени, о новом поколении и, конечно же, о судьбе).

– По-вашему, народ устал и требует развлечений, – скажет в сердцах Зарайский герою Александру Олешко. – А от чего он устал? От Пушкина? От Байрона? От Бомарше? От Бабеля? По телевизору только и видишь бесконечные пародии… Круглые сутки – кулинарные передачи с продуктами, не доступными населению. А взять эту свору дрессированных политологов!..
Фраза прерывается на полуслове и не требует, понятно, продолжения.   Разве что зрительный зал подхватит ее овациями, дескать, подписываемся под каждым словом.

Кстати, клоун Зарайский единственно трезво мыслящий персонаж в этой компании. Он человек, который пережил всех великих, и, завершая свой век, как-то особенно остро проникся тоской по былым временам, когда фантасмагория была только в цирке и не проникала в иные сферы общества.

– У нас всё так устроено, – скажет он, мягко ступая по больничной палате в своем безразмерном трико и разношенных кроссовках. – Строим аквапарк, получается крематорий.
Грустная ирония вызывает сочувствие. Родион Овчинников построил спектакль таким образом, чтобы у каждого персонажа был свой «момент истины». И если для умельца Славы Праваторова (Федор Добронравов) истина только одна («В России всегда внезапно кончается водка»), то для шоумена Олега Пороха истина зависит от госзаказа, требований телеканала и запросов зрительской аудитории. Александр Олешко (кстати, тоже заждавшийся больших и серьезных ролей в драматическом театре) играет его энергичным метущимся человеком с множеством лиц, который, по собственному признанию, «надоел сам себе». Кульминацией его телекарьеры стал эфир, в котором Олег вместо карликов объявил выход слонов, надувающих огромные мыльные пузыри – с намеком: смотрите, как лопаются наши души.

Он полная противоположность Зарайскому, но все-таки нечто общее проскользнет в их колких беседах.

– В том мире, откуда его привезли, еще надо умудриться остаться порядочным человеком, – скажет о нем Зарайский. А в какой-то момент сам шоумен обратится к нему:
– Петр Палыч, научите как жить? Помогите.
Один из самых пронзительных моментов спектакля…

Зал ждет, что же ответит Зарайский-Ширвиндт. И ответ приходит незамедлительно, словно годами выношенная мудрость:
– Чаще мой руки, чтобы к ним не приставали деньги и кровь.
И все же минута полного взаимопонимания еще не раз сменится конфликтом. Извечный спор отцов и детей решен театром в достаточно редком нынче жанре фантасмагории. Зарайский вызовет на дуэль шоумена, чтобы в его лице уничтожить всю гнусь циничного времени. Кто выживет в этом конфликте – оставим интригу. Главное, что пойдя по пути мягкой сатиры, театр не выносит обществу строгий приговор, но, поместив типичных его представителей в психушку, ставит диагноз – довольно внятный и настораживающий.
 
 

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Образцова открыли новый сезон

    В пятницу вечером, 20 сентября, спектаклем «Необыкновенный концерт» в Театре кукол им. Образцова открылся новый, 89-й по счету, сезон. А накануне здесь состоялся традиционный сбор труппы, на котором были озвучены планы на предстоящий творческий год. ...
  • Театр на Юго-Западе представил первую премьеру сезона

    В «Театре на Юго-Западе» состоялась премьера спектакля «Примадонны (ПрямоДонны)» по пьесе Кена Людвига. Комедия положений, комедия с переодеваниями, главный посыл которой – любовь. Любовь, заставляющая людей меняться и совершать невероятные поступки. ...
  • Юрий Грымов: «Молчание может быть громким»

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов представил свой новый спектакль «Nirvana», посвященный лидеру легендарной рок-группы, культовому музыканту Курту Кобейну. Премьерный показ состоялся в среду, 18 сентября (подробнее читайте в материале «Театрала»), а накануне режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
  • Юрий Грымов: «Наркотики не спрашивают, хочешь ты их или нет»

    В среду, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 32-й сезон премьерой художественного руководителя Юрия Грымова «Nirvana». Спектакль посвящен судьбе культового рок-музыканта Курта Кобейна. Накануне вечером в театре состоялся закрытый показ для прессы, на котором творческая группа рассказала о новой работе. ...
Читайте также