Александр Авдеев: «Для меня Туминас – гений»

Посол России в Ватикане побывал на гастролях Театра Вахтангова

 
В субботу поздно вечером (в 21 час по местному времени) в Неаполе состоялся первый показ спектакля Римаса Туминаса «Маскарад». Таким образом Театр им. Вахтангова продолжает свое мировое турне, следующий показ пройдет в воскресенье, 28 января, а уже через месяц вахтанговцев ждут в Лондоне со спектаклем «Улыбнись нам, господи».

Гастроли в Teatro stabile Napoli начались при полном аншлаге (репортаж читайте в «Театрале» в ближайшее время). В числе почетных гостей оказался и экс-министр культуры РФ, нынешний посол России в Ватикане Александр Авдеев.

– Александр Алексеевич, помнится, как в день премьеры «Маскарада» в Москве к вам подошли журналисты и поинтересовались мнением. Вы тогда высоко оценили постановку…
– Вы знаете, в который раз смотрю, и мне спектакль по-прежнему очень нравится. Изумительный вальс Хачатуряна. Режиссура и музыка держат спектакль. Ну и, конечно, актеры очень хорошие. Я рад, что Театр Вахтангова по праву завоевал титул одного из лучших драматических театров Европы.

– Вы понимаете, что в какой-то мере это произошло и благодаря вам? Я имею в виду тот случай, когда в 2009 году вы получили письмо от нескольких вахтанговцев, не принявших Римаса Туминаса, и требующих снять его с должности. Насколько известно, масло в огонь вы подливать не стали, а вопреки ожиданиям приехали в театр, посмотрели репетиции «Дяди Вани» и призвали миром уладить конфликт…
– Да, но все же хочу подчеркнуть, что решение о назначении Римаса Туминаса художественным руководителем было принято еще до меня – Михаилом Ефимовичем Швыдким. Вот это был очень мудрый шаг, а я лишь его поддержал. Но раз уж вы коснулись этой темы, хочу сказать, что да, для меня Туминас – гений, а его театр – лучший из числа драматических. Пускай на меня обижаются коллеги.

– Чем, на ваш взгляд, объясняется то, что на «Маскарад» проданы все билеты и в зале, как мы видим, не русские эмигранты, а преимущественно итальянцы?
– Очень просто. У нас лучшая актерская школа. В Италии об этом знают. Везде ведь школа разрушается. А наша, традиционная, заложенная еще во времена императорских театров, сохранила многие замечательные традиции. Плюс, конечно, у нас великая литература. А в данном случае, понятно, и прекрасный режиссер.

Вообще режиссер – это штучный товар. Режиссеров, художественных руководителей надо беречь и не травить. Это золотой фонд. Ну, вы лучше меня знаете. И еще очень радует, что Италия, несмотря на тяжелый международный фон, относится к нам с большим уважением. Это страна-исключение.

– И подобные гастроли, наверное, только на пользу. Культура должна стирать барьеры, снимать напряжение…
– При условии, что культуру финансируют нормально. А на культуру много денег не дают.

– По вашим наблюдениям, так ведь везде?
– Нет, не везде. Во Франции на культуру идет 3% бюджета. У нас еще недавно было 0,7% (в цифре на нынешний год боюсь ошибиться, но тоже – немного). А потом – сейчас по-другому формируется сознание людей. Сейчас ведь не читают. Клиповое мышление и интеллект подменяется информированностью и потоком информации, поступающей через Интернет. А вот базовые морально этические ценности, культура, вкусы, смыслы жизни – они же всегда формировались семьей, гражданским обществом, системой обучения, ну и, самое главное, литературой. Сейчас этого нет. И не потому, что мы с вами плохие – мир изменился. Интеллект формируется Интернетом, а не литературой, театром, музыкой.

– Но все равно – на спектакле по русской классике полный зал.
– Да. Люди приехали. Вообще, итальянцы много читают. И не исключаю, что имя Лермонтов им тоже о чем-то говорит. Где-то лет 10-15 назад у них была программа, поощряющая чтение. Делалось это за счет дешевых книг и всевозможных образовательных программ. И книга стала одним из главных элементов культуры. Но сегодня я смотрю на школьников наших – не читают. И надо понять, что они не виноваты. Им условия создали такие. Но, наверное, я пессимист просто. А вахтанговские спектакли вселяют гордость и надежду на то, что культура у нас на высоте.

– У вас остается время, чтобы вырваться в Москву, что-то увидеть?
– Нет, к сожалению. Для этого всякий раз нужно спрашивать разрешение министра. Поэтому выйду на пенсию – буду смотреть. А пока слежу со стороны.

– Каковы впечатления?
– Нельзя заставлять мыслить так, как необходимо чиновникам, нельзя подглядывать, кто за кого голосует, а надо поощрять людей, которые занимаются уникальной вещью, создают уникальные программы. Им надо помогать вне зависимости от того, нравится он или нет. Сейчас принято почему-то обвинять либералов. Хотя либералы такой же важный компонент общества, как и консерваторы.

– Сомневающиеся люди движут цивилизацией.
– Да. Хотя и консерваторы тоже движут цивилизацией. Понимаете, цивилизация движется, а гражданское общество взрослеет в этой дискуссии, которая веками ведется между консерваторами, либералами и центристами. Это важнейшие элементы гражданского общества. И нельзя их путать с неолибералами или псевдолибералами – людьми, которые сконцентрировали все внимание на индивидуальных правах, позабыв о гражданском обществе.

Нельзя забывать, что реформатор Столыпин был одним из крупнейших либералов. Или министр народного просвещения Уваров, хотя ему и принадлежит формула «Православие, самодержавие, народность». Но в то же время он возглавлял учебные заведения России и хотел сделать их такими же свободными и глубокими, как в Западной Европе. И себя он относил к либералам. Поэтому я бы не стал относиться к культуре сквозь эту призму. Впрочем, это уже особый разговор.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
Читайте также


Читайте также

  • Римас Туминас: «Мне Германа жалко…»

    Вечером в воскресенье, 18 февраля, в Большом театре завершается серия премьерных показов «Пиковой дамы» в постановке Римаса Туминаса (дирижер-постановщик Туган Сохиев, хореограф Анжелика Холина). Одно из ключевых произведений русской литературы, за последние годы в третий раз появляется в афише главного музыкального театра страны. ...
  • Дарья Юргенс: «Актерская профессия – жестокая»

    В Молодежный театр на Фонтанке многие ходят специально «на Юргенс» – актрису, к которой широкая популярность пришла благодаря ролям Даши-Мерилин в фильме «Брат»-2 и офицера спецназа Маргариты Кошкиной в сериале «Морские дьяволы». ...
  • «Сталин до сих пор тиранит всех нас»

    Режиссер Александр Огарев рассказал «Театралу» о том, почему сегодня его волнует тема «Человек и социум» и как готовятся в «Школе драматического искусства» к V ежегодному фестивалю «Три ступени лаборатории», который пройдет с 26 февраля по 4 марта. ...
  • «Меня всегда интересовала природа бунтарства»

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов рассказал «Театралу» о своей новой работе. Режиссер приступил к постановке спектакля «Тиль» по пьесе Григория Горина. - Сергей Анатольевич, премьера, надо полагать, состоится не скоро?  - Мы недавно только приступили. ...
Читайте также