Маленькие трагедии большого дома

Почему костюмеру Театра сатиры часто бывает не до смеха

 
– Когда Анатолий Папанов выпустил спектакль «Последние» с Натальей Селезневой в главной роли, она умоляла меня стоять за кулисами и никуда не уходить, – говорит зав.костюмерным цехом Театра сатиры Лидия СТАСЕНКОВА. – И я стояла несколько спектаклей, как громоотвод. Наташа посмотрит: я на месте. Значит, ей спокойно. Сколько лет прошло, а она порой вспоминает: «Помнишь, как я тряслась, и ты меня не бросила».

В Театре сатиры Лидия Петровна работает уже почти сорок лет. По просьбе «Театрала» она рассказала о загадках и тайнах самого веселого в Москве закулисья и о тех моментах, когда ей было не до смеха.
 
Непредсказуемая Аросева
– Когда я только поступила сюда, у нас была зав.гримерным цехом Сильва Васильевна Козырева, которая дружила с Ольгой Аросевой. И вот я как-то сижу в гримерной, где Козырева причесывает Ольгу Александровну. И вдруг Аросева ни с того ни с сего заводится: «Что ты мне тут делаешь?! Не умеешь ничего! Пошла...» И тра-та-та матом.

Сильва даже бровью не повела. Улыбнулась и продолжила свое дело. Такое самообладание меня поразило. И однажды я Аросевой говорю: «Вот если б вы мне так сказали, я развернулась бы и ушла». А она: «Потому я тебя и не посылаю, вижу твой характер».

Кстати, в плане характера мы с Аросевой оказались одного поля ягоды. Я, как и она, тоже вспыльчивая, но отходчивая. Мы, конечно, сдружились.

Был у нас спектакль, где по ходу действия выключали свет и в кромешной мгле Аросева должна была пройти в противоположный конец сцены. Я брала ее за руку и вела, чтобы не дай Бог, Ольга Александровна не споткнулась. В какой-то момент я приболела и несколько спектаклей подряд Аросева опиралась на другую костюмершу. Ольгу Александровну это нервировало, ей казалось, что моя коллега все сделает не так. Когда я вышла на работу (а так сложилось, что до спектакля мы с Аросевой не увиделись) – подхожу в темноте, молча беру ее за руку и веду. «Ой, Лидок, это ты! Как хорошо», – по голосу я поняла, что она улыбается. Настолько она меня чувствовала.
Ольга Аросева и Андрей Миронов в спектакле «Бешеные деньги»Однажды на «Бешеных деньгах» на Аросевой вдруг по шву расползлось платье – от декольте до самого низа. Я слышу крик: «Лидия! Лидия!» Думала, что это Аросева зовет героиню спектакля Лиду Чебоксарову. Но какой-то встревоженный крик. Поймала себя на мысли, что я такой сцены в спектакле не помню. Тут прибежали ко мне перепуганные костюмерши: «Лидия Петровна, скорее!» Оказалось, что Ольга Александровна мечется за кулисами, ругается на чем свет стоит, а они подойти к ней боятся – струсили. Я подбежала, платье прямо на ней быстро булавками сколола, а чтобы «шов» не был заметен, накинула сверху черную шаль, и тоже булавкой к платью прикрепила, чтобы не сползла. На все про все у нас были считанные секунды, но мы успели. Через мгновение Ольга Александровна уже была на сцене.

Я ее очень любила. Мы пуд соли съели, даже в Афганистан ездили с концертной бригадой. Ничего она не боялась.
 
Конфликт с Мироновым
Вы спрашиваете, каким был Миронов? Андрей Александрович терпеть не мог новые костюмы. Любая примерка – катастрофа. Все ему неудобно. И себе и нам нервы измотает.

Спектакль «Мы, нижеподписавшиеся» он играл в своих брюках – принес из дома какие-то старенькие, которые давно на ладан дышат, и в них выходил на сцену. Благо костюм у него был современного работяги – резиновые сапоги, ветровка... Я не раз предупреждала: «Андрей Александрович, брюки могут лопнуть – посмотрите какие они ветхие, аж светятся».
Андрей Миронов в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся»Он отмахивался. И, наконец, на одном из спектаклей брюки действительно расползлись на две половинки. Он летит за кулисы, рвет и мечет. Ко мне прибегают молодые костюмерши: «Спасайте!» И вот я мчусь сначала в мужской цех, хватаю брюки Миронова из другого спектакля (ничего, что они не подходят по цвету, зато крепкие), потом несусь в кулисы и молча протягиваю их Андрею Александровичу. Он переодевается и бегом на сцену.
После спектакля я пришла к нему в гримуборную: «Я ведь предупреждала!» – говорю в сердцах. А он уже отошел от переживаний и шутить со мной пытается. Но я-то все еще на взводе, сердце болит – одному Богу известно, каких нервов стоил мне этот форс-мажор. Рваные брюки я демонстративно бросила на пол, развернулась и ушла.

Миронов потом не раз пытался как-то сгладить острые углы: шутил, заговаривал, но я ноль внимания. Однажды принес цветы: «Мадам – это вам». Он меня почему-то всегда «мадам» называл. Я букет при нем сразу и выбросила. «Андрей Александрович, – говорю. – Мне тот день, который вы сейчас пытаетесь загладить этими цветами, очень дорого стоил».

И долго мы не общались. Спустя время поехали в Ереван на гастроли, сидим в фойе кружочком – актеры, цеховики – ждем, когда костюмы привезут, байки травим, смеемся. И Миронов тут при всех так картинно опустился передо мной на колено и умоляющим тоном говорит: «Мадам, ну простите меня!» Конечно, я к тому моменту зла на него уже не держала. 
 
Награда от Плучека
Однажды на гастроли в ФРГ поехал дирижер, который с артистами был еще мало знаком. И после первого акта «Трехгрошовой оперы» Миронов в антракте был сам не свой. «Это не дирижер», – бунтовал он. Но исправить ничего уже было нельзя.

Андрея Александровича в такие моменты лучше не трогать. И вот сидят они в гримуборной – Миронов весь на нервах, Плучек, Ширвиндт... А я знала от костюмерши из мужского цеха, что настроение Миронова может улучшить чашечка крепкого кофе. Поэтому я заварила кофейку, молча поставила перед ним эту чашечку и тихо удалилась. А после спектакля мне Плучек сказал: «Ну, умна!» Это потому что я нашла единственно верный способ разрядить обстановку. И Миронов уже в хорошем настроении отыграл второй акт.

А как же я плакала, когда Андрея Александровича не стало. Я тогда тоже была в Риге, на гастролях. Мы ведь только что похоронили Папанова. Театр переехал из Вильнюса в Ригу, где был запланирован совместный творческий вечер Папанова и Миронова. Но Андрею Александровичу пришлось выступать одному. Накануне он пришел ко мне: «Мадам, могу попросить у вас цилиндр?» Я говорю: «Только если вы мне сделаете хорошее место на вечер».

Из года в год я стала постоянным зрителем его творческих вечеров – на каждых гастролях Миронов обязательно выступал перед публикой. И я видела, что он невероятно вырос как артист.Андрей Миронов в легендарном спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро»В  тот год он был просто на пике. У него было такое настроение, подъем, он просто летал по сцене, бесился, играл с невероятной отдачей. А на следующий день давали спектакль «Женитьба Фигаро».  Мы смотрим: что-то не так. Ширвиндт его подхватил, унес за кулисы... Мы все столпились вокруг в растерянности. Мне Аросева говорит: «Надо звонить Канделю». Это профессор такой был. На гастролях в Ташкенте, когда Андрею так же стало плохо, он его обследовал. И по стечению обстоятельств этот профессор как раз отдыхал в Риге. Я говорю: «Он в гостинице через дорогу живет, я побегу туда». Но профессор ничем уже помочь не мог.
 
Красные ботинки Папанова
Был у нас спектакль «Рыжая кобыла с колокольчиком», и по поводу костюма Папанов высказал пожелание: «Мне ничего особенного не нужно, только туфли – красные».
А где их было взять в 1986 году? Но мы нашли. Не помню где – то ли сшили, то ли привезли откуда-то. Анатолий Дмитриевич по поводу костюма всегда четко командовал: «Дай мне другую рубашку». И точка. Совсем другое дело Георгий Павлович Менглет. Принесешь ему рубашки на выбор, суетишься, волнуешься, он машет рукой: «Лида, да х... с этой рубашкой, какая мне разница!» Он был человек безграничного обаяния и даже матерок из его уст звучал, как песня. Когда он только женился на Нине Николаевне Архиповой, она сделала ему по этому поводу замечание. И Георгия Павловича было не узнать: стал строже, внимательнее. Обаяние ушло. Тогда весь театр на нее накинулся: что вы с Георгием Павловичем сделали, он индивидуальность потерял! После чего Менглет снова стал самим собой.
К сценической одежде Анатолий Папанов относился строгоЕсли говорить о том, с кем мне легче всего работать, так это с Верой Кузьминичной Васильевой. Таких людей, как она, просто не бывает. Ни разу она не повысила голос. Она интеллигент, в моем понимании, высшей пробы. Эталон. Внимательно относится к людям, и если ее просят сфотографироваться, дать автограф или интервью – всегда пожалуйста. Остановится, улыбнется, уделит время. И костюм всегда терпеливо примеряет, не спешит, не нервничает. Одно удовольствие с ней работать.

...У нас в театре большущий запасник костюмов: я с прошлых спектаклей храню все, вплоть до ленточек. И порой слышу, как в шутку меня называют крохоборкой, мол, все до нитки собираю. А как иначе-то? Но зато, если что-то вдруг понадобится, и все бегают, не могут найти, по громкой радиосвязи объявляют: «Позовите ту, у которой все есть», – значит меня.

Когда к нам в костюмерный цех приходят на работу новые сотрудницы, первым делом я открываю им золотое правило нашей профессии: улыбайся и молчи, будто воды в рот набрала, не оправдывайся, не вступай ни в какую полемику.
Я ведь поначалу робела, особенно, когда кто-то, настраиваясь перед спектаклем, начинал ругаться. А потом поняла – артисты, они ведь как дети, их надо просто любить.
 

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • «То ли люди, то ли куклы…»

    – Но все-таки, в чем секрет? Что ты делаешь, чтобы она оживала? – задаю вопрос актрисе Театра кукол им. Образцова Кате Малетиной. Мы сидим на полу за декорациями и разговариваем шепотом: прямо сейчас на Малой сцене идет репетиция нового спектакля «Золушка» (премьера – 25 декабря). ...
Читайте также