Режиссер Миндаугас Карбаускис, в 2011 году назначенный художественным руководителем Театра им. Маяковского, вывел этот театр из ступора и вернул ему былую славу. Зрительный зал театра полон, а спектакли практический каждый год становятся если не лауреатами, то номинантами фестиваля «Золотая маска». Миндаугас Карбаускис рассказал корреспонденту «Театрала» о том, как в театре отметят в следующем году 100-летие со дня рождения Андрея Гончарова, почему в его спектакле «Изгнание» играют, в основном, актеры-дебютанты и чего бы он пожелал себе и всем в Новом году.
- Одни режиссеры, работая над новым спектаклем, хотят что-то изменить в мире, другие - что-то изменить в себе. Как поступаете вы?
- Я человек скромный. Начинаю с себя.
- В этом году ваш спектакль «Изгнание» получил премию «Звезда Театрала» и номинирован на «Золотую маску». Правда ли, что «Изгнание» для вас - исповедальный спектакль?
- Правда. Как и любой другой спектакль.
- Почему вы поставили этот спектакль не на основной сцене, а на Сцене на Сретенке?
- В странах Балтии, где миграция затронула каждую семью, эта пьеса играется на больших сценах и имеет огромный общественный резонанс. В России же она звучит совсем иначе.
И аудитория ее, конечно, не столь широка.
- Работа Вячеслава Ковалева, сыгравшего Бена, стала для меня открытием сезона. Как вы его разглядели? Он ведь раньше не играл крупных ролей.
- То, что Вячеслав сыграет главную роль, я не предполагал… Он репетировал Вандала и отлично это делал. Красный спортивный костюм адидас - это из молодости Славы. Но потом мне показалось, что этого мало и я предложил ему сыграть еще и полную противоположность Вандалу - Англичанина. И опять получилось. А потом я разошелся с актером, который репетировал Бена. Мне показалось, что он не справляется. А кто справится, было совсем не ясно. Начал высчитывать. Например, если Вандала скрестить с Англичанином, то получится Бен. Значит Вячеслав. Это было для меня открытие. А как он это сделал и сколько души вложил, это разговор особый. По-моему, получился удивительный результат.
- В спектакле заняты, в основном, актеры-дебютанты. Вы решили дать им возможность проявить себя?
- Получилось так, что каждую пьесу Ивашкявичюса я ставил с разными актерскими ансамблями. Одним артистам, оказывается, к лицу XVIII век и «Кант», другим - «Русский роман» - это конец XIX – начало XX века. А для XXI века я решил привлечь сплошь новые лица.
- Работа художественного руководителя отнимает у вас много времени?
- Дело не во времени, а в ответственности.
- Правда ли, что худрук театра для актеров и нянька, и психоаналитик?
- И правда, и нет. Это обоюдный процесс. Иногда нянчусь я, иногда со мною.
- Это как-то влияет на творческую жизнь артистов?
- Я пытаюсь сделать так, чтобы их творческая жизнь складывалась хоть немножко справедливее. Но чаще всего человек сам формирует среду вокруг себя и становится причиной всех происходящих с ним процессов. Актер совершает какие-то поступки - и оказывается без работы, или же наоборот. Я стараюсь, чтобы все происходило не по моему единоличному велению, а более или менее объективно.
- Что изменилось в театре за время вашей работы?
- Поначалу, кого бы я ни приглашал в театр на постановку, в моем кабинете в какой-то момент появлялись артисты и говорили: у этого режиссера ничего не получается, хотим работать с вами. Претензии к режиссерам, к сожалению, оправдывались, и я завершал эти спектакли. Это очень неприятная практика. И я решил приглашать в театр совсем молодых режиссеров. У начинающих совершенно другая отдача. И к актеру они относятся с большей любовью. Уже лет пять я не прикасаюсь к выпускаемым спектаклям. Разве что замечание какое-нибудь скажу. В театре все течет по плану, без всяких бунтов и отказов. Конечно, это еще и заслуга наших старейших мастеров Леонида Хейфеца и Юрия Иоффе.
- Для чего в театре была создана Студия-off?
- Когда объявляются официальные планы театра на следующий сезон, часть артистов остаются без работы. И тогда мы затеваем неофициальную программу, в рамках которой они, делают какую-то работу. Чаще всего под руководством Никиты Кобелева.
К 90-летию театра мы выпустили спектакль «Девятьподесять». Он играется в гардеробе театра. Потом появился «Декалог на Сретенке», который открывал нашу Сцену на Сретенке после капитального ремонта. Эти работы были сделаны вместе с замечательным автором Сашей Денисовой. В прошлом году Никита выпустил «Человек, который принял свою жену за шляпу». Артисты сами ищут материал, нет жесткого распределения ролей, работа не связана временными рамками. И у них всегда происходит что-то живое. В этом году, например, наш актер Павел Пархоменко пробует себя в режиссуре. Я в это не очень верю, но в Студии-off возможно многое.
- В этом году вы впервые набрали актерско-режиссерский курс. Как понять, будет человек артистом или нет?
- Мы набрали актерский курс. Актерско-режиссерский было бы привычнее, ибо я на таком сам учился. Но предложение поступило от актерского факультета. И я согласился, ибо честно говоря, довольно долго ждал этого. Будет ли человек артистом сразу понять очень трудно. Бывает, натолкнешься на редчайший талант, который, увы, со временем решил остаться человеком…
- После института они придут в Театр Маяковского?
- Хотелось бы этого.
- Как будут праздновать в театре 100-летие со дня рождения Андрея Гончарова?
- Мы планируем 15 января провести день под названием «Гончаров-100». Будут встречи и беседы о Гончарове. В разных локациях соберутся актеры, режиссеры и критики. На основной сцене будет нон-стоп идти кинохроника об Андрее Александровиче. После каждой из встреч можно будет прийти туда и посмотреть фрагменты спектаклей, интервью. Вход в кинозал будет свободным и любому человеку с улицы. Вечером устроим свой, уже ставший традиционным, концерт под люстрой. Он происходит на самом верхнем ярусе театра и замечателен своей камерностью. Будут звучать песни из спектаклей Гончарова. Мероприятия также будут происходить и в ГИТИСе, и в Театре на Малой Бронной.
- Скоро ли начнется ремонт здания театра на Большой Никитской?
- Не знаю: мы зависим от планов Департамента культуры Москвы.
- Что было самым интересным в уходящем году и чего вы бы пожелали себе в Новом году?
- Даже не знаю, стоит ли что-нибудь вспоминать. Печальный и стыдный год. Наделали из театральных людей преступников. Дай бог всем здоровья и терпенья!
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
- Одни режиссеры, работая над новым спектаклем, хотят что-то изменить в мире, другие - что-то изменить в себе. Как поступаете вы?
- Я человек скромный. Начинаю с себя.
- В этом году ваш спектакль «Изгнание» получил премию «Звезда Театрала» и номинирован на «Золотую маску». Правда ли, что «Изгнание» для вас - исповедальный спектакль?
- Правда. Как и любой другой спектакль.
- Почему вы поставили этот спектакль не на основной сцене, а на Сцене на Сретенке?
- В странах Балтии, где миграция затронула каждую семью, эта пьеса играется на больших сценах и имеет огромный общественный резонанс. В России же она звучит совсем иначе.
И аудитория ее, конечно, не столь широка.
- Работа Вячеслава Ковалева, сыгравшего Бена, стала для меня открытием сезона. Как вы его разглядели? Он ведь раньше не играл крупных ролей.
- То, что Вячеслав сыграет главную роль, я не предполагал… Он репетировал Вандала и отлично это делал. Красный спортивный костюм адидас - это из молодости Славы. Но потом мне показалось, что этого мало и я предложил ему сыграть еще и полную противоположность Вандалу - Англичанина. И опять получилось. А потом я разошелся с актером, который репетировал Бена. Мне показалось, что он не справляется. А кто справится, было совсем не ясно. Начал высчитывать. Например, если Вандала скрестить с Англичанином, то получится Бен. Значит Вячеслав. Это было для меня открытие. А как он это сделал и сколько души вложил, это разговор особый. По-моему, получился удивительный результат.
- В спектакле заняты, в основном, актеры-дебютанты. Вы решили дать им возможность проявить себя?
- Получилось так, что каждую пьесу Ивашкявичюса я ставил с разными актерскими ансамблями. Одним артистам, оказывается, к лицу XVIII век и «Кант», другим - «Русский роман» - это конец XIX – начало XX века. А для XXI века я решил привлечь сплошь новые лица.
- Работа художественного руководителя отнимает у вас много времени?
- Дело не во времени, а в ответственности.
- Правда ли, что худрук театра для актеров и нянька, и психоаналитик?
- И правда, и нет. Это обоюдный процесс. Иногда нянчусь я, иногда со мною.
- Это как-то влияет на творческую жизнь артистов?
- Я пытаюсь сделать так, чтобы их творческая жизнь складывалась хоть немножко справедливее. Но чаще всего человек сам формирует среду вокруг себя и становится причиной всех происходящих с ним процессов. Актер совершает какие-то поступки - и оказывается без работы, или же наоборот. Я стараюсь, чтобы все происходило не по моему единоличному велению, а более или менее объективно.
- Что изменилось в театре за время вашей работы?
- Поначалу, кого бы я ни приглашал в театр на постановку, в моем кабинете в какой-то момент появлялись артисты и говорили: у этого режиссера ничего не получается, хотим работать с вами. Претензии к режиссерам, к сожалению, оправдывались, и я завершал эти спектакли. Это очень неприятная практика. И я решил приглашать в театр совсем молодых режиссеров. У начинающих совершенно другая отдача. И к актеру они относятся с большей любовью. Уже лет пять я не прикасаюсь к выпускаемым спектаклям. Разве что замечание какое-нибудь скажу. В театре все течет по плану, без всяких бунтов и отказов. Конечно, это еще и заслуга наших старейших мастеров Леонида Хейфеца и Юрия Иоффе.
- Для чего в театре была создана Студия-off?
- Когда объявляются официальные планы театра на следующий сезон, часть артистов остаются без работы. И тогда мы затеваем неофициальную программу, в рамках которой они, делают какую-то работу. Чаще всего под руководством Никиты Кобелева.
К 90-летию театра мы выпустили спектакль «Девятьподесять». Он играется в гардеробе театра. Потом появился «Декалог на Сретенке», который открывал нашу Сцену на Сретенке после капитального ремонта. Эти работы были сделаны вместе с замечательным автором Сашей Денисовой. В прошлом году Никита выпустил «Человек, который принял свою жену за шляпу». Артисты сами ищут материал, нет жесткого распределения ролей, работа не связана временными рамками. И у них всегда происходит что-то живое. В этом году, например, наш актер Павел Пархоменко пробует себя в режиссуре. Я в это не очень верю, но в Студии-off возможно многое.
- В этом году вы впервые набрали актерско-режиссерский курс. Как понять, будет человек артистом или нет?
- Мы набрали актерский курс. Актерско-режиссерский было бы привычнее, ибо я на таком сам учился. Но предложение поступило от актерского факультета. И я согласился, ибо честно говоря, довольно долго ждал этого. Будет ли человек артистом сразу понять очень трудно. Бывает, натолкнешься на редчайший талант, который, увы, со временем решил остаться человеком…
- После института они придут в Театр Маяковского?
- Хотелось бы этого.
- Как будут праздновать в театре 100-летие со дня рождения Андрея Гончарова?
- Мы планируем 15 января провести день под названием «Гончаров-100». Будут встречи и беседы о Гончарове. В разных локациях соберутся актеры, режиссеры и критики. На основной сцене будет нон-стоп идти кинохроника об Андрее Александровиче. После каждой из встреч можно будет прийти туда и посмотреть фрагменты спектаклей, интервью. Вход в кинозал будет свободным и любому человеку с улицы. Вечером устроим свой, уже ставший традиционным, концерт под люстрой. Он происходит на самом верхнем ярусе театра и замечателен своей камерностью. Будут звучать песни из спектаклей Гончарова. Мероприятия также будут происходить и в ГИТИСе, и в Театре на Малой Бронной.
- Скоро ли начнется ремонт здания театра на Большой Никитской?
- Не знаю: мы зависим от планов Департамента культуры Москвы.
- Что было самым интересным в уходящем году и чего вы бы пожелали себе в Новом году?
- Даже не знаю, стоит ли что-нибудь вспоминать. Печальный и стыдный год. Наделали из театральных людей преступников. Дай бог всем здоровья и терпенья!
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.