Комедия строгого режима

Петербургский Театр комедии им. Акимова показал Москве своего «Дракона»

 
«Дракон» Евгения Шварца долгое время оставался для столичных театров пьесой архивной. А в прошлом сезоне своего Дракона завели и в Москве, и в Петербурге. Вероятно, чтобы следуя совету шварцевского героя, его проще было бы победить.
 

В Москве «Дракон» волей Константина Богомолова поселился в Художественном театре, в Петербурге Татьяна Казакова поставила его в Театре комедии. И вот в ноябре уже этого года «Дракон» петербургский тоже оказался в Москве – его сыграли на сцене РАМТа.

Для Театра комедии, носящего имя Николая Акимова «Дракон» (как и большинство пьес Шварца) – название знаковое. А когда театр обращается к материалу, некогда ставшему для него знаковым, - это всегда диалог. Это всегда попытка прочитать пьесу не только сквозь призму сегодняшнего дня, но и через легендарную трактовку прошлого. Театр Комедии обратился к «Дракону» Евгения Шварца, удерживая в памяти спектакль, некогда поставленный Николаем Акимовым.

 «Сказка для взрослых» – так был обозначен жанр гастрольного спектакля. И действительно, все сказочные атрибуты были налицо: здесь и пустынно-сказочная сценография Эмиля Капелюша, и чарующе-сказочная музыка Фаустаса Латенаса, и празднично-сказочные костюмы Стефании Граурогкайте. Но поскольку сказка была для взрослых, то хватало в ней и совсем не сказочных отсылок к современности, которыми, увы, и сегодня буквально переполнен текст Шварца.

На этой тонкой грани между сказкой и реальностью и балансировал спектакль Театра комедии. Спектакль, в котором рядом со сказочными героями (наивно добрыми или неисправимо злыми) существовали и вполне узнаваемые наши современники.

А еще был на сцене актер, который способом своего сценического существования соединял сказку и быль – дань акимовской традиции и современный спектакль. Соединял в той же мере, в какой и его персонаж являлся посредником между откровенно сказочными персонажами и героями невеселой действительности, Александр Матвеев. Его Генрих в первом действии своей изломанной пластикой и надбытовой, старо-театральной интонацией вызывал в памяти акимовскую «Тень». Во втором же действии актер, напротив, полностью отказывался от стилизации, наделяя своего героя узнаваемыми признаками молодого «мажора».

В спектакле Татьяны Казаковой сказочная тема победы над Драконом и Ланселота как победителя Дракона уходит на второй план, уступая место теме куда более практичной и волнующей каждого отдельного человека – как жить, как выживать в условиях, в которых и жить, и выживать получается плохо. Кто виноват в такой жизни, если Дракон уже год как вполне себе мертв, и что с этой жизнью делать.

И неслучайно поэтому грустная и несказочная сказка для взрослых заканчивается не полными оптимизма словами Ланцелота о том, что все мы все-таки будем счастливы, а куда более мудрыми и приближенными к горькой реальности словами Садовника. Словами, обращенными уже не к сказочным героям, а к людям – не важно, на сцене или в зрительном зале: «если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода…»


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ростовский театр вновь строит мост

    В субботу, 13 октября, спектаклем «Картофельный суп» бельгийского театра Agora в Ростове-на-Дону открылся старейший международный фестиваль для детей и молодежи «Минифест».   Ведущий организатор нынешнего форума – главный режиссер Ростовского молодежного тетра Михаил Заец – любит подчеркивать, что «Минифест» старше «Золотой маски»: его история началась еще в Советском Союзе в 1989 году. ...
  • Большой театр подарит «Богему» Уралу

    Оперная труппа, хор и оркестр Большого театра впервые отправляются на гастроли в Челябинск: 17 и 18 октября театр покажет одну из самых известных опер Пуччини «Богема» на сцене Челябинского театра оперы и балета им. ...
  • В центре Парижа состоялся театрализованный парад ретро-автомобилей

    В преддверии открытия юбилейного 120-го Парижского автосалона, который проходит в столице Франции до 14 октября, на площади Конкорд состоялся театрализованный парад старинных автомобилей.   На одной из центральных площадей города собрались владельцы раритетных авто, чтобы представить парижанам и туристам свои уникальные машины. ...
  • В Лондоне представят пьесу о Михаиле Угарове и Елене Греминой

    19 октября в Пушкинском доме в Лондоне состоится читка новой пьесы Театра.doc «Миша и Лена», посвященной основателям театра Михаилу Угарову и Елене Греминой.   Пьесу представят режиссер Зарема Заудинова и культуролог, театральный критик, журналист и переводчик Джон Фридман, она будет прочитана на русском и английском языках, сообщается на  сайте Пушкинского дома. ...
Читайте также