Светлый путь в ад

 
Когда молодой актер Александр Молочников поставил на Малой сцене МХТ лихое «Кабаре 19.14», посвященное столетию Первой мировой, а следом за ним – «Бунтарей» о русском протестном движении, стало очевидно, что сюжет требует завершения. И он не заставил себя ждать: премьера «Светлый путь. 19.17» вышла аккурат к годовщине революции и уже на большой сцене Художественного театра.
 
Олег Табаков
называет Молочникова и его команду «непоротым поколением» – они не жили при «совке», где революция была «священной коровой» и считалась началом новой эры, для них это событие бесконечно далекое и почти мифическое. Поэтому и в спектакле «Светлый путь. 19.17» на события столетней давности смотрят не через беспристрастную лупу историзма, а через призму всех тех легенд, мифов и анекдотов, что наслоились на тему за долгие годы.
 
Молочников изобретательно работает с великой советской утопией о новом мире и новом человеке, разрабатывая её в ключе современной фантастики. Простому русскому парню Макару (отличная актерская работа Артема Быстрова) вместо сердца вставляют пламенный мотор, и тот превращается в идеальную машину революции: берет Зимний, бьет белых, раскулачивает помещиков... При этом сам он может выпекать в животе хлеб и накормить целую армию, как Иисус в пустыне насытил голодную толпу пятью хлебами. Но при одном условии – в него нужно верить.  
 
Герои верят в коммунистический рай, где изменится не только человек, а сами основы бытия – можно будет питаться воздухом и делать сметану из облаков. Но для этого нужно удалить с лица земли врагов народа. Очевидные отсылки к платоновскому «Чевенгуру» материализуются во вставном мини-фильме по мотивам повести, где Макару предстоит расправиться с кулаками – жалкой горсткой  стариков и детей. Уже понимая, что теория как-то не клеится с практикой, он все же убеждает себя, что эти несчастные и есть главное зло. Ведь так сказал отец Владимир, он же товарищ Ленин.
 
Макар принимает коммунизм как новую религию, а вождя – как своего пастыря. Между тем Ильич в исполнении Игоря Верника  со своей верной Надеждой Константиновной (эту комическую роль по очереди исполняют Ирина Пегова и Инга Оболдина) и Троцким (Артем Соколов) представлены как искусные манипуляторы, практически «демоны революции». Они ловко управляют помыслами и эмоциями Макара – читай «широких масс» – представляя события в нужном им ключе. Например, изображают толстого помещика, который издевается над детьми, до тех пор, пока в  железном сердце не взыграют «красные мстители».
 
Так же легко они управляются с историей: после рассказа Макара о взятии Зимнего, звучащего не слишком героически, Крупская показывает на экране «правильную» версию событий – кадры из фильма Эйзенштейна «Октябрь», которые и сейчас воспринимаются многими как документальная съемка. Тема власти и культуры здесь тоже, кстати, не обойдена: за творческую интеллигенцию отвечают Поэт (Павел Ворожцов) и Художник (неожиданное камео режиссера Романа Феодори). Они пытаются оседлать волну революции, найти рифму к реву толпы, но быстро превращаются в служителей агитпропа и заканчивают свой путь в сталинских лагерях.
 
Правда, этот сюжет выглядит в спектакле схематичным. Режиссер старался вместить в свою эпопею слишком многое: возвращение солдат с Первой мировой, уплотнение и высылку буржуев (представителей старого мира роскошно играют Алексей Вертков из СТИ и Светлана Иванова-Сергеева), борьбу с троцкизмом, репрессии... Беглость изложения обрекает спектакль на плакатность. И это, с одной стороны, вполне соответствует эстетике революции, говорившей с народом шершавым языком плаката, шествий и физкультурных маршей – эффектные массовые сцены в постановке тоже имеются.  Но, с другой стороны, это лишает спектакль глубины и превращает его в набор остроумных скетчей. У Молочникова масса интересных находок, приемов, художественных цитат и аллюзий, но все так или иначе сводится к ироничному стебу, а единственной серьезной темой оказывается любовная линия между Макаром и благородной смолянкой Верочкой, которую играет приглашенная прима Тетра Пушкина Виктория Исакова
 
Их внезапно вспыхнувшее межклассовое чувство выдерживает все испытания – даже покушения сексапильной Александры Коллонтай (Паулина Андреева), ратующей за свободную любовь. Героиня Исаковой идет за своим избранником и становится его соратницей, отринув все сомнения, доверяя лишь интуиции любви. Идет так же слепо, как он – за своими вождями. И прозрение чревато катастрофой.

Но не случайно героиню зовут Верой. Вы ведь тоже вспомнили Веру Павловну из романа Чернышевского с её снами? Вот и в спектакле вся эта фантасмагория, как выяснится, ей только снится. Отчасти это снимает все вопросы к драматургии – ну какая логика может быть у ночного кошмара? Но с другой стороны, этот расхожий прием обесценивает все происходившее на сцене в течение трех часов, снимает конфликты.
 
Очевидно, что молодое поколение не знает, с какой стороны подойти к этой глобальной теме. Оно страшно боится пафоса и предпочитает говорить обо всем как бы не всерьез.  Да и старшие, судя по программе юбилейных празднований, не очень понимают, что нам делать со своим историческим наследием. Но пока прошлое не отрефлексировано, оно будет повторяться снова и снова, как дурной сон, может быть, уже в виде фарса. Но очнуться от него не получится.  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Мариинский театр готовит к показу оперу «А зори здесь тихие»

    Российская премьера оперы, написанной по мотивам романа Бориса Васильева «А зори здесь тихие», состоится в Мариинском театре 11 сентября. Произведение о войне китайского композитора Тан Цзяньпина впервые увидело свет в Пекине в 2015 году на сцене Национального центра исполнительских искусств и было приурочено к 70-летию Победы над фашизмом. ...
  • Планы театров на новый сезон

    Еще не все театры начали сезон, но первые планы уже известны. «Театрал» составил карту событий, и она в ближайшее время будет пополняться.  Москва Большой театр Череду оперных премьер Большого театра откроет мюзикл «Кандид» (29-30 сентября, режиссер Алексей Франдетти, дирижер Туган Сохиев) и опера Россини «Севильский цирюльник» в постановке Евгения Писарева (3 ноября). ...
  • Сергей Проханов поставит спектакль про великих шахматистов

    Улыбки, цветы и поздравления – в «Театре Луны» открылся новый, 26-й по счету сезон. В этот раз артисты встретились после летнего антракта в особо приподнятом настроении. За время их отдыха в театре был сделан долгожданный ремонт – обновили сцену, крышу, зрительный зал и служебные помещения. ...
  • Марк Розовский покажет в новом сезоне 9 премьер

    В театре «У Никитских ворот» во вторник вечером, 14 августа, открылся 36-й по счету сезон. На традиционном сборе труппы художественный руководитель коллектива, народный артист России Марк Розовский рассказал о планах на предстоящий творческий год. ...
Читайте также