Светлый путь в ад

 
Когда молодой актер Александр Молочников поставил на Малой сцене МХТ лихое «Кабаре 19.14», посвященное столетию Первой мировой, а следом за ним – «Бунтарей» о русском протестном движении, стало очевидно, что сюжет требует завершения. И он не заставил себя ждать: премьера «Светлый путь. 19.17» вышла аккурат к годовщине революции и уже на большой сцене Художественного театра.
 
Олег Табаков
называет Молочникова и его команду «непоротым поколением» – они не жили при «совке», где революция была «священной коровой» и считалась началом новой эры, для них это событие бесконечно далекое и почти мифическое. Поэтому и в спектакле «Светлый путь. 19.17» на события столетней давности смотрят не через беспристрастную лупу историзма, а через призму всех тех легенд, мифов и анекдотов, что наслоились на тему за долгие годы.
 
Молочников изобретательно работает с великой советской утопией о новом мире и новом человеке, разрабатывая её в ключе современной фантастики. Простому русскому парню Макару (отличная актерская работа Артема Быстрова) вместо сердца вставляют пламенный мотор, и тот превращается в идеальную машину революции: берет Зимний, бьет белых, раскулачивает помещиков... При этом сам он может выпекать в животе хлеб и накормить целую армию, как Иисус в пустыне насытил голодную толпу пятью хлебами. Но при одном условии – в него нужно верить.  
 
Герои верят в коммунистический рай, где изменится не только человек, а сами основы бытия – можно будет питаться воздухом и делать сметану из облаков. Но для этого нужно удалить с лица земли врагов народа. Очевидные отсылки к платоновскому «Чевенгуру» материализуются во вставном мини-фильме по мотивам повести, где Макару предстоит расправиться с кулаками – жалкой горсткой  стариков и детей. Уже понимая, что теория как-то не клеится с практикой, он все же убеждает себя, что эти несчастные и есть главное зло. Ведь так сказал отец Владимир, он же товарищ Ленин.
 
Макар принимает коммунизм как новую религию, а вождя – как своего пастыря. Между тем Ильич в исполнении Игоря Верника  со своей верной Надеждой Константиновной (эту комическую роль по очереди исполняют Ирина Пегова и Инга Оболдина) и Троцким (Артем Соколов) представлены как искусные манипуляторы, практически «демоны революции». Они ловко управляют помыслами и эмоциями Макара – читай «широких масс» – представляя события в нужном им ключе. Например, изображают толстого помещика, который издевается над детьми, до тех пор, пока в  железном сердце не взыграют «красные мстители».
 
Так же легко они управляются с историей: после рассказа Макара о взятии Зимнего, звучащего не слишком героически, Крупская показывает на экране «правильную» версию событий – кадры из фильма Эйзенштейна «Октябрь», которые и сейчас воспринимаются многими как документальная съемка. Тема власти и культуры здесь тоже, кстати, не обойдена: за творческую интеллигенцию отвечают Поэт (Павел Ворожцов) и Художник (неожиданное камео режиссера Романа Феодори). Они пытаются оседлать волну революции, найти рифму к реву толпы, но быстро превращаются в служителей агитпропа и заканчивают свой путь в сталинских лагерях.
 
Правда, этот сюжет выглядит в спектакле схематичным. Режиссер старался вместить в свою эпопею слишком многое: возвращение солдат с Первой мировой, уплотнение и высылку буржуев (представителей старого мира роскошно играют Алексей Вертков из СТИ и Светлана Иванова-Сергеева), борьбу с троцкизмом, репрессии... Беглость изложения обрекает спектакль на плакатность. И это, с одной стороны, вполне соответствует эстетике революции, говорившей с народом шершавым языком плаката, шествий и физкультурных маршей – эффектные массовые сцены в постановке тоже имеются.  Но, с другой стороны, это лишает спектакль глубины и превращает его в набор остроумных скетчей. У Молочникова масса интересных находок, приемов, художественных цитат и аллюзий, но все так или иначе сводится к ироничному стебу, а единственной серьезной темой оказывается любовная линия между Макаром и благородной смолянкой Верочкой, которую играет приглашенная прима Тетра Пушкина Виктория Исакова
 
Их внезапно вспыхнувшее межклассовое чувство выдерживает все испытания – даже покушения сексапильной Александры Коллонтай (Паулина Андреева), ратующей за свободную любовь. Героиня Исаковой идет за своим избранником и становится его соратницей, отринув все сомнения, доверяя лишь интуиции любви. Идет так же слепо, как он – за своими вождями. И прозрение чревато катастрофой.

Но не случайно героиню зовут Верой. Вы ведь тоже вспомнили Веру Павловну из романа Чернышевского с её снами? Вот и в спектакле вся эта фантасмагория, как выяснится, ей только снится. Отчасти это снимает все вопросы к драматургии – ну какая логика может быть у ночного кошмара? Но с другой стороны, этот расхожий прием обесценивает все происходившее на сцене в течение трех часов, снимает конфликты.
 
Очевидно, что молодое поколение не знает, с какой стороны подойти к этой глобальной теме. Оно страшно боится пафоса и предпочитает говорить обо всем как бы не всерьез.  Да и старшие, судя по программе юбилейных празднований, не очень понимают, что нам делать со своим историческим наследием. Но пока прошлое не отрефлексировано, оно будет повторяться снова и снова, как дурной сон, может быть, уже в виде фарса. Но очнуться от него не получится.  


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Джигарханяна покажет премьеру по пьесе Булгакова «Кабала святош»

    Театр под руководством Армена Джигарханяна выпускает новый спектакль «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. «Трагическая судьба пьесы Булгакова, впервые поставленной в 1936 году и снятой с репертуара после семи аншлагов, так созвучна сегодняшнему дню», - отметили в пресс-службе театра. ...
  • Выходит в свет ноябрьский «Театрал»

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - Что Александр Калягин ответил Андрею Кончаловскому; - Как Марк Розовский напел Пушкина; - О чем спорят герои Алексея Гуськова и Геннадия Хазанова в новом спектакле Римаса Туминаса; - За что Михаила Ефремова любят пожилые учительницы; - В чем секрет успеха режиссера Алексея Франдетти; - Что думает Александр Ширвиндт о пенсионной реформе; - Как выглядит жизнь «Ленкома» из-за кулис: экскурсию провел директор театра; - Кто для Елены Санаевой всегда был строгим критиком; - В каком ресторане подают любимое блюдо Олега Табакова; - Почему музеи стали напоминать супермаркет: мнение эксперта; - Где развеять скуку в ноябре: репертуар театров; - О чем говорили директора театров на Форуме театральных менеджеров. ...
  • ЦАТРА готовит премьеру «Главная роль»

    В Театре Российской армии поставили новый музыкальный спектакль «Главная роль». В основе пьесы Михаила Лифшица – классический конфликт трех поколений: пожилых родителей, взрослых детей и внуков. «Главная мысль заключается в том, что эгоизм материнской любви можно преодолеть только в том случае, если у женщины возникает уверенность, что она любима и нужна своим детям и внукам», – рассказали о постановке в пресс-службе театра. ...
  • До конца октября РАМТ выпустит две премьеры

    В последние дни октября РАМТ готовится представить два новых спектакля: 26 октября на Большой сцене выйдет сказка Антония Погорельского «Черная курица» в постановке Екатерины Половцевой, а 27 октября в Музее-квартире Всеволода Мейерхольда – «Любовь и смерть Зинаиды Райх» по пьесе Валерия Семеновского в режиссуре Александра Пономарева. ...
Читайте также