Дмитрий Бертман: «Музыка – язык Бога, его понимают во всех странах»

 
Во вторник, 31 октября, Дмитрию Бертману, художественному руководителю театра «Геликон-опера» исполняется 50 лет. Он создал этот театр, когда ему было 23 года, и с тех пор поражает (а порой и шокирует) зрителей необычными постановками классики.
 
– Дмитрий, в планах вашего театра на этот сезон – возобновление оперы Чайковского «Мазепа» и постановка его «Пиковой дамы», которая уже шла на вашей сцене. Это тоже возобновление?
– Такой «Пиковой дамы» зрители еще не видели. Раньше в «Геликоне» шла камерная редакция этой оперы, с купюрами. В новой постановке будет полная редакция, без купюр. Дирижировать будет Владимир Иванович Федосеев. Он хотел исполнить «Пиковую даму» целиком, и я ему сказал: «Владимир Иванович, будем делать все, что вы хотите». Огромное счастье, что мы с Владимиром Ивановичем подружились, работаем вместе, и я надеюсь, что ему с нами хорошо. У «Пиковой дамы» будут новые декорации и костюмы, и я ее поставлю по-другому.
 
Неужели вас так зацепила «Пиковая дама»?
– «Пиковая дама» меня давно зацепила и так, что я могу каждый день ставить ее по-разному. Меня поражает не ее сюжет, а именно музыка Чайковского, потому что она бездонна и в ней столько личного, интимного. Столько скрывается в глубине этого сюжета и над сюжетом… Чайковский – мой любимый композитор. Я вообще мечтаю, чтобы в репертуаре «Геликона» шли все оперы Чайковского.
 
Если вы будете ставить исключительно Чайковского, в чем тогда интрига нынешнего сезона?
– Нынешний сезон пройдет под знаком русской оперы. Кроме «Мазепы» и «Пиковой дамы» в планах – «Золотой петушок» Римского-Корсакова –  совместная постановка с дюссельдорфским театром Deutsche Oper am Rhein, и «Алеко» Рахманинова – эту оперу поставит Ростислав Протасов. Еще один хит нынешнего сезона – опера Пуленка «Человеческий голос» в исполнении Тамары Гвердцители. Мне кажется, это вообще будет бомба. Тамара – потрясающая актриса и занимает на нашей эстраде свою  уникальную нишу. Она очень глубокий, театральный человек, закончила консерваторию, что очень редко бывает на эстраде. Тонкая, акварельная история «Человеческого голоса» и музыка Пуленка как будто созданы для ее индивидуальности. Ставить эту оперу буду я.
 
Скоро начнутся репетиции «Мазепы», а пока вы работаете в жюри телевизионного проекта «Большая опера». Чем вам интересен этот проект?
– «Большая опера» дает мне возможность видеть сегодняшних молодых певцов, наблюдать, как они развиваются, как-то повлиять на них. Я считаю, что «Большая опера» – символ нашего телевидения, потому что этот проект изобрели и запустили у нас, хотя в него изначально мало кто верил, потому что опера в тот момент не была рейтинговым искусством. В том, что опера сегодня так популярна, огромная заслуга «Большой оперы». Проект смотрят не только любители оперы. Бывает, что после просмотра передачи, люди, никогда не бывавшие в оперном театре, приходят на спектакли. Потому что они видят, насколько сложен труд оперного артиста, слышат отзывы о пении оперных звезд, работающих в жюри. В нынешнем году в его составе великая певица Гвинет Джонс – она пела в одно время с Марией Каллас, Надя Михаэль – потрясающая актриса, которая сегодня в первой эскадрилье оперных певцов, Бруно Пратико -  сегодняшний символ итальянской оперы. У них можно многому научиться.
 
А можно ли чему-то научиться у артистов провинциальных оперных театров, которые привезли свои спектакли на фестиваль Ассоциации музыкальных театров «Видеть музыку», проходящий сейчас в Москве?
– Этот фестиваль отражает реальную картину того, что происходит в музыкальном театре в стране. Все, кто привез свои спектакли в Москву, работают в совершенно других условиях, чем в столичных театрах. У них совсем другие зарплаты, техническое обеспечение, пиар и зрительское внимание – для них работа не является предметом бизнеса. Меня поражает их искренность и преданность своей профессии. Это настоящее служение искусству.
 
Как повлияет на работу вашего театра новая система финансирования, о которой объявил мэр Москвы?
– Раньше бюджет театра состоял из одной субсидии, а теперь будет немного легче работать, потому что бюджет театра разделят на субсидию и грант. Субсидия будет покрывать расходы на содержание имущества театра (аренда, коммуналка и так далее), а грант можно будет потратить на зарплату сотрудникам и на новые постановки. Но главное, мэр озвучил на встрече с худруками театров свою позицию: театр определяет имидж Москвы. Значит, будет сохранена московская театральная жизнь, не будут закрывать маленькие театры или кого-то с кем-то объединять.
 
Режиссеры делятся на тех, кто, поставив спектакль, хочет что-то изменить в мире или что-то изменить в себе. Какие задачи у вас?
– Я не ставлю перед собой ни одну, ни другую задачу. В мире от меня мало что зависит. По-моему, Немирович-Данченко сказал, что театр – это зеркало жизни. Театр автоматически ее отражает. Думаю, что, начиная работу над спектаклем, важно быть искренним: что я сейчас, в этот момент, могу сказать, поставив именно эту оперу с этими артистами. Ведь музыка – язык Бога, это язык, который понимают во всех странах. 
 
Как вы считаете, режиссер – профессия или способ жизни?
– Это конечно способ жизни, потому что режиссер всегда работает с людьми и нельзя об этом забывать. От меня многое зависит в «Геликоне», и я чувствую ответственность перед театром и перед теми, с кем работаю. Поэтому я большую часть времени отдаю «Геликону» и выбираю в свою команду людей, с которыми мне интересно и можно говорить на одном языке.
 
Но вы же не только режиссер, но и генеральный директор театра. Как удается совместить эти две профессии?
– Режиссер во мне все время воюет с менеджером. Режиссер говорит: «Мне нужно для постановки это, это и это», а менеджер ему отвечает: «А может быть, без этого можно обойтись? Сделаешь спектакль попроще, зато сможем заплатить сотрудникам побольше зарплаты».
 
Собираетесь ли вы в этом сезоне ставить что-нибудь за границей?
– В марте 2018 года у меня запланирована постановка оперы «Демон» Рубинштейна в театре Лицео в Барселоне.
 
В этом году «Геликон-опера» открыл 27-й сезон. Что  изменилось в театре  за это время?
– У нас теперь, благодаря правительству Москвы, лучшее оперное здание в столице. Раньше у нас не было этого важнейшего компонента. 
 
От этого можно расслабиться, успокоиться…
– Нет, расслабиться невозможно. Это был бы не я.
 
Что сейчас помогает работе «Геликон-оперы», а что мешает?
– Ничего не мешает, все только помогает. Если бы нам никто не мешал, то вообще ничего бы не было. Чтобы двигаться вперед, нужно преодолевать сопротивление.  


Редакция журнала «Театрал» поздравляет режиссера с юбилеем! И желает успехов, гармонии, радости, интересных открытий и новых творческих побед!

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
  • «Без новаторства любая традиция мертва»

    В этот день (23 мая) 30 лет назад не стало Георгия Товстоногова, выдающегося режиссера, автора спектаклей, которые по силе своего психологизма, по многозначности заложенных в них мыслей стали вершиной драматического театра ХХ столетия. ...
  • «Он никогда не повышает голос»

    Глеб Панфилов окончил химико-технологический факультет Уральского университета, а стал режиссёром. Первый художественный  фильм снял в 33 года. Всего же в его биографии их одиннадцать (не считая короткометражки), и каждый – со своей индивидуальной темой, каждый отмечен наградой. ...
  • Александр Огарев: «Эта пьеса нужна всем»

    В «Школе драматического искусства» состоится премьера пьесы «Битва за Мосул» Алексея Житковского. О своем отношении к современной драматургии рассказал ее режиссер-постановщик  Александр Огарев. - Александр, почему вы вновь решили обратиться к современной драматургии? Прежде, в основном, вы ставили классику, а это совсем иная эстетика. ...
Читайте также