«Все началось с театра, а кончилось введением войск»

Валерий Фокин о секретах режиссуры

 
Особым событием Биеннале театрального искусства, проходящей в эти дни в Москве, стал мастер-класс художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина. О чем рассказал режиссер молодым коллегам – в материале «Театрала». 

– Считаете ли вы, что театр должен жестко отвечать на события в стране и мире? Или он имеет право существовать обособленно?
– Театр имеет право существовать, как он хочет. Художник может углубиться в себя и заниматься творчеством в какой-нибудь лаборатории, это нормально. В то же время я считаю, театр, открытый для людей, обязан говорить о самых болезненных вещах, которые происходят вокруг. И как никакое другое искусство он имеет на это право – он ведь предполагает живой контакт, живую дискуссию со зрителем.
Между прочим, пражские события 1968 года начались со спектакля «Лоренцаччо» Мюссе, который поставил в Национальном театре Праги известный чешский режиссер Отомар Крейча.
 

Это был настоящий призыв к революции, просто бунт. На следующий день студенты вышли на улицы. Все началось с театра. А кончилось введением войск. В этом смысле театр обладает огромной силой.

 
– В чем, на ваш взгляд, смысл профессии режиссера?
– Я считаю, что режиссура – авторская профессия. Об этом говорил еще Мейерхольд, и я вслед за ним исповедую ту же философию. Режиссера определяет не диплом и не университет. Ремеслом владеть нужно, но, прежде всего, режиссер – это автор спектакля, который сочиняет новый мир.
 
– Должен ли в таком случае режиссер учитывать текст автора?
– Непременно. Ты берешь в руки авторское сочинение, следовательно, не можешь его игнорировать и строить нечто исключительно свое. Если хочешь говорить о своем – пиши пьесу сам. Такой вариант тоже возможен, почему нет? Но имея дело с драматургией, ты должен не просто учитывать автора, ты должен с ним взаимодействовать. Иногда важны не столько слова, сколько дух.
 

Ты не должен хамить автору, прыгая на его могиле, но ты не должен стоять перед ним на коленях, ощущая, что он велик, а ты нет.

 
Надо найти середину, а это очень непросто. Когда Мейерхольд ставил «Ревизора», он брал за основу не только саму пьесу, но и фрагменты других произведений Гоголя. Он впервые представил целый мир. Это был его, Мейерхольда, мир – но по Гоголю.
 
– С какими проблемами вы сталкиваетесь, готовя спектакль?
– Подготовка спектакля – сложнейший процесс. На первом этапе в тебе созревает замысел. Это твоя личная стадия, когда ты живешь во внутреннем сочинении того, что потом будет воплощаться. Ты можешь записывать партитуру, можешь не записывать, главное – ты сочиняешь. Это такой кайф – воображать, как все будет ходить, ездить, подниматься, разрушаться…
Совершенно другой этап начинается с приходом артистов – вы приступаете к репетициям. Артисты, в отличие от тебя, не подготовлены к теме, которую ты долго изучал. Но тебе необходимо найти с ними общий язык и перелить в них все, что уже есть в тебе. Это, пожалуй, самое важное, но и самое сложное.
Репетиции – это борьба, как бы все ни скрывали этого за улыбками. Режиссер хочет реализовать свой замысел. Артист хочет отстоять и раскрыть себя. Артисты старшего поколения, именитые, известные, порой опасаются, что режиссер будет «мешать» им делать то, что они хорошо имеют.
Потом появятся и другие сложности – как выстраивать репетиции, как взаимодействовать с театром, где делать декорации… По идее, режиссер должен держать в руках огромное количество нитей. Приходится организовывать и объединять вокруг себя людей. Тот славный период, когда ты мог в одиночестве фантазировать, рисовать что-то на бумаге и двигать фигурки, закончился. Тебе нужно выйти к людям и попытаться заразить их своей идеей.
Будучи молодым режиссером, я любил приносить на первую репетицию макет спектакля. Махал руками, говорил артистам: «Ты будешь стоять здесь, ты будешь сидеть там». Они смотрели на меня как на сумасшедшего. Потом я понял, что веду себя неправильно, обрушивая на них волну информации, к которой они не готовы. Я уже переполнен, моя задача – перелить в них свои идеи, и как можно точнее, ничего не пролив. А я выливаю на них все сразу, как из ведра. Хотя некоторые, может, и пьесу еще не читали.
 

Нужно также учитывать, с кем ты работаешь. Если актеры знают тебя, если между вами есть контакт – это одна история. Если же молодой режиссер приходит в театр, где его видят впервые, его обязательно попробуют на зуб – как он вообще: сразу откажется или продержится сколько-нибудь?..

 
Трудностей будет множество. Но если спектакль выпускается легко – актеры играют, декорации делаются вовремя, директор тебя целует – что-то тут нечисто. Значит, есть какой-то подводный камень. Мы же хотим сделать некое новое произведение. Из чего? Из воздуха. А это огромное усилие многих людей. Оно не может произойти шутя. Репетиции могут быть легкими внешне. Но внутри все равно будет происходить борьба.
 
– Чем вы руководствуетесь, распределяя артистов?
– Распределение – очень важный момент в создании спектакля. Я думаю, удачное распределение во многом гарантирует успех. Здесь, опять же, все зависит от того, с кем ты работаешь, каковы возможности твоих артистов. Нужно исходить из того, как тот или иной человек в силу своих психофизических актерских способностей может сыграть роль в твоем решении. Нужно отталкиваться именно от сути спектакля, которая может и не совпадать с замыслом драматурга.
Иногда, распределяя роли, ты сознательно даешь актеру то, с чем он еще не сталкивался. Для него это новый вызов, он и сам боится, но ты осознанно идешь на риск, потому что чувствуешь в актере потенциал сыграть выбранную роль неожиданно. В артисте нужно искать разные стороны, очищать его то штампов. Это относится к хорошо знакомой труппе. А что делать режиссеру, который, приехав в новый для него театр, должен за полтора месяца поставить спектакль с незнакомыми людьми? Ему говорят: вот артисты, работай. Но многие из них могут вообще не подходить для его целей. Можно, конечно, развернуться и уехать, но не факт, что в другом месте будет лучше. Не говоря уже о том, что молодому режиссеру нужна практика, и разбрасываться предложениями не приходится. В этом случае нужно внимательно наблюдать за артистами, пытаться найти в них то, что тебе нужно. Содрать с них штампы и вернуть их в живое состояние.
Однозначного ответа по поводу распределения нет. Но исходить все равно нужно из замысла спектакля. Идеальная ситуация – когда уже на этапе сочинения постановки ты знаешь, кто будет в ней занят. Еще работая с художником над макетом, придумывая мизансцены, ты уже проигрываешь в голове, как все будет выглядеть в итоге.
 
– У вас есть табу – вещи, которых вы никогда не допустите в спектакле?
– У меня есть только одно табу – оно заключается в отсутствии смысла. Если я вижу, что прием используется ради приема и смысла в нем нет, то я против. Если я вижу, что действие (пусть даже провокативное) мотивировано, что в нем есть художественная необходимость, у меня возражений не будет.
 
Продолжение читайте в «Театрале» в ближайшее время. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Захаров: «Накопилась усталость от режиссерских ребусов»

    В преддверии юбилея Марка Захарова (13 октября – 85 лет), «Театрал» встретился с режиссером, чтобы поговорить о наболевшем. Подробное интервью читайте в свежем номере журнала, а сейчас публикуем ответы Марка Анатольевича на вопросы читателей. ...
  • Константин Крюков: «Никогда не мечтал работать в кино»

    Его дедушка Сергей Бондарчук, бабушка – Ирина Скобцева, мама – Алена Бондарчук, а дядя – Федор Бондарчук… Будучи представителем столь яркой династии, казалось бы, путь с самого детства тебе уготован только на сцену. ...
  • Татьянин день

    Владислав Стржельчик считал Татьяну Доронину совершенством, Георгий Товстоногов восхищался ее широким творческим диапазоном, Константин Симонов подарил томик своих стихов с надписью «Прекрасной актрисе», Николай Гриценко написал: «Вы та Настасья Филипповна, с которой я хотел бы сыграть», а Лоренс Оливье преподнёс перстень с голубым камнем в знак признания и восхищения. ...
  • «Богомолов у нас будет ставить пьесу Петрушевской»

    В преддверие открытия сезона в «Школе современной пьесы» «Театрал» поговорил с художественным руководителем театра Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ.   – На новый сезон у нас очень интересные планы: Константин Богомолов будет ставить пьесу Людмилы Петрушевской «Газбу» с Татьяной Васильевой в главной роли, два выпускника ГИТИСа, победившие в конкурсе «Класс молодой режиссуры» поставят две новых пьесы, победившие в конкурсе «Действующие лица», а замечательный режиссер Олег Долин – бывший артист нашего театра, который окончил режиссерский факультет у Женовача, поставит пьесу Ярославы Пулинович «Тот самый день». ...
Читайте также