МХТ им. Чехова опубликовал видеозапись «Вассы Железновой» с Мариной Голуб

 
МХТ им. Чехова выложил в интернет видеозапись спектакля «Васса Железнова» с участием Марины Голуб в память о 5-летии со дня гибели актрисы.

«В память о Марине сегодня мы хотим поделиться со зрителями видеозаписью спектакля «Васса Железнова», поставленного Львом Эренбургом (премьера состоялась в 2010 году). Это запись техническая, не предназначавшаяся для трансляции в эфире. Мы просим прощения за несовершенство и технические недочеты записи. Надеемся, что, несмотря на это, зрители оценят прекрасный спектакль с выдающейся работой Марины Голуб», – сообщает сайт театра.

Спектакли «Васса Железнова» и «Гамлет» были сняты с репертуара МХТ после трагической гибели актрисы в 2012 году, так как театр посчитал невозможным отдавать другим исполнительницам роли Марины Голуб.

В январе нынешнего года по замыслу МХТ и издательства АСТ вышла книга воспоминаний об актрисе (автор-составитель шеф-редактор журнала «Театрал» Виктора Борзенко), где Лев Эренбург так рассказывает о постановке «Вассы Железновой»:

– Вы говорите, что я осуществил мечту Марины… А ведь дело вовсе не во мне. Я думаю, что Марина Голуб хотела сыграть роль Вассы в принципе – не важно, я буду ставить спектакль или кто-то другой. Это надо отметить для того, чтобы быть честным.
 
Но, я так понимаю, что она интересовалась и моим театром – знала его по увиденным спектаклям и по  отзывам друзей. Вот, в частности, вы упомянули Каплевича. Каплевич очень хорошо относился к моему театру. То есть к его стилистике, к эстетике, к способу репетирования.
 

И потом, действительно, когда я пришел во МХАТ, она предложила мне участие в этой работе. Но поскольку на тот момент было уже оговорено, что эту роль играет Добровольская, то я не мог себе позволить разрешить существование этой роли в дубле. То есть создавалась ситуация, при которой идея Марины была невозможной. И я отказал.

 
Но в процессе работы у нас очень сложно складывались отношения с Женей (при том, что ни одного плохого слова сказать про нее не могу  – она человек, безусловно, талантливый, со своими характерными черточками, но и у меня тоже есть характер). В общем, с Добровольской у нас как-то не сложилось, а работа была уже запущена – оставалось два месяца до заявленной премьеры. И я, в конце концов, обратился к Марине за помощью. С моей точки зрения, она проявила преизрядное мужество, когда взялась в этой ситуации за эту работу. И не только мужество, но и в чем-то наступила на собственные амбиции, поскольку ей удавалось смирять собственный характер во имя достижения высокой цели.
 
Наверное, ей тоже приходилось наталкиваться на острые углы моего характера. Но каждый раз, к нашей с ней общей чести, мы выходили из ситуации примиренными.
 
Иногда я слышал ее возражения, видел, что далеко не всё придуманное мной она принимает. Однако на следующей репетиции проявлялись следы переваренной информации. То есть она, даже не принимая какие-то вещи, всегда слушала и пыталась понять, откуда у режиссерской мысли ноги растут. Ей часто приходилось убеждаться в каких-то вещах, утверждаться в моей логике. И она осваивала ее блистательно.
 
Если говорить о нюансах (вы спрашиваете, чему Марина меня научила), то я могу так ответить: мой опыт работы традиционно лежал в студийной плоскости. Этюдный театр. А во МХАТе студийность пришлось разворачивать на большой зал. И здесь стилистику игры на большой сцене Марина проявила блестяще. Вообще профессиональным ремеслом она владела в высочайшей степени.
 
Она могла репетировать с текстом в руке. Для меня это было непривычно. Я не мог себе представить, что артист добивается живого результата, поглядывая в бумажку. Я думал, что это невозможно. Однако Марина мне показала, что это возможно. Она ходила с пьесой по площадке, проверяла какие-то вещи, а потом выходила без текста, становилась живой.
 
Я и раньше сталкивался с таким методом, но не верил в него. Мне казалось, что это порочный метод, старый, замшелый, неживой. А тут я  первый раз утвердился в мысли, что, на самом деле, он действенный. Я даже понимаю, откуда возник этот способ работы. Его диктует обстоятельство времени, когда надо быстро уложить текст и уложить физическую партитуру роли, да еще чтобы все это оставалось живым.
 
Когда Марины не стало, спектакль убрали из репертуара, потому что весь рисунок выстраивался под нее, и заменить одного человека другим было бы невозможно. В Марине звучала трагическая нотка, и она всегда помножалась на ее эксцентричность, придавала этой истории щемящее звучание.

И, все-таки, ее Вассу трагической, в чистом виде, я бы не назвал, потому что в современном театре трагедии не существует. Но трагикомическое, мощное, воедино слитое в ней, безусловно, было.

 
Что могло быть дальше в числе ее работ? Я бы дал Гертруду, которую она уже играла у Бутусова, но я представляю себе «Гамлета» совсем другим. Я бы дал хозяйку Нискавуори. Я бы дал мамашу Кураж. Я бы дал Кабаниху из «Грозы». Я бы дал Огудалову-старшую в «Бесприданнице». Я считаю, поработав с Мариной, что она была готова к тому, чтобы выразительно и ярко сыграть много ролей и русского, и мирового репертуара.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
  • Президент РФ поручил подготовить закон «О культуре»

    В воскресенье, 4 февраля, на сайте президента РФ был опубликован утвержденный перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству, которое состоялось 21 декабря 2017 года. Согласно документу, администрации президента РФ поручено к 15 марта 2018 года «совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству: разработать и представить концепции проектов федеральных законов «О культуре» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О культуре». ...
Читайте также


Читайте также

  • Умер замдиректора Музыкального театра им. Станиславского

    Прощание с заместителем директора театра Станиславского и Немировича-Данченко Зурабом Сахокия состоится 17 февраля на основной сцене Музыкального театра в 12.30.  Отпевание артиста пройдет тем же утром в 11.00 в храме Рождества Богородицы на Малой Дмитровке. ...
  • Объявлен конкурс эскизов на памятник Хворостовскому

    Конкурс эскизов для памятника оперному певцу Дмитрию Хворостовскому начался в Красноярском крае. Об этом сообщает пресс-служба правительства региона. Хворостовский скончался 22 ноября 2017 года на 56-м году жизни после продолжительной болезни. ...
  • Дмитрия Соловьева похоронят на Троекуровском кладбище

    Актера и продюсера Дмитрия Соловьева, скончавшегося 11 февраля на 44-м году жизни, похоронят в среду, 14 февраля, на Троекуровском кладбище. Прощание с актером состоится в этот же день в 10.30 в храме Иоанна Богослова на Бронной. ...
  • Александр Калягин: «Это горе, которое коснулось всех нас»

    В связи с авиакатастрофой в Подмосковье председатель СТД Александр Калягин выразил соболезнования родным и близким погибших. Напомним, в воскресенье, 11 февраля, трагедия унесла жизнь 71 человека.   «От своего имени и от имени всего театрального сообщества России я выражаю свои самые искренние соболезнования родным и близким всех тех людей, кто был на борту самолета, направлявшегося в Орск, – говорится в обращении, опубликованном на сайте СТД. ...
Читайте также