Святая простота

 
Театр комедии им. Н.П. Акимова в начале свого 88-го сезона выпустил премьеру «Святое семейство» в постановке Татьяны Казаковой по одноименной пьесе Альдо Николаи. Комедийный детектив о весьма странном семейном подряде — криминальном бизнесе рэкетиров-самоучек — получился ироничной и доброй сказкой для взрослых.
 


Художественный руководитель петербургского театра комедии Татьяна Казакова поставила на основе этого материала  именно детектив, ладный и колкий. Ее спектакль — как коронное блюдо хозяйки, приготовленное по проверенному семейному рецепту. Фирменный почерк режиссера считывается моментально, даже без заглядывания в программку: по четкому, резвому темпоритму, заданному темпераментными характерами, по умеренной бросовости и благодаря тому простому факту, что действие то и дело вызывает искренний, веселый, чуть ли не детский смех. Поскольку именно искренне, от всей души, сценическое семейство эксцентричных итальянцев жаждет быстрой легкой наживы, и с огоньком, хоть и с огрехами, проворачивает свой «гениальный план» по похищению дочери крупного банкира с целью получения крупного же выкупа.

Художник Михаил Бархин решил, что убогое жилище жуликов может больше походить на гараж или сарай, что оно должно всячески намекать на тюрьму (как на явное, зримое присутствие неизбежного возмездия), и что ему подобает наглядно демонстрировать, каким ремеслом эти ушлые, но наивные люди промышляют. Отсюда — двухэтажная железная кровать, скрипучая и неуютная до озноба (на нее садятся с брезгливостью, по ней с отвращением лазают), и серые казенные матрасы, торчащие буквально отовсюду. Их тоскливая неприкаянность и выцветшая (выгоревшая под итальянским солнцем во время просушки?) полоска, бросающаяся в глаза, куда ни глянь, их вопиющая несуразность в жилом интерьере (матрасами чуть ли не стены оклеены вместо обоев — а что, заодно и элемент утепления, дешевый и сердитый), в эклектичном сочетании с резным буфетом и дизайнерским диваном (украденными, разумеется, где-то по случаю) и с автомобильными покрышками в углу (по принципу «в хозяйстве пригодятся» либо «взял даром — продам с наваром») создают эффект весьма жалостливый. Даром что бедняки, доведенные до отчаяния, всегда получают моральные преференции от присяжных — таких легче оправдать, даже если они походя, совершенно случайно, совершают парочку убийств в погоне за наживой ради выживания... Им просто деньги очень нужны. А кому ж они не нужны?

В плане художественного решения спектакль не имеет привязки ко времени и к месту, что успешно работает на актуализацию материала. Программка указывает на то, что «действие происходит в 1970 году в маленьком городке Витербо, в окрестностях Рима», но это ничто иное, как дань формальностям и реверанс автору и его ремаркам. Разумеется, без эффекта узнавания родных российских — да и общечеловеческих — реалий спектакль проиграл бы. Но не тут-то было.
Тема воровства оказывается близка и понятна зрителю — как всякому русскому человеку и нынешнему россиянину. 

Соответственно — с указанием на воровство как состояние души, веление обстоятельств и осознанную необходимость — одела исполнителей и художник по костюмам Стефания Граурогкайте, профессионал эрудированный и не чуждый едкому сарказму. Так, мать семейства (Елена Мелешкова) чаще прочего ворует на распродажах — и на этот факт ее биографии намекают магазинные бирки на одежде. Что ни кофточка, то с болтающимся на нитке ценником, который забыли отрезать. Или не успели, ибо одежды этой у нее целый ворох. Или не обратили внимания, ибо есть вещи поважнее таких мелочей, как несрезанные ценники. 

Состав исполнителей, создающий находчивые образы семейного подряда и парадоксальные характеры его участников, подобран здесь филигранно. Актерский ансамбль с упоением куролесит и гомонит, как и положено уважающим себя жителям Апеннинского полуострова. И, как положено составу уважающего себя музыкального ансамбля, каждый по очереди солирует, выступает трио или дуэтом.

Мелешкова, без сомнения украсившая труппу театра в прошлом сезоне, — комедиант от бога. 
Сергей Кузнецов в роли отца семейства нарочито сдержан и тих — по контрасту со своей взбалмошной супругой по сцене. Он «берет» взглядом, позой, поступком, как подобает почтенному сеньору. 
Вдохновенно нервничают сын вышеозначенных отца и матери и его невеста. У Матвеева, молодого лидера труппы, рисунок сдержанно-напряженный, как у туго скрученной пружины: чуть тронешь ненароком, она норовит раскрутиться и сокрушить все вокруг...


Рефреном эти милые люди произносят призыв о помощи, обращаясь к небесам, к святой Мадонне, святому Себастьяну и... глазу Магомета (тут постсоветскому россиянину в зале вспоминается строка из песни Высоцкого о переселении душ: «Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Иисуса, кто ни во что не верит, даже в черта, назло всем...») . А еще они многократно, со вкусом, выпивают — за сбычу мечт. Ибо на огромный выкуп (сумма растет на глазах, как аппетиты этой банды) они надеются и уповают, чтобы решить все свои проблемы, выбраться из унизительной нищеты и зажить, наконец, по человечески. В этом весь Николаи, у которого от комедии до трагедии и обратно — один шаг... Вот этот шаг и совершает спектакль: твердо, спокойно, без технических изысков и спецэффектов, если не считать таковыми редкие в наши дни традиционализм и выразительную театральность.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Соломин назначен бессрочным худруком Малого театра

    В субботу, 6 апреля, министр культуры РФ Владимир Мединский вручил художественному руководителю Малого театра, народному артисту СССР Юрию Соломину бессрочный контракт. «Я хотел вам передать подписанный приказ о вашем переназначении. ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре на Малой Бронной поставили «Маленькие трагедии»

    В Театре на Малой Бронной 30 апреля состоится премьера спектакля «Маленькие трагедии» по циклу пьес Александра Пушкина. Режиссер-постановщик – Егор Арсенов. «Автор с предельной лаконичностью и точностью поверяет мировоззрение своих героев смертью, при этом все действие «Маленьких трагедий» обращено к жизни, к свету, – говорит Егор Арсенов. ...
  • «Мы как будто прыгнули со скалы»

    Фото: Лена Морозова  Режиссер Алексей Мурадов вновь обратился к пьесе Александра Гельмана «Скамейка», которую впервые поставил в Театре Олега Табакова в 2017 году. В новой версии главные роли исполнят Алена Лаптева и Евгений Миллер. ...
  • Виктория Исакова прочтет дневник Анны Франк

    Спектакль-акция «Рок. Дневник Анны Франк» с участием Виктории Исаковой и музыкантов группы «Аукцыон» состоится 12 мая на Основной сцене Театра им. Пушкина. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
  • В театре «МОСТ» родился необычный проект

    Театр «МОСТ» совместно с благотворительным обществом «Русфонд» и бюллетенем для доноров костного мозга Кровь5 запустил новый культурно-просветительский проект – фотоспектакль «Ромео и Джульетта». Как сообщает пресс-служба театра, этой постановкой начинается серия благотворительных спектаклей в фотографиях. ...
Читайте также