«Конечно, это был гений…»

В МХТ им. Чехова почтили память Олега Ефремова

 
Вечер «Наш Ефремов», состоявшийся в день 90-летнего юбилея Олега Ефремова, был закрытым – «только для своих». «Конечно, у каждого из нас Олег Николаевич свой, - сказал, открывая вечер Игорь Верник, - но мы постараемся быть объективными».
 
Встреча началась в Зеленом фойе. Микрофон передавали от столика к столику. Но чем дольше длились воспоминания, тем отчетливее становилось ясно: Ефремов и театр – тема безграничная…
 
– Вроде бы Олег Николаевич держался просто, этаким парнем с городской окраины, но сколько он читал, сколько готовился к своим работам! Во всех книгах у него были закладки, – вспоминал Авангард Леонтьев. – И какие перспективы он себе намечал – уйти из «Современника», успешного театра, в котором работаешь 14 лет, в Художественный театр. Такая смелость, убежденность – и невольное умение вести людей за собой. За Ефремовым шли интуитивно – с радостью и счастьем: только веди. А он умел заметить каждого.
 
Гастроли «Современника» в Узбекистане. Самарканд. Жара – 99 градусов. Какая-то столовая, обед. Олег Николаевич в клетчатой рубашечке с коротким рукавом обходит столики и собирает концертную программу для общественности.  Приехали Лаврова, Табаков, Казаков, Даль… Но Ефремов спрашивает каждого артиста, с чем тот готов выйти к зрителям. Дошла очередь и до меня. Я говорю: «Могу прочитать «Сказку о золотом петушке» Пушкина». Ефремов записывает! Вот оно – чувство такта. И он сам ходил с этой бумажкой – не заведующий труппой и не помреж.
 
…Я был еще совсем молодым артистом и только пришел в театр. «Я о тебе думаю», – говорит мне Ефремов. Больше-то ему, конечно, думать было не о чем… «Вот сейчас пробиваю пьесу Розова – трудно идет. Но ты будешь играть». Это было накануне того сезона, когда он добился цензурного одобрения пьесы «С вечера до полудня». И слово сдержал – я играл.
 
– Для него действительно не было маленьких или проходных ролей. Всех артистов – огромную труппу! – он знал по именам, – отметила Евгения Добровольская.
 
– Я тогда только-только пришел в Художественный театр и в спектакле «Горе от ума» играл Французика из Бордо, – это уже вспоминает Игорь Верник. – Листаю текст – ни одного слова. А в это время мне дали роль Человека-кота в спектакле по Гофману. Но кто-то перепутал репертуар и на беду поставил оба спектакля на одно и то же время. Все мучились, как же сказать об этом Олегу Николаевичу. Наконец собрались с силами: «Олег Николаевич (а он сидит курит, весь в мизансценах), а можно вместо Верника Французика из Бордо сыграет другой артист? Понимаете, у него на Малой сцене роль Человека-кота…». Ефремов думал целую минуту, курил… И вдруг: «И что? Мне теперь из-за Человека-собаки спектакль отменять?!».
 
Вспоминается и другой случай. Мы с Сережей Шкаликовым пришли к Олегу Николаевичу домой. Звоним. Открывает дверь: «Вы голодные? Посмотрите что-нибудь в холодильнике». А там яйца. «Олег Николаевич, мы яйца нашли» - «Отлично. Неожиданно…» – «А где у вас сковородка?» – «Откуда я знаю, где сковородка!» Он вообще был вне быта.
 
– На самом деле под маской этого особого ефремовского обаяния был яростный вулкан, который бился о жизнь, о театр, о людей, – сказала Наталья Тенякова. – Он был человек редчайших качеств. Сейчас таких нет. Он был фантастически преданным делу и друзьям. И он ненавидел этих тварей, бездельников и мерзавцев, сидевших по кабинетам, душивших культуру, а больше всего ненавидел свою беспомощность.
 
…Ефремов узнаёт, что в Ленинграде власти закатывают в асфальт его друга Юрского – лишают права выступать. Абсурд и безумие – фактически это запрет на профессию. Ефремов немедленно собирает худсовет МХТ и предлагает принять в труппу артиста Юрского, а заодно артистку Тенякову. И худсовет соглашается с этим решением. Окрыленный Ефремов звонит нам: «Приезжайте». Мы едем, но в это время его вызывает к себе тогдашний министр культуры и строжайшим приказом запрещает брать Юрского в театр. Ефремов сам приходит к нам в гостиницу – абсолютно черный. Я знаю, что для Юрского это были одни из самых трагичных минут жизни, но для Ефремова, я думаю, они были стократ трагичнее. Потому что он был беспомощен.
 
Потом обошлось – нас приютил Театр Моссовета, который не подчинялся Министерству культуры. Шли годы. Ефремов часто звал Юрского играть в спектаклях Художественного театра, и Сережа с удовольствием играл. Но однажды Ефремов, помня не свои, а чужие долги, сделал Юрскому роскошный подарок – вот тебе сцена, вот тебе артисты, ставь что хочешь. Юрский сделал Гоголя – «Игроки-XXI». Спектакль имел бешеный успех, и Ефремов вышел победителем.
 
Играть с ним было все равно что с ребенком, собачкой или ящерицей – ты в любом случае чувствовал себя фальшивым. Конечно, это был гений, человек, построивший два театра страны, классик XX века. Хотя он, может, и не был похож на классика.
 
Последним замыслом Олега Николаевича в театре был спектакль «Сирано де Бержерак». Он так и не успел осуществить его – постановка вышла, когда Ефремова уже не было. Завершал ее Николай Скорик.

– Для спектакля я отобрал двенадцать музыкальных номеров, чтобы Олег Николаевич мог выбрать один из них для финальной сцены в монастыре, – рассказал Скорик. – Мы остались в зале. Я включаю один фрагмент, второй, третий… Вдруг он говорит: «Слушай, что ты меня мучаешь. Ты же все равно в этом разбираешься лучше меня». Я говорю: «Олег Николаевич, давайте все-таки дослушаем». И вот девятая песня, слова к которой, как некоторые считают, принадлежат прототипу героя. Я уже думал остановить запись, как вдруг мне на руку легла невесомая, почти несуществующая ладонь Ефремова: «Нет-нет, пусть продолжает». Я хотел спросить, подходит ли музыка, и вдруг – единственный раз в жизни – увидел, как по небритым щекам Ефремова – он тогда уже брился не каждый день – текут слезы: «Пусть этот номер обязательно будет в спектакле». Больше он в этот зал не возвращался. 
 
– Последние полтора месяца мы приходили репетировать к Ефремову домой, – рассказал Станислав Любшин. – Все знали, в каком он состоянии, хотя между собой мы об этом никогда не говорили. Самое страшное – мы видели, как он потихоньку уходит. Это были тяжелые репетиции. Он все время говорил о том, что будет дальше с театром. И все-таки он всегда оставался светлым человеком, печаль его была светла.
 
– Ефремов пришел со свежими силами, с желанием оживить театр, сделать его современным, смелым, новым, прогрессивным, – сказала в финале Ирина Мирошниченко. – Конечно, «не нарушая традиций». Труппа понимала, что вперед с ним пойдут не все, и мы проходили разные этапы – и деление, и трудные минуты, когда Ефремова хотели свергнуть, умаляя его достоинства и имея в виду только недуги и недостатки, которые есть у каждого человека. И тем не менее, целая команда пошла за ним, потому что это был наш Ефремов. Ефремов, который ненавидел премьерство, который говорил нам: вы команда, между вами не может быть зависти или ревности. Ефремов, который хотел других отношений в театре, хотел командного духа, единомыслия. Он жил этим, поэтому и прожил так мало – всю свою жизнь он вложил в театр.
 
Сегодня мы отмечаем день его рождения в прекрасном, свободном, современном, молодом театре. Все, чего хотел Олег Николаевич, мы сегодня имеем. Здесь идут разные постановки, но ефремовский дух мы сохранили, в чем-то мы продолжаем его манеру. Олег Павлович боготворит Олега Николаевича. На всех встречах он говорит, как горд, что начинал вместе с ним и продолжает его дело.  Я думаю, если бы Олег Николаевич видел нас сегодня, он бы радовался.

Под занавес участников вечера пригласили в зрительный зал, где, поменявшись местами с публикой (гостей рассадили на сцене), мхатовцы сыграли отрывки из чеховских постановок режиссера, а кульминацией стал романс в исполнении рок-музыканта Юрия Шевчука «Гори, гори, моя звезда». 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
  • «Я живу сегодняшним днем»

    В понедельник, 15 апреля, отмечает юбилей член общественного совета Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала», народная артистка СССР Алла Пугачева. Пугачева – звезда яркая и недостижимая, но однажды корреспонденту «Театрала» удалось взять у нее интервью, оно было сделано в студии «Радио Алла» в связи с прошлым юбилеем певицы. ...
  • «Генератор энергии»

    15 апреля одной из самых харизматичных и неподражаемых актрис театра и кино Ольге Волковой исполняется 80 лет.   Вадим Дубровицкий, продюсер, режиссёр:  – Она человек парадоксальный, с ней всегда надо держать ухо востро. ...
Читайте также