У века венчанный

Колонка Александра Ширвиндта в «Театрале»

 
Жизнь постоянно дарит нам несовместимые совпадения. Столетие великого октября неожиданно приурочилось к столетию Юрия Любимова. Что клеймить и про что ликовать? Где должны находиться «площадки» для празднования этих дат? Не знаю, какую степень ажиотажа позволят себе соотечественники в преддверии Октябрьских событий (кусочек революционной брусчатки для страховки оставили около метро «Баррикадная» после тротуарной реанимации столицы), а с Любимовым получилось просто шикарно.
 

Музею Москвы переданы сегодня ампирные «Провиантские склады», что на Зубовском бульваре. В начале 30-х годов прошлого столетия эти склады были переданы 147 автобазе спецмашин. Бетонные пандусы, по которым въезжали «членовозки», вмонтированы сегодня в музейное пространство. Там в конце августа и открылась выставка, посвященная столетию Юрия Любимова. Выставка замечательная – мощная, очень любимовская и очень объемная. Но… Как, наверное, смеется оттуда Юрий Петрович, наблюдая, как посетители пробиваются к экспозиции маршрутами «Чаек» и «ЗИС»ов Берии, Маленкова, Андропова и т.д.

У биографов великих ушедших вечная разноголосица.
Боже мой! Сколько версий, досужих домыслов и пикантных сплетен о том, как из радужного комсомольского вождя, пронизанного советским патриотизмом кубанских казаков, возник Юрий Любимов. У меня своя версия, даже не версия, а позиция, и я с нее не слезу.


К этой любимовской метаморфозе я приложил руку в прямом и переносном смысле. В 1954 году мы, студенты третьего курса Театрального училища имени Щукина, регулярно призывались в различные массовки родного Вахтанговского театра. Небольшая группа студентов мужского пола, прилично владеющая шпагой, оказалась под знаменами Евгения Рубеновича Симонова, который в то время ставил спектакль «Два веронца». Мы играли банду лесных бандитов, которые подкарауливали главного романтического героя и под покровом ночи нападали на него со шпагами. Бой был неравный, ибо молодых бандитов было человек пять, а герой был один – Юрочка Любимов, но.. Великий Аркадий Немировский, по меткому определению Рубена Николаевича Симонова – «лучший фехтовальщик среди актеров и лучший актер среди фехтовальщиков», а по совместительству профессор кафедры сцендвижения Щуки – так умело и лихо поставил этот неравный бой, что за пять минут Юрий Петрович раскидывал нас по кустам и победоносно двигался через лес к любимой.

Так вот однажды, на каком-то рядовом спектакле, где-то через год после премьеры, Юрий Петрович перепутал поставленную защиту, и я, привычно ожидавший прикрытого шпагой тела героя, врезал Юрию Петровичу по голове. До крови.


К чести Любимова, он мужественно доиграл сцену на глазах ошеломленной публики, не ожидавшей такого кровавого натурализма в степенном советском театре. Медпомощь ему оказывали уже за кулисами и даже зашивали рану при помощи приехавшей скорой помощи.

Так вот, я убежден, что именно от моего умелого удара что-то сдвинулось в голове Юрия Петровича, и он создал «Таганку».
Уже позже, в начале 60-х, мы с Юрочкой параллельно на четвертом курсе родного училища ставили два дипломных спектакля. Он – «Доброго человек из Сезуана», ставшего фундаментом будущей «Таганки», а я – довольно популярный в педагогических кругах того времени водевиль «Беда от нежного сердца». Поэтому мой вклад в труппу «Таганки» – это мои студенты Аллочка Демидова, Алексей Граббе, Татьяна Сидоренко, Виталий Шаповалов и др.

Какое несчастье, что мы редко общались. Хотя чем реже, тем всегда радостней и искренней встреча. Мы обнимались и даже всегда умудрялись выпить по рюмочке-другой, воспользовавшись случайно задержавшейся Каталин.

В наш век подозрительных святынь и безудержного бахвальства только подлинные документы (и то – уже не всегда) могут подтвердить факты сосуществования «человеков». Прилагаю фото, на котором Юрий Любимов поздравляет Театр сатиры с 70-летием, и письмо, адресованное уже лично мне.
 
…Пройтись вместе мы уже, увы, не успели. Может быть, там, в театре теней мы встретимся с Юрочкой, что-нибудь выпьем, если там разливают, и он что-нибудь для меня поставит. Очевидно, нетленное.
 
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Елена Санаева: «Чтобы это сыграть, нужны стальные нервы»

    Елена САНАЕВА сыграла множество ярких ролей в фильмах, составляющих золотой фонд советского кино, а в последние десять лет выходит на сцену театра «Школа современной пьесы». О недавних театральных работах и ближайших планах актриса рассказала на творческой встрече со зрителями. ...
  • Габриэль Гарсиа Маркес: «Основой нашей жизни является любовь»

    Ровно четыре года назад не стало величайшего писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, у которого мне посчастливилось брать интервью. О том, как это происходило, (и часть самого интервью) я опубликовал в те печальные дни на страницах моей газеты «Новые Известия», которая тогда еще была жива. ...
  • Алексей Франдетти: «Подъем начался с падения»

    В минувшее воскресенье, 15 апреля, состоялась церемония вручения театральной премии «Золотая маска». Лучшей работой режиссера в оперетте и мюзикле жюри признало спектакль Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» (Московский театр на Таганке). ...
  • Легендарному гримеру исполнилось 88 лет

    Полвека Николай Максимов служил во МХАТе, куда пришел 14-летним мальчиком в годы Великой Отечественной войны. А с 1993 года его жизнь связана с театром Александра Калягина Et Cetera, где Николай Митрофанович и сегодня заведует гримировальным цехом. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru