У века венчанный

Колонка Александра Ширвиндта в «Театрале»

 
Жизнь постоянно дарит нам несовместимые совпадения. Столетие великого октября неожиданно приурочилось к столетию Юрия Любимова. Что клеймить и про что ликовать? Где должны находиться «площадки» для празднования этих дат? Не знаю, какую степень ажиотажа позволят себе соотечественники в преддверии Октябрьских событий (кусочек революционной брусчатки для страховки оставили около метро «Баррикадная» после тротуарной реанимации столицы), а с Любимовым получилось просто шикарно.
 

Музею Москвы переданы сегодня ампирные «Провиантские склады», что на Зубовском бульваре. В начале 30-х годов прошлого столетия эти склады были переданы 147 автобазе спецмашин. Бетонные пандусы, по которым въезжали «членовозки», вмонтированы сегодня в музейное пространство. Там в конце августа и открылась выставка, посвященная столетию Юрия Любимова. Выставка замечательная – мощная, очень любимовская и очень объемная. Но… Как, наверное, смеется оттуда Юрий Петрович, наблюдая, как посетители пробиваются к экспозиции маршрутами «Чаек» и «ЗИС»ов Берии, Маленкова, Андропова и т.д.

У биографов великих ушедших вечная разноголосица.
Боже мой! Сколько версий, досужих домыслов и пикантных сплетен о том, как из радужного комсомольского вождя, пронизанного советским патриотизмом кубанских казаков, возник Юрий Любимов. У меня своя версия, даже не версия, а позиция, и я с нее не слезу.


К этой любимовской метаморфозе я приложил руку в прямом и переносном смысле. В 1954 году мы, студенты третьего курса Театрального училища имени Щукина, регулярно призывались в различные массовки родного Вахтанговского театра. Небольшая группа студентов мужского пола, прилично владеющая шпагой, оказалась под знаменами Евгения Рубеновича Симонова, который в то время ставил спектакль «Два веронца». Мы играли банду лесных бандитов, которые подкарауливали главного романтического героя и под покровом ночи нападали на него со шпагами. Бой был неравный, ибо молодых бандитов было человек пять, а герой был один – Юрочка Любимов, но.. Великий Аркадий Немировский, по меткому определению Рубена Николаевича Симонова – «лучший фехтовальщик среди актеров и лучший актер среди фехтовальщиков», а по совместительству профессор кафедры сцендвижения Щуки – так умело и лихо поставил этот неравный бой, что за пять минут Юрий Петрович раскидывал нас по кустам и победоносно двигался через лес к любимой.

Так вот однажды, на каком-то рядовом спектакле, где-то через год после премьеры, Юрий Петрович перепутал поставленную защиту, и я, привычно ожидавший прикрытого шпагой тела героя, врезал Юрию Петровичу по голове. До крови.


К чести Любимова, он мужественно доиграл сцену на глазах ошеломленной публики, не ожидавшей такого кровавого натурализма в степенном советском театре. Медпомощь ему оказывали уже за кулисами и даже зашивали рану при помощи приехавшей скорой помощи.

Так вот, я убежден, что именно от моего умелого удара что-то сдвинулось в голове Юрия Петровича, и он создал «Таганку».
Уже позже, в начале 60-х, мы с Юрочкой параллельно на четвертом курсе родного училища ставили два дипломных спектакля. Он – «Доброго человек из Сезуана», ставшего фундаментом будущей «Таганки», а я – довольно популярный в педагогических кругах того времени водевиль «Беда от нежного сердца». Поэтому мой вклад в труппу «Таганки» – это мои студенты Аллочка Демидова, Алексей Граббе, Татьяна Сидоренко, Виталий Шаповалов и др.

Какое несчастье, что мы редко общались. Хотя чем реже, тем всегда радостней и искренней встреча. Мы обнимались и даже всегда умудрялись выпить по рюмочке-другой, воспользовавшись случайно задержавшейся Каталин.

В наш век подозрительных святынь и безудержного бахвальства только подлинные документы (и то – уже не всегда) могут подтвердить факты сосуществования «человеков». Прилагаю фото, на котором Юрий Любимов поздравляет Театр сатиры с 70-летием, и письмо, адресованное уже лично мне.
 
…Пройтись вместе мы уже, увы, не успели. Может быть, там, в театре теней мы встретимся с Юрочкой, что-нибудь выпьем, если там разливают, и он что-нибудь для меня поставит. Очевидно, нетленное.
 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
  • Президент РФ поручил подготовить закон «О культуре»

    В воскресенье, 4 февраля, на сайте президента РФ был опубликован утвержденный перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству, которое состоялось 21 декабря 2017 года. Согласно документу, администрации президента РФ поручено к 15 марта 2018 года «совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству: разработать и представить концепции проектов федеральных законов «О культуре» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О культуре». ...
Читайте также


Читайте также

  • Дарья Юргенс: «Актерская профессия – жестокая»

    В Молодежный театр на Фонтанке многие ходят специально «на Юргенс» – актрису, к которой широкая популярность пришла благодаря ролям Даши-Мерилин в фильме «Брат»-2 и офицера спецназа Маргариты Кошкиной в сериале «Морские дьяволы». ...
  • «Сталин до сих пор тиранит всех нас»

    Режиссер Александр Огарев рассказал «Театралу» о том, почему сегодня его волнует тема «Человек и социум» и как готовятся в «Школе драматического искусства» к V ежегодному фестивалю «Три ступени лаборатории», который пройдет с 26 февраля по 4 марта. ...
  • «Меня всегда интересовала природа бунтарства»

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов рассказал «Театралу» о своей новой работе. Режиссер приступил к постановке спектакля «Тиль» по пьесе Григория Горина. - Сергей Анатольевич, премьера, надо полагать, состоится не скоро?  - Мы недавно только приступили. ...
  • Марк Варшавер: «Год пройдет под знаком юбилеев»

    2017 год был для «Ленкома» праздничным. В январе театр отметил собственное 90-летие. На фоне этого с успехом прошла долгожданная премьера Марка Захарова «День опричника» (по произведениям Владимира Сорокина). Но главное, что не первое десятилетие подряд «Ленком» остается одним из самых любимых и самых аншлаговых театров Москвы. ...
Читайте также