У века венчанный

Колонка Александра Ширвиндта в «Театрале»

 
Жизнь постоянно дарит нам несовместимые совпадения. Столетие великого октября неожиданно приурочилось к столетию Юрия Любимова. Что клеймить и про что ликовать? Где должны находиться «площадки» для празднования этих дат? Не знаю, какую степень ажиотажа позволят себе соотечественники в преддверии Октябрьских событий (кусочек революционной брусчатки для страховки оставили около метро «Баррикадная» после тротуарной реанимации столицы), а с Любимовым получилось просто шикарно.
 

Музею Москвы переданы сегодня ампирные «Провиантские склады», что на Зубовском бульваре. В начале 30-х годов прошлого столетия эти склады были переданы 147 автобазе спецмашин. Бетонные пандусы, по которым въезжали «членовозки», вмонтированы сегодня в музейное пространство. Там в конце августа и открылась выставка, посвященная столетию Юрия Любимова. Выставка замечательная – мощная, очень любимовская и очень объемная. Но… Как, наверное, смеется оттуда Юрий Петрович, наблюдая, как посетители пробиваются к экспозиции маршрутами «Чаек» и «ЗИС»ов Берии, Маленкова, Андропова и т.д.

У биографов великих ушедших вечная разноголосица.
Боже мой! Сколько версий, досужих домыслов и пикантных сплетен о том, как из радужного комсомольского вождя, пронизанного советским патриотизмом кубанских казаков, возник Юрий Любимов. У меня своя версия, даже не версия, а позиция, и я с нее не слезу.


К этой любимовской метаморфозе я приложил руку в прямом и переносном смысле. В 1954 году мы, студенты третьего курса Театрального училища имени Щукина, регулярно призывались в различные массовки родного Вахтанговского театра. Небольшая группа студентов мужского пола, прилично владеющая шпагой, оказалась под знаменами Евгения Рубеновича Симонова, который в то время ставил спектакль «Два веронца». Мы играли банду лесных бандитов, которые подкарауливали главного романтического героя и под покровом ночи нападали на него со шпагами. Бой был неравный, ибо молодых бандитов было человек пять, а герой был один – Юрочка Любимов, но.. Великий Аркадий Немировский, по меткому определению Рубена Николаевича Симонова – «лучший фехтовальщик среди актеров и лучший актер среди фехтовальщиков», а по совместительству профессор кафедры сцендвижения Щуки – так умело и лихо поставил этот неравный бой, что за пять минут Юрий Петрович раскидывал нас по кустам и победоносно двигался через лес к любимой.

Так вот однажды, на каком-то рядовом спектакле, где-то через год после премьеры, Юрий Петрович перепутал поставленную защиту, и я, привычно ожидавший прикрытого шпагой тела героя, врезал Юрию Петровичу по голове. До крови.


К чести Любимова, он мужественно доиграл сцену на глазах ошеломленной публики, не ожидавшей такого кровавого натурализма в степенном советском театре. Медпомощь ему оказывали уже за кулисами и даже зашивали рану при помощи приехавшей скорой помощи.

Так вот, я убежден, что именно от моего умелого удара что-то сдвинулось в голове Юрия Петровича, и он создал «Таганку».
Уже позже, в начале 60-х, мы с Юрочкой параллельно на четвертом курсе родного училища ставили два дипломных спектакля. Он – «Доброго человек из Сезуана», ставшего фундаментом будущей «Таганки», а я – довольно популярный в педагогических кругах того времени водевиль «Беда от нежного сердца». Поэтому мой вклад в труппу «Таганки» – это мои студенты Аллочка Демидова, Алексей Граббе, Татьяна Сидоренко, Виталий Шаповалов и др.

Какое несчастье, что мы редко общались. Хотя чем реже, тем всегда радостней и искренней встреча. Мы обнимались и даже всегда умудрялись выпить по рюмочке-другой, воспользовавшись случайно задержавшейся Каталин.

В наш век подозрительных святынь и безудержного бахвальства только подлинные документы (и то – уже не всегда) могут подтвердить факты сосуществования «человеков». Прилагаю фото, на котором Юрий Любимов поздравляет Театр сатиры с 70-летием, и письмо, адресованное уже лично мне.
 
…Пройтись вместе мы уже, увы, не успели. Может быть, там, в театре теней мы встретимся с Юрочкой, что-нибудь выпьем, если там разливают, и он что-нибудь для меня поставит. Очевидно, нетленное.
 
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также