У века венчанный

Колонка Александра Ширвиндта в «Театрале»

 
Жизнь постоянно дарит нам несовместимые совпадения. Столетие великого октября неожиданно приурочилось к столетию Юрия Любимова. Что клеймить и про что ликовать? Где должны находиться «площадки» для празднования этих дат? Не знаю, какую степень ажиотажа позволят себе соотечественники в преддверии Октябрьских событий (кусочек революционной брусчатки для страховки оставили около метро «Баррикадная» после тротуарной реанимации столицы), а с Любимовым получилось просто шикарно.
 

Музею Москвы переданы сегодня ампирные «Провиантские склады», что на Зубовском бульваре. В начале 30-х годов прошлого столетия эти склады были переданы 147 автобазе спецмашин. Бетонные пандусы, по которым въезжали «членовозки», вмонтированы сегодня в музейное пространство. Там в конце августа и открылась выставка, посвященная столетию Юрия Любимова. Выставка замечательная – мощная, очень любимовская и очень объемная. Но… Как, наверное, смеется оттуда Юрий Петрович, наблюдая, как посетители пробиваются к экспозиции маршрутами «Чаек» и «ЗИС»ов Берии, Маленкова, Андропова и т.д.

У биографов великих ушедших вечная разноголосица.
Боже мой! Сколько версий, досужих домыслов и пикантных сплетен о том, как из радужного комсомольского вождя, пронизанного советским патриотизмом кубанских казаков, возник Юрий Любимов. У меня своя версия, даже не версия, а позиция, и я с нее не слезу.


К этой любимовской метаморфозе я приложил руку в прямом и переносном смысле. В 1954 году мы, студенты третьего курса Театрального училища имени Щукина, регулярно призывались в различные массовки родного Вахтанговского театра. Небольшая группа студентов мужского пола, прилично владеющая шпагой, оказалась под знаменами Евгения Рубеновича Симонова, который в то время ставил спектакль «Два веронца». Мы играли банду лесных бандитов, которые подкарауливали главного романтического героя и под покровом ночи нападали на него со шпагами. Бой был неравный, ибо молодых бандитов было человек пять, а герой был один – Юрочка Любимов, но.. Великий Аркадий Немировский, по меткому определению Рубена Николаевича Симонова – «лучший фехтовальщик среди актеров и лучший актер среди фехтовальщиков», а по совместительству профессор кафедры сцендвижения Щуки – так умело и лихо поставил этот неравный бой, что за пять минут Юрий Петрович раскидывал нас по кустам и победоносно двигался через лес к любимой.

Так вот однажды, на каком-то рядовом спектакле, где-то через год после премьеры, Юрий Петрович перепутал поставленную защиту, и я, привычно ожидавший прикрытого шпагой тела героя, врезал Юрию Петровичу по голове. До крови.


К чести Любимова, он мужественно доиграл сцену на глазах ошеломленной публики, не ожидавшей такого кровавого натурализма в степенном советском театре. Медпомощь ему оказывали уже за кулисами и даже зашивали рану при помощи приехавшей скорой помощи.

Так вот, я убежден, что именно от моего умелого удара что-то сдвинулось в голове Юрия Петровича, и он создал «Таганку».
Уже позже, в начале 60-х, мы с Юрочкой параллельно на четвертом курсе родного училища ставили два дипломных спектакля. Он – «Доброго человек из Сезуана», ставшего фундаментом будущей «Таганки», а я – довольно популярный в педагогических кругах того времени водевиль «Беда от нежного сердца». Поэтому мой вклад в труппу «Таганки» – это мои студенты Аллочка Демидова, Алексей Граббе, Татьяна Сидоренко, Виталий Шаповалов и др.

Какое несчастье, что мы редко общались. Хотя чем реже, тем всегда радостней и искренней встреча. Мы обнимались и даже всегда умудрялись выпить по рюмочке-другой, воспользовавшись случайно задержавшейся Каталин.

В наш век подозрительных святынь и безудержного бахвальства только подлинные документы (и то – уже не всегда) могут подтвердить факты сосуществования «человеков». Прилагаю фото, на котором Юрий Любимов поздравляет Театр сатиры с 70-летием, и письмо, адресованное уже лично мне.
 
…Пройтись вместе мы уже, увы, не успели. Может быть, там, в театре теней мы встретимся с Юрочкой, что-нибудь выпьем, если там разливают, и он что-нибудь для меня поставит. Очевидно, нетленное.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
  • Юрий Бутусов: «Мы теряем человека»

    На минувшей неделе в Лондоне с успехом прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. В крупнейшем театральном центре не только английской столицы, но и Европы, пушкинцы показали несколько своих лучших работ. ...
  • Александр Домогаров: «Быть артистом – это больно»

    В конце января театральное агентство «Арт-Партнер XXI» Леонида Робермана представило публике премьеру  –театральную рапсодию «Генри и Эллен» по пьесе современного драматурга Дона Нигро. Одну из главных ролей в спектакле исполняет Александр ДОМОГАРОВ. ...
Читайте также