«Нас пытаются вытолкнуть на рынок…»

 
Уральский форум СТД, который проходит в эти дни (25-29 сентября) в Челябинске, стал для руководителей театров, безусловно, главным событием начала сезона, поскольку российский театр в опасности (эта мысль звучала рефреном во вступительном докладе Александра Калягина).
 
Впрочем, не только доклад, но и дискуссии, проходящие в рамках круглых столов, свидетельствуют о том, что театральное сообщество всерьез обеспокоено целым рядом законодательных нововведений, которые, если не воспрепятствовать им, со временем заставят забыть о театре в том виде, в котором он должен существовать, оттеснят его на территорию рынка, где совершенно другие «правила игры» (в прямом и переносном смысле).
 
Ежегодно место проведения форума СТД меняется, но на сей раз, несмотря на Уральскую дислокацию, он стал по сути общероссийским. Посовещаться, выработать стратегию дальнейших действий приехали не только руководители региональных театров, но и столь видные театральные деятели, как Владимир Урин, Михаил Швыдкой, Кирилл Крок, профессора Дмитрий Трубочкин, Лев Сундстрем (РГИСИ), Валентина Музычук (Институт экономики РАН) и др.
 
Главная причина обеспокоенности – настойчивое стремление Минфина оптимизировать расходы на театр, перевести его в коммерческую плоскость, отсюда и растущие в геометрической прогрессии новые требования к оценке качества предоставляемых услуг, и, конечно, законопроект о соцзаказе, в котором театр попадает в тот же ряд, что и парк аттракционов, клубы досуга и т.д. (то есть теряет свое духовное предназначение).
 
– Кажется, что такой столь изощренный метод уничтожения не только культуры, но и образования, медицины, а значит и всей страны, могут придумать только наши внешние враги, но нет, это сочинили наши соотечественники, - сказал во вступительном докладе Александр Калягин (подробнее см: «Больше медлить нельзя»). – Я бесконечно говорю о том, что нельзя потребность в приобщении к культуре, как потребность в образовании, научной деятельности нельзя называть услугой. Это и является главным пунктом непримиримых разногласий культуры и финансово-экономического блока. Культура – не сфера услуг. Более того, культура – не часть «социальной сферы».
 
Тревога Александра Александровича ясна. История культуры знает множество досадных примеров, когда слишком рациональное отношение (та самая пресловутая оптимизация) не приводила к добру.
 
Валентина Музычук привела такой пример:
 
– Мне хочется вспомнить отрывок из классического труда Баумоля и Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». С этой книги началась экономика культуры. Есть там и документ, демонстрирующий, насколько опасен механистический подход к культуре. Я зачитаю отчет специалиста организации труда, который послушал выступление Симфонического оркестра в Лондоне. И написал свои рекомендации: «В течение значительного периода времени четырем исполнителям на гобоях было нечего делать. Их количество следует сократить, а работу распределить равномерно в течение всего концерта. (Смех в зале.) Таким образом устранить пики активности. Все 12 скрипачей играли одинаковые ноты. Нет необходимости дублирования. Штат этого отделения следует резко сократить. Если потребуется больший объем звучания, то его можно добиться средствами электронной аппаратуры. Кажется, что существует слишком много повторов некоторых музыкальных пассажей. Нет никакой необходимости в воспроизведении трубами такого пассажа, который только что был исполнен скрипками. (Смех, аплодисменты.) Если везде повторяющиеся пассажи будут убраны, то общее время концерта может быть снижено с двух часов до двадцати минут. Внимание к инструментам – еще один вопрос, в отношении которого должно быть произведено дополнительное расследование. Потому что, как следует из программы, инструмент ведущего скрипача насчитывает уже несколько сотен лет. Если естественный срок эксплуатации этого инструмента истек, следует задуматься о покупке более современного оборудования».
 
Михаил Швыдкой прокомментировал:
– С этим номером можно выступать на эстраде. Без хлеба точно не останешься…
– Я уже сорвала аплодисменты на парламентских слушаниях, – подтвердила Валентина Юрьевна. – И как вы думаете, кто были те два человека, которые сидели и даже не улыбнулись? Представители Министерства финансов.
 
Чего все-таки добивается Минфин?
Александр Калягин так в двух словах описал ситуацию:
– Что предлагается? Оказывать государственные и муниципальные услуги на конкурсной основе. И для этого органы власти формируют государственный (муниципальный) социальный заказ. Объем этого заказа определяется потребностями граждан и наличием средств в бюджете. Все очень просто. Предположим, экономические реформаторы решат, что потребности в театре у каждого гражданина нашей страны – это два или три спектакля в год. На это есть деньги в бюджете и все – социальный заказ легко просчитан. Но это только начало, дальше вообще начинается фантасмагория.  Сформировав социальный заказ, наши великие реформаторы объявляют конкурс, в результате которого отбираются исполнители этого заказа, и это может быть кто угодно. Видимо, критерий в отборе будет один – кто меньше попросит денег, а художественный уровень предлагаемых услуг, вряд ли кого-то будет волновать.
 
В последнее время «Театрал» писал об этом не раз. По итогам форума будет сформулирован некий обобщающий, своего рода резолюция, и направлен председателю Правительства, в Минфин, а также другие инстанции. Театральные деятели намерены «отстоять театр», избавив его от власти нового закона.
 
– Я был участником заседания общественной палаты, на котором Эльвира Набиуллина, тогда еще министр экономического развития, представляла стратегию социально-экономического развития до 2020 года, – сказал зам. председателя СТД Геннадий Смирнов. – И она произнесла такую фразу: «Мы не добьемся никакого социально-экономического развития, даже при всех конкурентных преимуществах, которыми обладаем, если не обеспечим главного – совершенствования человеческого капитала». Но вслед за этим, увы, ничего не последовало. Наоборот, все, что принималось по инициативе экономических ведомств, демонстрировало то, что у нас продолжается формирование бюджетного сектора экономики с тем, чтобы бюджетный сектор выдвинуть на рынок. У меня ощущение, что экономисты порой забывают важный термин из экономической теории – так называемый «провал рынка», когда классические категории (спрос, предложение, цена) не могут быть отрегулированы в принципе. И поэтому в этих обстоятельствах роль государства становится особенно важно. А культура как раз и относится к той сфере, для которой характерен «провал рынка». Она априори не может измеряться рыночными мерками. Есть фонарь – он светит. А сколько человек под ним пройдет, значения не имеет. То же самое и с культурой. Это сфера духовности, а нас все время пытаются вытолкнуть к рынку и думают, что рынок всё отрегулирует.
 
О своеобразии рыночных рычагов на форуме говорится часто. Причем связано это не только с законопроектом Минфина, но и с относительно недавними нововведениями правительства.
 
– Бердяев писал: государство существует не для того, чтобы на Земле был рай. Государство существует для того, чтобы не было ада, – дополняет Михаил Швыдкой. – Условия нашей жизни теперь таковы, что каждому театру придется набрать специально обученных людей, которые должны в этом разбираться. Но все же, почему мы выступаем против законопроекта Минфина? Потому что социальная сфера и культура – вещи совершенно разной природы и даже в Советском Союзе четко разделялись по всему законодательству. Теперь, если на театральное поле допустят НКО, то это означает, что значительно возрастет число охотников за бюджетными деньгами. А для стационарных театров это отразится и на фонде зарплаты, и на объеме периодически выделяемых постановочных денег, и на общем финансировании. Серьезная опасность. Я не говорю уже о том, с каким трудом удалось пробить программу поддержки театров малых городов (для них это ощутимые деньги), но законопроект Минфина может и это перечеркнуть. Чтобы быть сильными, театром надо иметь внятную законодательную базу, которая позволит спокойно заниматься творчеством.
 
О других темах, прозвучавших на форуме, читайте на сайте в ближайшее время.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Сатирикон» ответит Минкульту

    Театр «Сатирикон» подготовит правовой комментарий в ответ на заявление министра культуры Владимира Мединского о финансовых недостатках в деятельности театра. Об этом «Театралу» сообщил директор театра Анатолий Полянкин. ...
  • «Союзмультфильм» надеется уладить конфликт с Эдуардом Успенским

    Съемки продолжения мультсериала «Простоквашино» не нарушают авторские права Эдуарда Успенского. Об этом в воскресенье, 19 ноября, сообщили в пресс-службе киностудии. «В ноябре 2016 года, перед началом работы над проектом «Новое Простоквашино» ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» (далее - Киностудия) получило согласие у Э. ...
  • «Как беспардонно склоняют на все лады его имя…»

    Получилось, может длинно и даже пафосно, чего я не люблю и боюсь. Но мне хотелось, чтобы кто-то почувствовал то, что чувствую я, когда вижу, слышу, читаю… Как беспардонно склоняют на все лады имя Кости Райкина, оскорбляя его, ставя под сомнение его искренность и личную человеческую, актерскую драму, разворачивающуюся сейчас на наших глазах. ...
  • Дмитрий Богачев покинул Stage Entertainment

    Продюсер Дмитрий Богачев покидает пост гендиректора Stage Entertainment Russia — дочерней компании крупного голландского холдинга, пришедшего в Россию 13 лет назад.   Дмитрий Альбертович объяснил это решение разногласиями с головным руководством международной компании: «Мои новые творческие идеи и инициативы перестали вписываться в консервативную стратегию их корпоративного управления», – сказал он в заявлении ТАСС. ...
Читайте также