«Нас пытаются вытолкнуть на рынок…»

 
Уральский форум СТД, который проходит в эти дни (25-29 сентября) в Челябинске, стал для руководителей театров, безусловно, главным событием начала сезона, поскольку российский театр в опасности (эта мысль звучала рефреном во вступительном докладе Александра Калягина).
 
Впрочем, не только доклад, но и дискуссии, проходящие в рамках круглых столов, свидетельствуют о том, что театральное сообщество всерьез обеспокоено целым рядом законодательных нововведений, которые, если не воспрепятствовать им, со временем заставят забыть о театре в том виде, в котором он должен существовать, оттеснят его на территорию рынка, где совершенно другие «правила игры» (в прямом и переносном смысле).
 
Ежегодно место проведения форума СТД меняется, но на сей раз, несмотря на Уральскую дислокацию, он стал по сути общероссийским. Посовещаться, выработать стратегию дальнейших действий приехали не только руководители региональных театров, но и столь видные театральные деятели, как Владимир Урин, Михаил Швыдкой, Кирилл Крок, профессора Дмитрий Трубочкин, Лев Сундстрем (РГИСИ), Валентина Музычук (Институт экономики РАН) и др.
 
Главная причина обеспокоенности – настойчивое стремление Минфина оптимизировать расходы на театр, перевести его в коммерческую плоскость, отсюда и растущие в геометрической прогрессии новые требования к оценке качества предоставляемых услуг, и, конечно, законопроект о соцзаказе, в котором театр попадает в тот же ряд, что и парк аттракционов, клубы досуга и т.д. (то есть теряет свое духовное предназначение).
 
– Кажется, что такой столь изощренный метод уничтожения не только культуры, но и образования, медицины, а значит и всей страны, могут придумать только наши внешние враги, но нет, это сочинили наши соотечественники, - сказал во вступительном докладе Александр Калягин (подробнее см: «Больше медлить нельзя»). – Я бесконечно говорю о том, что нельзя потребность в приобщении к культуре, как потребность в образовании, научной деятельности нельзя называть услугой. Это и является главным пунктом непримиримых разногласий культуры и финансово-экономического блока. Культура – не сфера услуг. Более того, культура – не часть «социальной сферы».
 
Тревога Александра Александровича ясна. История культуры знает множество досадных примеров, когда слишком рациональное отношение (та самая пресловутая оптимизация) не приводила к добру.
 
Валентина Музычук привела такой пример:
 
– Мне хочется вспомнить отрывок из классического труда Баумоля и Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». С этой книги началась экономика культуры. Есть там и документ, демонстрирующий, насколько опасен механистический подход к культуре. Я зачитаю отчет специалиста организации труда, который послушал выступление Симфонического оркестра в Лондоне. И написал свои рекомендации: «В течение значительного периода времени четырем исполнителям на гобоях было нечего делать. Их количество следует сократить, а работу распределить равномерно в течение всего концерта. (Смех в зале.) Таким образом устранить пики активности. Все 12 скрипачей играли одинаковые ноты. Нет необходимости дублирования. Штат этого отделения следует резко сократить. Если потребуется больший объем звучания, то его можно добиться средствами электронной аппаратуры. Кажется, что существует слишком много повторов некоторых музыкальных пассажей. Нет никакой необходимости в воспроизведении трубами такого пассажа, который только что был исполнен скрипками. (Смех, аплодисменты.) Если везде повторяющиеся пассажи будут убраны, то общее время концерта может быть снижено с двух часов до двадцати минут. Внимание к инструментам – еще один вопрос, в отношении которого должно быть произведено дополнительное расследование. Потому что, как следует из программы, инструмент ведущего скрипача насчитывает уже несколько сотен лет. Если естественный срок эксплуатации этого инструмента истек, следует задуматься о покупке более современного оборудования».
 
Михаил Швыдкой прокомментировал:
– С этим номером можно выступать на эстраде. Без хлеба точно не останешься…
– Я уже сорвала аплодисменты на парламентских слушаниях, – подтвердила Валентина Юрьевна. – И как вы думаете, кто были те два человека, которые сидели и даже не улыбнулись? Представители Министерства финансов.
 
Чего все-таки добивается Минфин?
Александр Калягин так в двух словах описал ситуацию:
– Что предлагается? Оказывать государственные и муниципальные услуги на конкурсной основе. И для этого органы власти формируют государственный (муниципальный) социальный заказ. Объем этого заказа определяется потребностями граждан и наличием средств в бюджете. Все очень просто. Предположим, экономические реформаторы решат, что потребности в театре у каждого гражданина нашей страны – это два или три спектакля в год. На это есть деньги в бюджете и все – социальный заказ легко просчитан. Но это только начало, дальше вообще начинается фантасмагория.  Сформировав социальный заказ, наши великие реформаторы объявляют конкурс, в результате которого отбираются исполнители этого заказа, и это может быть кто угодно. Видимо, критерий в отборе будет один – кто меньше попросит денег, а художественный уровень предлагаемых услуг, вряд ли кого-то будет волновать.
 
В последнее время «Театрал» писал об этом не раз. По итогам форума будет сформулирован некий обобщающий, своего рода резолюция, и направлен председателю Правительства, в Минфин, а также другие инстанции. Театральные деятели намерены «отстоять театр», избавив его от власти нового закона.
 
– Я был участником заседания общественной палаты, на котором Эльвира Набиуллина, тогда еще министр экономического развития, представляла стратегию социально-экономического развития до 2020 года, – сказал зам. председателя СТД Геннадий Смирнов. – И она произнесла такую фразу: «Мы не добьемся никакого социально-экономического развития, даже при всех конкурентных преимуществах, которыми обладаем, если не обеспечим главного – совершенствования человеческого капитала». Но вслед за этим, увы, ничего не последовало. Наоборот, все, что принималось по инициативе экономических ведомств, демонстрировало то, что у нас продолжается формирование бюджетного сектора экономики с тем, чтобы бюджетный сектор выдвинуть на рынок. У меня ощущение, что экономисты порой забывают важный термин из экономической теории – так называемый «провал рынка», когда классические категории (спрос, предложение, цена) не могут быть отрегулированы в принципе. И поэтому в этих обстоятельствах роль государства становится особенно важно. А культура как раз и относится к той сфере, для которой характерен «провал рынка». Она априори не может измеряться рыночными мерками. Есть фонарь – он светит. А сколько человек под ним пройдет, значения не имеет. То же самое и с культурой. Это сфера духовности, а нас все время пытаются вытолкнуть к рынку и думают, что рынок всё отрегулирует.
 
О своеобразии рыночных рычагов на форуме говорится часто. Причем связано это не только с законопроектом Минфина, но и с относительно недавними нововведениями правительства.
 
– Бердяев писал: государство существует не для того, чтобы на Земле был рай. Государство существует для того, чтобы не было ада, – дополняет Михаил Швыдкой. – Условия нашей жизни теперь таковы, что каждому театру придется набрать специально обученных людей, которые должны в этом разбираться. Но все же, почему мы выступаем против законопроекта Минфина? Потому что социальная сфера и культура – вещи совершенно разной природы и даже в Советском Союзе четко разделялись по всему законодательству. Теперь, если на театральное поле допустят НКО, то это означает, что значительно возрастет число охотников за бюджетными деньгами. А для стационарных театров это отразится и на фонде зарплаты, и на объеме периодически выделяемых постановочных денег, и на общем финансировании. Серьезная опасность. Я не говорю уже о том, с каким трудом удалось пробить программу поддержки театров малых городов (для них это ощутимые деньги), но законопроект Минфина может и это перечеркнуть. Чтобы быть сильными, театром надо иметь внятную законодательную базу, которая позволит спокойно заниматься творчеством.
 
О других темах, прозвучавших на форуме, читайте на сайте в ближайшее время.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
  • Президент РФ поручил подготовить закон «О культуре»

    В воскресенье, 4 февраля, на сайте президента РФ был опубликован утвержденный перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству, которое состоялось 21 декабря 2017 года. Согласно документу, администрации президента РФ поручено к 15 марта 2018 года «совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству: разработать и представить концепции проектов федеральных законов «О культуре» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О культуре». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Ленком» отмечает юбилей «Женитьбы Фигаро»

    В четверг, 22 февраля, в «Ленкоме» состоится показ «Женитьбы Фигаро» -одного из самых аншлаговых спектаклей Москвы, премьера которого состоялась ровно 25 лет назад. – «Женитьба Фигаро» вышла в 1993 году и у меня на протяжении многих лет спрашивали: «А разве время сейчас для такого спектакля?» – говорит Марк Захаров. ...
  • «Не могу объяснить это ничем, кроме жестокости»

    15 февраля экс-продюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский встретил в СИЗО свое 60-летие. Под стражей он будет находиться как минимум до 19 апреля. Остальные фигуранты судебного процесса (Кирилл Серебренников, Софья Апфельбаум и Юрий Итин) на тот же срок останутся под домашним арестом. ...
  • «Даже когда за ним пришли – он смеялся»

    15 февраля исполняется 60 лет Алексею Малобродскому. Однако праздник бывшему продюсеру «Седьмой студии» приходится встречать в СИЗО: несмотря на то, что расследование по уголовному делу завершилось 12 января, суд так и не смягчил меру пресечения ни одному из фигурантов. ...
  • «Лицедеи» могут оказаться на улице

    Легендарная труппа, созданная Вячеславом Полуниным в Ленинграде полвека назад, больше не может оплачивать аренду за свое помещение в здании торгового комплекса «Толстой-сквер». В верхних этажах этого здания самый большой в Европе театр клоунады работает с 2009 года. ...
Читайте также