«Нас пытаются вытолкнуть на рынок…»

 
Уральский форум СТД, который проходит в эти дни (25-29 сентября) в Челябинске, стал для руководителей театров, безусловно, главным событием начала сезона, поскольку российский театр в опасности (эта мысль звучала рефреном во вступительном докладе Александра Калягина).
 
Впрочем, не только доклад, но и дискуссии, проходящие в рамках круглых столов, свидетельствуют о том, что театральное сообщество всерьез обеспокоено целым рядом законодательных нововведений, которые, если не воспрепятствовать им, со временем заставят забыть о театре в том виде, в котором он должен существовать, оттеснят его на территорию рынка, где совершенно другие «правила игры» (в прямом и переносном смысле).
 
Ежегодно место проведения форума СТД меняется, но на сей раз, несмотря на Уральскую дислокацию, он стал по сути общероссийским. Посовещаться, выработать стратегию дальнейших действий приехали не только руководители региональных театров, но и столь видные театральные деятели, как Владимир Урин, Михаил Швыдкой, Кирилл Крок, профессора Дмитрий Трубочкин, Лев Сундстрем (РГИСИ), Валентина Музычук (Институт экономики РАН) и др.
 
Главная причина обеспокоенности – настойчивое стремление Минфина оптимизировать расходы на театр, перевести его в коммерческую плоскость, отсюда и растущие в геометрической прогрессии новые требования к оценке качества предоставляемых услуг, и, конечно, законопроект о соцзаказе, в котором театр попадает в тот же ряд, что и парк аттракционов, клубы досуга и т.д. (то есть теряет свое духовное предназначение).
 
– Кажется, что такой столь изощренный метод уничтожения не только культуры, но и образования, медицины, а значит и всей страны, могут придумать только наши внешние враги, но нет, это сочинили наши соотечественники, - сказал во вступительном докладе Александр Калягин (подробнее см: «Больше медлить нельзя»). – Я бесконечно говорю о том, что нельзя потребность в приобщении к культуре, как потребность в образовании, научной деятельности нельзя называть услугой. Это и является главным пунктом непримиримых разногласий культуры и финансово-экономического блока. Культура – не сфера услуг. Более того, культура – не часть «социальной сферы».
 
Тревога Александра Александровича ясна. История культуры знает множество досадных примеров, когда слишком рациональное отношение (та самая пресловутая оптимизация) не приводила к добру.
 
Валентина Музычук привела такой пример:
 
– Мне хочется вспомнить отрывок из классического труда Баумоля и Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». С этой книги началась экономика культуры. Есть там и документ, демонстрирующий, насколько опасен механистический подход к культуре. Я зачитаю отчет специалиста организации труда, который послушал выступление Симфонического оркестра в Лондоне. И написал свои рекомендации: «В течение значительного периода времени четырем исполнителям на гобоях было нечего делать. Их количество следует сократить, а работу распределить равномерно в течение всего концерта. (Смех в зале.) Таким образом устранить пики активности. Все 12 скрипачей играли одинаковые ноты. Нет необходимости дублирования. Штат этого отделения следует резко сократить. Если потребуется больший объем звучания, то его можно добиться средствами электронной аппаратуры. Кажется, что существует слишком много повторов некоторых музыкальных пассажей. Нет никакой необходимости в воспроизведении трубами такого пассажа, который только что был исполнен скрипками. (Смех, аплодисменты.) Если везде повторяющиеся пассажи будут убраны, то общее время концерта может быть снижено с двух часов до двадцати минут. Внимание к инструментам – еще один вопрос, в отношении которого должно быть произведено дополнительное расследование. Потому что, как следует из программы, инструмент ведущего скрипача насчитывает уже несколько сотен лет. Если естественный срок эксплуатации этого инструмента истек, следует задуматься о покупке более современного оборудования».
 
Михаил Швыдкой прокомментировал:
– С этим номером можно выступать на эстраде. Без хлеба точно не останешься…
– Я уже сорвала аплодисменты на парламентских слушаниях, – подтвердила Валентина Юрьевна. – И как вы думаете, кто были те два человека, которые сидели и даже не улыбнулись? Представители Министерства финансов.
 
Чего все-таки добивается Минфин?
Александр Калягин так в двух словах описал ситуацию:
– Что предлагается? Оказывать государственные и муниципальные услуги на конкурсной основе. И для этого органы власти формируют государственный (муниципальный) социальный заказ. Объем этого заказа определяется потребностями граждан и наличием средств в бюджете. Все очень просто. Предположим, экономические реформаторы решат, что потребности в театре у каждого гражданина нашей страны – это два или три спектакля в год. На это есть деньги в бюджете и все – социальный заказ легко просчитан. Но это только начало, дальше вообще начинается фантасмагория.  Сформировав социальный заказ, наши великие реформаторы объявляют конкурс, в результате которого отбираются исполнители этого заказа, и это может быть кто угодно. Видимо, критерий в отборе будет один – кто меньше попросит денег, а художественный уровень предлагаемых услуг, вряд ли кого-то будет волновать.
 
В последнее время «Театрал» писал об этом не раз. По итогам форума будет сформулирован некий обобщающий, своего рода резолюция, и направлен председателю Правительства, в Минфин, а также другие инстанции. Театральные деятели намерены «отстоять театр», избавив его от власти нового закона.
 
– Я был участником заседания общественной палаты, на котором Эльвира Набиуллина, тогда еще министр экономического развития, представляла стратегию социально-экономического развития до 2020 года, – сказал зам. председателя СТД Геннадий Смирнов. – И она произнесла такую фразу: «Мы не добьемся никакого социально-экономического развития, даже при всех конкурентных преимуществах, которыми обладаем, если не обеспечим главного – совершенствования человеческого капитала». Но вслед за этим, увы, ничего не последовало. Наоборот, все, что принималось по инициативе экономических ведомств, демонстрировало то, что у нас продолжается формирование бюджетного сектора экономики с тем, чтобы бюджетный сектор выдвинуть на рынок. У меня ощущение, что экономисты порой забывают важный термин из экономической теории – так называемый «провал рынка», когда классические категории (спрос, предложение, цена) не могут быть отрегулированы в принципе. И поэтому в этих обстоятельствах роль государства становится особенно важно. А культура как раз и относится к той сфере, для которой характерен «провал рынка». Она априори не может измеряться рыночными мерками. Есть фонарь – он светит. А сколько человек под ним пройдет, значения не имеет. То же самое и с культурой. Это сфера духовности, а нас все время пытаются вытолкнуть к рынку и думают, что рынок всё отрегулирует.
 
О своеобразии рыночных рычагов на форуме говорится часто. Причем связано это не только с законопроектом Минфина, но и с относительно недавними нововведениями правительства.
 
– Бердяев писал: государство существует не для того, чтобы на Земле был рай. Государство существует для того, чтобы не было ада, – дополняет Михаил Швыдкой. – Условия нашей жизни теперь таковы, что каждому театру придется набрать специально обученных людей, которые должны в этом разбираться. Но все же, почему мы выступаем против законопроекта Минфина? Потому что социальная сфера и культура – вещи совершенно разной природы и даже в Советском Союзе четко разделялись по всему законодательству. Теперь, если на театральное поле допустят НКО, то это означает, что значительно возрастет число охотников за бюджетными деньгами. А для стационарных театров это отразится и на фонде зарплаты, и на объеме периодически выделяемых постановочных денег, и на общем финансировании. Серьезная опасность. Я не говорю уже о том, с каким трудом удалось пробить программу поддержки театров малых городов (для них это ощутимые деньги), но законопроект Минфина может и это перечеркнуть. Чтобы быть сильными, театром надо иметь внятную законодательную базу, которая позволит спокойно заниматься творчеством.
 
О других темах, прозвучавших на форуме, читайте на сайте в ближайшее время.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Умер актер Театра Маяковского Игорь Охлупин

    Народного артиста РСФСР, ведущего актера театра имени Маяковского Игоря Охлупина не стало в субботу, 9 июня. Он скончался в московской больнице «после непродолжительной болезни на 80-м году жизни». Об этом сообщили в театре им. ...
  • По системе Маковецкого

    Педагог Сергея Маковецкого по Щукинскому театральному училищу Алла Казанская любила говорить, что бывают артисты, чей талант не укладывается ни в какую систему, не поддается характеристике и описанию. Он как ртуть – отзывчив к любым переменам. ...
  • Владимиру Зельдину открыли памятник

    В среду, 13 июня, на могиле актера Владимира Зельдина на Новодевичьем кладбище был открыт бронзовый памятник, где артист изображен в костюме Дон Кихота.   «Это был великий артист и великий человек. И нам, конечно, сейчас очень его не хватает», - цитирует Интерфакс слова главного режиссера Центрального академического театра российской армии Бориса Морозова. ...
  • Засада для художника

    На сайте Министерства культуры появился приказ, зарегистрированный в Минюсте 18 мая нынешнего года, согласно которому утверждаются «типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». ...
Читайте также


Читайте также

  • Яна Сексте: «Я сумасшедший болельщик»

    Футбольный матч между Россией и Египтом, состоявшийся во вторник, 19 июня, завершился победой российской сборной со счетом 3:1, что практически со стопроцентной вероятностью гарантировало России выход из группы (впервые в новейшей истории). ...
  • Игра на уничтожение

    Екатерина II, которую никто не считал выдающейся гуманисткой, тем не менее сформулировала универсальное правило правового государства: «лучше помиловать десять виновных, чем повесить одного невинного». Именно этой выстраданной максимой и стоит руководствоваться в деле обмена людей, оказавшихся заложниками межгосударственных конфликтов. ...
  • «Счет сообщали друг другу прямо на сцене»

    В Москве стартовал Чемпионат мира по футболу. В четверг город, наводненный болельщиками, праздновал церемонию открытия, а затем и победу российской сборной со счетом 5:0 в матче с Саудовской Аравией. Футбольный марафон  пройдет по нескольких российским городам: помимо Москвы это Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Калининград, Волгоград, Ростов-на-Дону и Саранск. ...
  • Минкульт отменил собственный приказ о нормах труда в театре

    Министр культуры Владимир Мединский отменил ранее утвержденные Минкультом типовые нормы по выполнению работ в театрах. Напомним, ранее ведомство опубликовало приказы «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств» и «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников организаций исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики». ...
Читайте также