«Вы наша королева»

Ирина Мирошниченко отметила юбилей в кругу друзей и коллег

 
Свой юбилей Ирина Мирошниченко отметила еще в июле, но поскольку Художественный театр был тогда в отпуске, праздник перенесли на начало сезона. В субботу, 23 сентября, в МХТ им. Чехова собрались друзья и коллеги актрисы. Звучали песни и дифирамбы. Причем не только от гостей, но и от самой хозяйки вечера.
 
Режиссер бенефиса Константин Богомолов, казалось, учел в сценарии многочисленные нюансы, которые так важны для актрисы. Никаких фонограмм и официозных речей. Всё искренне и живо – в лучших традициях этого театра.

– Вы царица, вы наша королева, – сказал Игорь Верник, ставший ведущим вечера. – Обживайте сцену, как хотите. Вот кресло, можете сидеть.
Ирина Петровна пошутила:
– Учитывая мою «цифру» я могу и лежать.
 
Зрители засмеялись, хотя было ясно, что во фразе про «цирфу» содержится только шутка и больше ничего. За все два с половиной часа, что длился вечер, актриса присела в кресло лишь пару раз: в первом случае – посмотреть выступление молодежи, а во втором – прочитать письмо Книппер-Чеховой к писателю.
 
Дело в том, что Чехов в творчестве Ирины Мирошниченко – фигура ключевая. На экране промелькнули фрагменты ролей из «Трех сестер» и «Чайки», «Иванова» и «Дяди Вани»… Игорь Верник сказал:

– Мне кажется, что через свои роли вы ведете с Чеховым незримый диалог.
– Это правда, – ответила Ирина Петровна. – Мне часто задают вопрос: что формирует человека? И я думаю, что меня во многом сформировали 8 ролей в произведениях Чехова. По два раза в неделю играть в спектаклях по его пьесам, дышать его воздухом, говорить его текстом, переживать его фантастические ощущения, страдания и чувствовать его мысли – для меня это огромный багаж. Я стала понимать Антона Павловича как человека. Поразительно!

Так случилось, что мой папа вернулся с фронта с болезнью под названием туберкулез. И все безумно боялись этой болезни. Мама говорила: «Ни в коем случае не бери его чашку, не бери его ложку, можешь заразиться». А я не понимала, что это такое. Но всегда, уходя на работу, он говорил: «Дочка, я, может быть, не вернусь». А я удивлялась: что за кощунство? Как это может быть, чтобы папа не вернулся с работы.

А теперь, когда я сыграла в пьесах Чехова, где он всегда пишет эту щемящую тоску, ощущение скоро пришедшей беды, я многое переоценила и поняла, что это значит – «не вернуться с работы»… Пройдут года, мы уйдем, нас, возможно, забудут, но Чехова будут играть, потому что он писал для людей и с ощущением жизни и понимания человека. Это так просто.
 
© Екатерина Цветкова


После того, как Ирина Мирошниченко зачитала письмо Книппер-Чеховой, в ложе появился Евгений Миронов в гриме писателя и прочитал ответное письмо – полное любви, нежности и глубоких чувств. В девяностые годы актер стал партнером Ирины Петровны в легендарной ефремовской «Чайке». И о Ефремове, разумеется, тоже зашла речь.
 
– Олег Николаевич ворвался в этот театр, в эту жизнь, – рассказала актриса. – Я была безмерно рада, хотя до этого успела уже поработать с Ливановым, со Станицыным, с Владимиром Богомоловым, но все понимали, что в театре надо что-то изменить. Фурцева предлагала одну кандидатуру, вторую… Потом вдруг возник Ефремов. Он вошел во МХАТ со своими идеями и свежим взглядом. Ему хотелось всё перевернуть, но сохранив при этом традицию. Он об этом все время говорил.

Но говорить одно, а действовать – другое. И вся команда, которая с ним работала (а я считаю себя прежде всего его актрисой) неоднократно в этом убеждалась. Было трудно, но интересно.

Начинаешь репетировать. Вот он сидит в партере. Смотришь – курит. Если сигарета внизу, нос книзу – не нравится. Это понятно. А когда совсем неудачно, взлетает на авансцену по лесенке, сметает всё и начинает показывать. А показывает гениально. И ты понимаешь, что сыграть так не сможешь никогда. Но это желание двигаться за ним куда-то ввысь, идти к совершенству, никого из нас не покидало. Он выдающийся человек. Выдающийся режиссер. Его невозможно забыть. Я ловлю себя на том, что сейчас на занятиях со студентами рассказываю и повторяю все то, чему он меня учил.
 
© Екатерина Цветкова



О Ефремове говорил и Роман Виктюк, который в 1982 году ставил с Ириной Мирошниченко спектакль «Татуированная роза» Уильямса:
 
– Ирочка репетировала безумно. Двигалась безумно. Шпагаты, кульбиты… Живая! Всё складывалось хорошо, но вдруг она получает травму спины, и больше не может ни-че-го. Я кричу: «Ложись в больницу!» Она легла. Я продолжаю репетировать какие-то сцены, тяну время, создавая вид, будто в репетиционном зале «что-то происходит». Но не тут-то было. Олег Николаевич под давлением худсовета собирает коллектив и задает вопрос: до каких пор не будет в театре Ирины Петровны?
Становится ясно, что театр не может так долго ждать актрису. И Ангелина Степанова, председатель худсовета, народная артистка СССР говорит: вот две артистки в коридоре ждут вызова на репетицию. Они могут играть.

А Ира тем временем едет за границу – в Венгрию на сложнейшую операцию. Я встал (рядом сидел Грибов и вообще замечательные люди этого театра) и очень тихо сказал, что МХАТ всегда был силен милосердием и любовью, что в этом театре был Бог и что так нельзя.

Ефремов выдержал паузу и завершил собранием. Все разошлись. Приезжаю домой, раздается звонок, в трубке – голос Ефремова: «Приди, надо поговорить». Я прибежал, сообщил ему номер венгерской больницы. При мне он позвонил. Говорил недолго. Повесил трубку – посмотрел на меня такими счастливыми глазами и сказал: «Ты ей друг. Я опозорился». Я ответил: «Теперь дайте мне слово, что до возвращения Иры я буду репетировать без нее». И он разрешил. Два года мы ее ждали. Наконец, она пришла и 27 лет играла в этом спектакле – до полной самоотдачи, искренне, как будто молилась богу.
 
Роман Виктюк бросил к ногам актрисы роскошный букет. И так в юбилейный вечер поступал не один он. Свой дифирамб Станислав Любшин тоже начал со столь эффектного жеста.
 
© Екатерина Цветкова



– Я ждал, когда ты станешь взрослой и вот я пришел тебя поздравить, – подчеркнул он. – Ты восхитительна, ты неподражаема. Когда я вижу тебя, со мной что-то страшное происходит. Она удивительный партнер (эта реплика направлена уже в зрительный зал. – В.Б.). Она откликается на все сложности, которые ее ждут от очень нервных и непредсказуемых артистов. Она жадная к работе. Она удивительный человек. Она предана друзьям. Она ко всем доброжелательна, доступна, помогает, сочувствует…

Но когда-то в нашей жизни произошел такой эпизод. Я был начинающим артистом, а Иру знала уже вся страна. И вот так случилось, что я пришел в «Мосфильм» на кинопробу. Меня загримировали. И в друг в широком зеркале я увидел, что рядом к чеховской роли готовится Ирина Мирошниченко. Она была необычайной красоты. Я замер. Я ее уже знал. Знал ее голос, видел фантастические работы. И у меня в кармане лежала ее фотография, купленная в газетном киоске. Раньше продавались такие открытки по 9 копеек: артисты были доступны народу. Наконец, я набрался смелости, подошел и попросил автограф. Она с удивлением на меня посмотрела: «А вы кто?» Я что-то невнятное промямлил, что, дескать, только начинаю еще. «Дайте фотографию». Я протянул. Долго и внимательно смотрела на свой портрет, потом на меня и, наконец, пишет: «Вы едете на ярмарку. Дай вам бог удачи».
 
У меня эта фотография до сих пор хранится. Единственная актерская фотография, на которой я попросил оставить автограф. Когда я с «Мосфильма» шел домой, то думал: на какую ярмарку я еду? Но потом, когда стал взрослым, понял: ярмарка – это наше театральное испытание. Что с нами случиться? Что нам бог даст? Поможет ли он нам?

Мы много играли вместе. Надеюсь, встретимся еще не раз. Вспоминаю фразу из пьесы Володина «Пять вечеров»: «Чем старше человек, тем оптимистичнее он смотрит на жизнь, ибо лучшее – всегда впереди».
 
© Екатерина Цветкова



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • В Москве откроют мемориальную доску Юрию Яковлеву

    В четверг, 25 апреля, в день рождения народного артиста СССР Юрия Яковлева, на стене дома, где он жил с 1980 года, состоится торжественное открытие мемориальной доски. Об этом «Театралу» сообщила пресс-атташе Театра им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Элина Быстрицкая: «Я понимала, что мое место на фронте – рядом с отцом»

    Элина Быстрицкая не только Народная артистка СССР, лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены», она ко всему же – участница Великой Отечественной войны.  В память об актрисе, скончавшейся утром 26 апреля, публикуем интервью из архива "Театрала". ...
  • «Мы много играли вместе...»

    Народная артистка СССР Элина Быстрицкая в пятницу, 26 апреля, скончалась на 92-м году жизни.  В последние несколько лет Элина Авраамовна не играла в спектаклях, но любовь друзей и коллег к ней не меркла. Василий Бочкарёв, актёр Малого театра:  – В 1962году Леонид Варпаховский ставил спектакль «Маскарад», в котором Элина Авраамовна играла баронессу Штраль. ...
  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
Читайте также