Девушка, которая поет

Дмитрий Крымов поставил «БеЗприданницу»

 
В «Школе драматического искусства» поставили спектакль по пьесе Островского. Роль Ларисы Огудаловой сыграла одна из самых многообещающих актрис сегодняшней сцены – Мария Смольникова. 
 
Какой актер не мечтает сыграть Гамлета. Какая актриса не грезит о роли Ларисы Огудаловой: юной, влюбленной, обманутой. О роли девушки, про которую говорят, что она - «эфир» и что в ней ничего нет «земного, этого житейского». О роли девушки, которая любит и гибнет. Первыми исполнительницами были царицы русской сцены – Гликерия Федотова в Малом театре и Мария Савина в Александринке. Надо сказать, что и там, и там пьеса прошла с конфузливым неуспехом. Про драматурга в рецензиях говорилось, что исписался. Актрис обвиняли в «рисовке и фальши». И вообще недоумевали: кому может быть интересна судьба обманутой ухажером глупенькой девушки?

Интерес к «Бесприданнице» оживился, когда на сцену Александринки в роли Ларисы вышла Вера Комиссаржевская. И в ее исполнении роль Ларисы прозвучала лирической исповедью женщины слома веков. Прекрасные старшие ее современницы играли свою мещанку из Бряхимова с точным чувством стиля и жанра. У Веры Федоровны Лариса – потеряла типажность, но именно в ней зрительницы александринского зала узнали себя. Как потом будут узнавать себя в Нине из «Чайки» или Норе из «Кукольного дома».

Именно Комиссаржевская заложила традицию прямой и острой связи классической пьесы с днем сегодняшним.
Нынешняя Лариса в постановке Дмитрия Крымова – эстрадная дива, чей главный хит: «Одна звезда на небе голубом».

Поет как исповедуется. Но прикид при этом – эстрадный: короткое блескучее платье, рыжий парик. 
«Моя дочь – звезда» - веско бросит Харита Огудалова-Сергей Мелконян зашедшему визитеру. Действительно, звезда. В рамках местного городка, сосредоточившегося вокруг пристани.

Речная пристань раскинулась на экране-заднике. Гуляют жирные чайки.  Вдалеке виден приближающийся пароход.
Дмитрий Крымов в своем спектакле материализует пейзажи Островского. Материализует не появляющихся, но упоминаемых в тексте несчастливых в браке сестер Ларисы. Они возникают сначала на экране, потом в дверном проеме под конвоем своих мужей (возможные варианты судьбы героини).

Именно они среди прочих действующих лиц садятся у экрана - немыми зрителями разыгрывающейся драмы.

История любви и гибели Ларисы тут переживается как еще одно телешоу из разряда «Пусть говорят». Она переживается окружающими с тем же накалом, что и чемпионат мира по хоккею. «Болельщики» почти не покидают трибун. «Пас» - «Передача» - «Гол!!!!!»

Лариса Островского мечтает сбежать куда-то в глушь, в деревню, подальше от жадного внимания сограждан. Лариса, какой ее играет Мария Смольникова отлично знает, что это невозможно. В нынешнем мире спрятаться негде. Везде чужие глаза, везде камеры понатыканы. Каждая эмоция будет подсмотрена объективом и выведена на экран. Слезы победителей, сжатые кулаки проигравших, раскрывающиеся рты поющих гимн, и долгий прыжок за мячом.

Собственно, ее объятья с Паратовым незадачливый жених Карандышев вместе с Кнуровым, Вожеватовым и прочими соглядатаями увидит именно на экране.

Как жить «за стеклом девушке», которую точнее всего описать словами поэта: «такой живой и настоящей», «ни в чем не знавшей меры», «изменчивой как дети в каждой мине и так недолго злой». Ровно этот стих Цветаевой Лариса прочтет незадолго до финального выстрела жениха…

Дмитрий Крымов часто пересказывает классику «своими словами» («Своими словами» - название одного из его самых ярких театральных проектов).  И здесь, пожалуй, лучшие минуты – когда Лариса говорит вне и поверх текста, но абсолютно в логике характера своей героини. Так, когда-то Алиса Коонен выпросила у Вишневского право написать письмо Комиссара своей подруге своими словами, как ей слышалось.

…. Лариса, которая объясняет жениху, что не умеет потрошить курицу, разделывать селедку, стелить кровать… Что забывает ключи в двери и не готова разжать губы при обязательном «горько».

… Лариса, которая на вопрос Паратова: как скоро его забыла, - долго молчит. А потом рассказывает-проживает как бежала за его поездом. Схватилась за поручни, руки примерзли… Как накладывали швы. Как прописывали сильнодействующие антидепрессанты. Как пропал голос, и теперь приходится петь под фонограмму. Рассказывает, как совершает каминг-аут.  После такой исповеди уже никакой мужчина не сможет остаться рядом: слишком велика и непоправима вина.

Объяснение Ларисы с Паратовым – кульминация спектакля. Дальше – идет доигрывание сюжета. С ходами и поворотами сюжета – часто остроумными и изобретательными, но необязательными.  Спектакль дышит неровно, как влюбленный, то задыхаясь от эмоций, то теряя энергию и смысл, а то обретая ту полноту чувств, когда «дышит почва и судьба». 
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
  • Вышел в свет апрельский «Театрал»!

    На страницах апрельского номера (см. подписка) вы прочтете: - как русские театры выживают в разгар пандемии в Италии, Франции и Германии: интервью с руководителями этих театров - почему Оскарас Коршуновас видит в Чехове современного автора; - какие общественные тенденции напоминают политологу Екатерине Шульман о театре абсурда; - о чем самом важном забыли авторы поправок в Конституцию: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; - как стать номинантом премии «Звезды Театрала», не допустив ошибок; - что помогает сохранять достоинтсво в условиях страха: беседа с художественным руководителем РАМТ Алексеем Бородиным; - какие семейные связи с Лениным обнаружил Александр Ширвиндт; - почему Евгения Симонова для Зои Кайдановской непререкаемый авторитет; - где поужинать истинному театралу; - зачем придуман Всемирный день театра: колонка Дмитрия Трубочкина; - что роднит Нонну Гришаеву с Людмилой Гурченко; - зачем Евгений Писарев, Вера Алентова и Виктория Исакова дают «Ложные признания»; - каким музеям карантин – не помеха; - где купить «Театрал»; - какие сюрпризы готовит для зрителей Театр Джигарханяна: интервью с директором; - где развеять скуку в апреле: репертуары и афиши Москвы и Санкт-Петербурга; - как выиграть билет в Московский ТЮЗ: конкурс от «Театрала». ...
Читайте также