Мольер не оскорбил ничьих чувств

В «Ленкоме» сыграли «Сны господина де Мольера» по пьесе Булгакова «Кабала святош»

 
Булгаковская «Кабала святош» сегодня звучит как никогда актуально. История запрещения мольеровского «Тартюфа», оскорбившего высшее духовенство в его лучших чувствах, и гонений слишком смелого и острого на язык комедианта удивительно рифмуется со злобой дня: скандалом вокруг фильма «Матильда», возбудившего православных экстремистов, и «театральным делом» Кирилла Серебренникова.
 
Не случайно прозорливый Марк Захаров выбрал именно эту пьесу из трех, предложенных ему режиссером Павлом Сафоновым, дебютирующим на сцене «Ленкома». Но тот не захотел использовать её мощный злободневный потенциал. В его постановке, как ни странно, никаких современных политических аллюзий нет. Напротив, она подчеркнуто отстраненна и гордо парит вне времени. Тут нет исторических отсылок ни к эпохе Короля-Солнца (никаких тебе, слава богу, париков и фижм), ни к советскому времени (параллели между Мольером и Булгаковым, Людовиком и Сталиным были столь очевидны, что пьеса была запрещена цензурой), ни к нынешним дням.
 
В декорациях Мариуса Яцковиса массивная, во всю сцену, бронзовая рама, как у старинных картин, соседствует с холодными стальными поверхностями, а стильные костюмы Евгении Панфиловой лишь легкими штрихами обозначают статус персонажей (узнаваемая шапочка-пирожок партийных бонз на Людовике, щегольская сутана архиепископа, венецианские маски членов тайного ордена). Сам Мольер в видавшем виды потертом пиджаке и грубых, тяжелых ботинках выглядит преемником предыдущей роли Игоря Миркурбанова – Венички Ерофеева из спектакля «Вальпургиева ночь», еще одного художника, отторгнутого государственной системой. 
 
Миркурбанов играет прежде всего Артиста с большой буквы, яростного холерика, одинаково страстного и на сцене, и в жизни. Он способен разнести весь театр из-за упавшей свечи – и тут вспоминаются рассказы очевидцев о страшных истериках Гончарова, бушевавшего из-за плохо направленного луча прожектора. И хочется сказать: «Верю». Люди искусства с веками мало меняются. Но если в спектаклях Константина Богомолова и Марка Захарова Миркурбанова сдерживала крепкая режиссерская рука, то здесь он дает волю своему темпераменту: кричит, рычит и «рвет на груди рубаху» к немалому удовольствию публики.
 
Но лучшими в спектакле становятся немногие тихие, интимные моменты, когда этот сильный, харизматичный лидер театра вдруг становится слабым, беззащитным в своих чувствах, раздавленным и вышибленным из седла – тогда в нем открывается трагическая природа преданного близкими короля Лира, а в глазах читается почти детское удивление перед несправедливостью мира: «За что вы меня бьете, я же вам ничего не сделал»? 
 
По контрасту с буйным протагонистом его оппоненты – блистательный Людовик Виктора Вержбицкого и вкрадчивый архиепископ Дмитрия Гизбрехта иезуитски сдержанны и спокойны. Они уверенны в своей силе и знают, что могут лишить зарвавшегося актера и работы, и жизни одним мановением пальца. Хороша тут и вся старая гвардия «Ленкома»: Иван Агапов в роли старого слуги Бутона, Павел Капитонов — летописец театра в Пале-Рояле, и Анна Большова, отважно играющая Мадлену Бежар, бывшую любовницу Мольера. Молодые артисты пока не столь убедительны и не дотягивают до уровня мастеров.
 
Но все это по большому счету не так важно по сравнению с главным просчетом постановки. Несмотря на очевидную актуальность темы, кажется, что этот спектакль поставлен лет 20 назад, когда в моде была многозначительная метафоричность – все эти маски, пластические композиции, пафосные жесты, туманная эстетика сновидений... Этот отвлеченный сценический язык создает впечатление, что действие происходит не в нашем мире, а в каком-то вымороченном театральном зазеркалье, не имеющем отношения к реальной жизни.
 
Когда в 1966 году Анатолий Эфрос выпускал на сцене «Ленкома» своего «Мольера», в его тихом, уставшем, отказавшемся от борьбы герое сквозил другой персонаж Булгакова – Мастер из знаменитого романа. Говоря о крестном пути Художника, режиссер вписывал туда и собственную непростую судьбу – словно предвидел грядущие невзгоды, травлю и изгнание из театра. И вместе со своим героем выбирал жертвенную, христианскую позицию непротивления.
 
О ком и о чем нынешний спектакль «Ленкома»? Об историческом Мольере? Нет. Об авторе пьесы? Тоже нет. Это даже не собирательный портрет современного режиссера, которого преследуют власти и церковь. У Сафонова и Миркурбанова получился образ слишком условный и обобщенный, чтобы внушить сочувствие. И слишком беззубый, чтобы вызвать злость и возмущение.      
 
Сам режиссер объясняет название спектакля так: «Наша действительность иногда и впрямь, как дурной сон. И хочется встряхнуть всех, чтобы проснулись, чтобы увидели, что нельзя убивать за веру, что нельзя предавать». Но вот именно что встряхнуть и не получается: публика выходит из зала вполне удовлетворенная приятным вечером и отправляется дальше смотреть свои сны возле экранов телевизоров, уверенная, что все случившееся её точно не касается.   
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Названа причина смерти Дмитрия Марьянова

    Скоропостижный уход из жизни Дмитрия Марьянова медэкспертиза связывает с оторвавшимся тромбом. Такие сведения появились на лентах информагентств в ночь на понедельник, 16 октября, через несколько часов после гибели актера. ...
  • Актер Дмитрий Марьянов скончался на 48-м году жизни

    Вечером в воскресенье, 15 октября, по дороге в лобненскую больницу, скончался актер Дмитрий Марьянов. По сведениям «Интерфакса», Дмитрий Юрьевич, почувствовал резкое недомогание. Его доставили в больницу города Лобня, однако медикам спасти жизнь артиста не удалось. ...
  • Александр Кибовский: «Время диктует новации в отношениях государства и театров»

    Власти Москвы обсудили с руководителями театров новую систему грантовой поддержки. В прошлом сезоне она работала в экспериментальном режиме, а с 1 января 2018 года окончательно войдет в действие. Проект прокомментировал «Театралу» руководитель Департамента культуры Москвы Александр КИБОВСКИЙ. ...
  • «Нам объявлена война»

    Басманный суд Москвы продлил арест фигурантам дела «Седьмой студии». До 19 января основатель студии, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева останутся под домашним арестом, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Современные драматурги готовы поразмышлять на эту тему»

    Спектакль «Восемь» по пьесе современного драматурга Владимира Зуева представляет к 100-летию Октябрьской революции Московский губернский театр. Над постановкой работала режиссер Анна Горушкина, премьера состоится 20 октября. ...
  • Вениамин Смехов поставил спектакль о революции

    Актер театра и кино Вениамин Смехов поставил спектакль по документальной пьесе «Прошу слова! Год 1917». Постановка приурочена к 100-летию Октябрьской революции и будет показана в Санкт-Петербурге на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича лишь дважды – 11 и 12 ноября. ...
  • Театр «МОСТ» начинает сезон с «Молитвы»

    «Поминальная молитва» Григория Горина станет первой премьерой нового сезона в театре «МОСТ». Спектакль выпускает Георгий Долмазян. По словам режиссера, для него это знаковая постановка, поскольку посвятить свою жизнь театру он решил именно благодаря тому, что побывал в 1993 году на знаменитом спектакле Марка Захарова в «Ленкоме». ...
  • Александр Морфов приступил к репетициям «Декамерона»

    Спектакль по произведению Бокаччо «Декамерон» пополнит репертуар театра Et Cetera уже в декабре. На днях режиссер Александр Морфов (на фото – слева) приступил к репетициям, а во вторник, 17 октября, он вместе со сценографом Александром Горенштейном представил руководству театра макет будущего спектакля. ...
Читайте также