В бой идут старики

Анатолий Васильев посвятил спектакль «Старик и море» Юрию Любимову

 
XIII Международный фестиваль имени Чехова завершил свой двухмесячный марафон. В этом пёстром театральном празднике, скрасившем москвичам хмурое лето, приняли участие такие мэтры как Робер Лепаж, Питер Брук, Филипп Жанти, Деклан Доннеллан и многие другие. Но театралы с замиранием сердца ждали финального аккорда программы –  мировой премьеры Анатолия Васильева «Старик и море», посвященной столетию Юрия Любимова.
 
И было от чего волноваться. Легендарный Анатолий Васильев – гуру и мэтр отечественной сцены – не ставил в России уже много лет, с тех пор как ушел из созданной им Школы драматического искусства, поссорившись с московскими властями, и уехал работать во Францию. Точно так же как другой великий мастер, Юрий Петрович Любимов, покинул свой родной Театр на Таганке после конфликта с артистами и остаток жизни провел «в изгнании».
 
Символично, что возвращение Васильева состоялось на той же сцене Театра имени Вахтангова, где Любимов выпустил свой последний спектакль – «Бесов» по Достоевскому. А «медиумами» между двумя режиссерами стали композитор Владимир Мартынов и Алла Демидова, одна из лучших актрис любимовской «Таганки», работавшая прежде и с Васильевым в спектакле «Дон Жуан, или Каменный гость» (см. интервью актрисы перед вручением ей премии «Звезда Театрала»).
 
Демидова выходит на сцену одна и почти весь спектакль не двигается с места: сидит за столиком и читает Хемингуэя, слегка интонируя по ролям, но не увлекаясь созданием полноценных образов. Главным героем тут становится текст – тягучий, монохромный и лишенный каких бы то ни было внешних подпорок и эффектов. Актриса вопреки современной практике работает без микрофона, надеясь только на свое мастерство, и зрителям, особенно на галёрке, приходится напряженно ловить каждое слово.
 

За её спиной – бирюзовая гладь, легкие занавеси вздуваются от дуновений ветра, поднимаются и опускаются. Оформление столь же аскетично и просто, как жизнь рыбаков – ничего лишнего, но ты явственно представляешь себе бесконечный морской простор, его глубокое, ровное дыхание. Лишь иногда, во сне старика, ему неожиданно является полумифический огнегривый лев в карнавальном костюме, а из моря поднимается силуэт огромной рыбы из свисающей на дугах ткани.

 
На этом фоне чтецкий столик Демидовой выглядит почти как маленькая лодка, затерявшаяся в морской дали. И актриса сражается с огромным неповоротливым текстом так же упорно и стойко, как старик со своим марлином. В герое Хемингуэя, опытном мастере, который знает свое дело и уверенно доводит его до конца, несмотря на смертельную усталость, отражаются все трое – и Демидова, и сам Васильев и, конечно, Юрий Любимов.
 
Перелом наступает во второй части, когда на старика с его драгоценной добычей нападают акулы. Демидова замирает на авансцене, решительно схватив гарпун, её отделяет от зрителей световой занавес – прием, когда-то использованный и Любимовым. А текст теперь звучит в записи, сопровождаемый трагической музыкой Мартынова. Звучит уже гулко, яростно, во всю мощь. Вместо кантилены первой части – короткие, рубленые фразы, отрывистая фразировка, знакомая зрителям по прежним спектаклям Васильева.  
  
В этой последней схватке старик ведет неравную борьбу – не с достойным и благородным противником, а со стаей хищников, которые подло набрасываются на одного. Как тут не вспомнить последний конфликт создателя Таганки со своими бывшими учениками и соратниками, из которого он вышел пораженным, но не сломленным, как и герой Хэма.

Впрочем, все эти биографические аллюзии зрители вольны достраивать самостоятельно – в спектакле их нет. Постановка очищена от всего сиюминутного, наносного – это чистейший  концентрат притчевой мудрости, достоинства и смирения перед жизнью, к которому приходят с возрастом только сильные духом. 

 
Перед началом действия Анатолий Васильев вышел к зрителям и попросил не воспринимать их работу как спектакль: «Скорее это акция памяти, наше подношение великому человеку». И еще режиссер признался, что очень устал – почти так же говорил старик после своей последней рыбалки, последней схватки с морем и судьбой. Его трофей, обглоданный  скелет огромной рыбины, теперь лежит на берегу на удивление туристам, не способным отличить марлина от акулы.

А что остается от титанической работы художника, режиссера? Ёе результат, спектакль, недолговечен и эфемерен, его нельзя зафиксировать, поймать и положить на полку трофеев. Он существует лишь здесь и сейчас, ровно столько, сколько длится действие – и никогда не будет оценен по достоинству теми, кто не пускался в это опасное плавание, а оставался на берегу.
 
Но радует, что «Старик и море» будет показан еще по крайней мере дважды – 30 сентября и 1 октября, ко дню рождения Юрия Петровича Любимова. И на этот раз будет сыгран с живым оркестром Татьяны Гринденко «Опус Пост» – так что музыка Владимира Мартынова тоже прозвучит в достойном её качестве. 


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Мама, эту книгу я посвящаю тебе!»

    Редакция журнала «Театрал» совместно с издательством Navona выпустила книгу «Мамы замечательных детей», главные герои которой, разумеется, мамы, воспитавшие знаменитых артистов, режиссеров, писателей, музыкантов. ...
  • Артисты с особенностями покажут свои работы в ЦИМе

    С 21 по 23 февраля инклюзивная студия «Круг» и Центр Мейерхольда проведут ежегодный международный смотр «Протеатр», в котором примут участие особенные артисты. Своей задачей организаторы считают популяризацию и исследование феномена театра, созданного силами людей с инвалидностью, и надеются привлечь внимание к их потребности в самореализации. ...
  • Губернский театр обратился к Чапеку

    На Малой сцене Губернского театра 4 и 5 марта покажут премьеру спектакля «Сердце матери» по пьесе «Мать» Карела Чапека. Над постановкой работает режиссер Анна Горушкина. В центре истории – судьба матери, которая теряет своих близких одного за другим. ...
  • Ленкомовский квартет готовит премьеру

    19 февраля театральный проект «Заячий стон» сыграет премьерный спектакль «Комедия о смысле жизни» на вновь открывшейся сцене Центрального Дома Актера на Арбате. Главные роли в музыкальной постановке, которая представляет собой смесь стендапа и театрального капустника, исполняют четыре актера театра «Ленком». ...
Читайте также