«Дядя Ваня» вернулся с победой

Театр Вахтангова завершил гастроли в США и Канаде очередным триумфом

 
В Москву, увлеченную большим футболом «малого чемпионата мира», вернулся из-за океана театральный десант вахтанговцев во главе с Римасом Туминасом. Кирилл Крок, директор театра, прилетел чуть раньше. На футбольном чемпионате наши игроки показали все что могли и остались за бортом большой игры даже не выйдя из группы. На театральной сцене мирового турне наши вахтанговцы показали далеко не всё, что могут, но вернулись домой с победой.
 
Америка и Канада в очередной раз со словами «браво» сняли шляпу перед талантом Римаса Туминаса и его команды. За последние годы это уже третья поездка вахтанговцев в самое логово «вероятного противника», от которого нам, если верить официальной пропаганде, ничего хорошего ждать не приходится. Их пропаганда тоже не жалеет красок для нас, убеждая своих сограждан, что мы не несем миру ничего доброго. Ровно наоборот – сплошные угрозы. И вот в таких «теплых и безоблачных» условиях полу-холодной войны Театр Вахтангова повез в Америку и Канаду самый русский спектакль самого русского писателя – «Дядю Ваню» Антона Чехова. Повез так же уверенно, как уже возил Пушкина с «Евгением Онегиным».

Несмотря на весь холод официальных отношений и шторм пропагандистских волн, театр не сомневался в успехе. В тревожных сомнениях были актеры и режиссер – все ли пройдет хорошо, не будет ли провокаций, не встретит ли их прохладный  прием. Актеры и режиссер, даже если они бесконечно гениальны, все равно не могут не слышать грохота волн, и не опасаться холода. Их творческие души на человеческий холод особо чувствительны. Но этих своих сомнений и тревог вахтанговцы никому не показали. Они полетели в Нью-Йорк и Торонто с открытой душой. И уже одним этим растопили любую прохладу, которая только могла возникнуть на их пути. Но даже прохлады не было. Их встретили как близких друзей. И как близких друзей провожали.
 

Римаса Туминаса и его вахтанговский ансамбль здесь полюбили всерьез и, похоже, надолго. Три года назад, летом 2014-го, в самый разгар политических заморозков, я поражался тому, с каким теплом принимали в Нью-Йорке «Евгения Онегина» – не жалея оваций, восторгов и просто добрых слов.


Четыре вечера подряд зал «Нью-Йорк Сити Центра» на две тысячи мест заполнялся до предела,  у входа стреляли лишний билет, а в финале артистов всякий раз не отпускали со сцены долгими аплодисментами. Так же горячо их принимали в Бостоне. Так же восторженно – в Торонто. 
 
Повторить такой успех казалось невозможным. Но в 2015-м году вахтанговцы повезли за океан спектакль «Улыбнись нам, господи», и снова – полное признание. Безграничный мир Туминаса, пронизывающий все его работы, здесь был прочувствован и понят, как могут быть понятны без слов лучи солнца, пронизывающие самые мрачные облака. И никто уже не думал о холоде, словесных штормах и политических заморозках. Люди разных стран, взглядов, политических и религиозных убеждений слышали друг друга в мире Туминаса, забывая на время об этой разности, и начинали понимать, как похожи мы все в нашем стремлении к любви, пониманию, мечте… Как одинаково беззащитны мы перед одиночеством, обидой, предательством и равнодушием…
 
Сейчас, уже во время нынешних гастролей, Римас Туминас на встрече с театральной общественностью в центральной публичной библиотеке Нью-Йорка неожиданно сказал присутствующим, что «все мы здесь по-своему «Дяди Вани». Я даже вздрогнул от этих слов и оглянулся. Никто в переполненном зале даже бровью не повел. Они еще не видели спектакля, (потому что встреча проходила накануне первого показа), но, слушая завороженно Туминаса, уже не готовы были ему возражать. И уже действительно чувствовали себя американскими, еврейскими, украинскими, русскими… дядями Ванями. Потому что Туминас говорил о себе, о запахе детства, о неразделенной любви, о неисполненных мечтах, о дефиците милосердия… И каждый в зале слышал о себе.
 
А когда на следующий вечер под чудную музыку Латенаса поднимался занавес, то зал уже без оглядки всеми своими двумя тысячи сердец растворялся в этой чеховской вселенной, распахнутой мудростью Туминаса. И тема милосердия, любви и одиночества становилась в этот вечер главной. И еще – тема таланта. Даже потом, после оваций, криков «браво» и опущенного занавеса на праздничном фуршете никто не вспоминал о политике, о санкциях и напряжениях. Говорили о Чехове, о школе Вахтангова, о таланте Сергея Маковецкого, Владимира Симонова, Людмилы Максаковой…  Восхищались Анной Дубровской, Артуром Ивановым, Марией Бердинских, Евгенией Крегжде… И восторгались гением Туминаса…
 

И так было каждый вечер, уже даже и без фуршета. Зрители не разбегались по шумному Бродвею после завершения спектакля, а продолжали у входа обсуждать увиденное, и ждать актеров и режиссера, чтобы еще раз выразить им свои чувства. То же самое повторялось в Бостоне. То же самое происходило в Торонто.

 
Пронзительность таланта и открытость души, с которой прилетели вахтанговцы, оказались убедительней, искренней и сильнее самых мощных штормов и самых холодных заморозков. Где-то тут, неподалеку, сенаторы обсуждали очередные санкции против России…  Где-то там, вдалеке, депутаты призывали к очередной «кузькиной матери»… А великая сила таланта и душевная глубина русского театра Вахтангова, Чехова, Туминаса.., объединяла людские души разных континентов, спасая их от этих временных глупых штормов, от этих искусственных заморозков, и даря надежду на милосердие, на любовь, на запах детства.
 
Вахтанговцы вернулись домой с победой, потому что их талант оказался выше временных политических неурядиц и распрей. Выше границ и контуров железных занавесей. Они почти по-чеховски делали дело. Делали гениально, и уже этим побеждали. И уже этим завоевывали души. И были в этом милосердном деле совсем не одиноки, потому что их восторженно поддерживали каждый вечер тысячи зрителей разных национальностей. Их сердечно принимал крупнейший театральный фестиваль Luminato в Торонто. Их уже в третий раз приглашал в США фестиваль «Вишневый сад», организованный Марией Шкловер и Ириной Шабшис. Созданный двумя очаровательными  дамами, посвятившими себя музыке, театру и миротворчеству. И делающими для мира и творчества значительно больше, чем целые министерства и ведомства разных сумрачных стран.
 
В Москве команду вахтанговцев с их тренером Туминасом  опять не встречали радостные болельщики и фанаты. Я огорченно писал об этом три года назад, после триумфа «Евгения Онегина», с которым Туминас тогда еще взял Нью Йорк. Если бы они были нашими футболистами, случайно вырвавшими какой-нибудь трофей, страна встречала бы их как героев. Им бы не пожалели орденов, ключей от квартир, и даже налили бы шампанского в Кремле.  Но они, к счастью, не наши футболисты. И даже если их и не встречали, как победителей, они – наша истинная гордость. Наши таланты, на которых всегда держалась Русь. Которые снова добром покорили мир. Отогрели сердца. Напомнили о милосердии. И подарили надежду…
 



  • Нравится


Самое читаемое

  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Берлине пройдут гастроли Сургутского театра

    С 22 по 30 сентября 2019 года в Берлине пройдут гастроли Сургутского музыкально-драматического театра – крупнейшего театра Ханты-Мансийского автономного округа (Югры). Мероприятия входят в программу международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • В Москве открывается фестиваль «Уроки режиссуры»

    Фестиваль «Уроки режиссуры» стартует в Москве в эту субботу, 21 сентября, в рамках III Биеннале театрального искусства. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе смотра. В конкурсную программу вошли спектакли, поставленные в течение предыдущих двух сезонов молодыми режиссерами, чей профессиональный стаж не превышает 10 лет. ...
  • Римас Туминас: «Спасти нас никто не может. Только сами...»

    Фото: Анатолий Морковкин  В Париже начались большие гастроли Театра Вахтангова. Приезд прославленного российского коллектива вызвал заметный ажиотаж и в кругах французских театралов, и у местной прессы. Поэтому на пресс-конференцию, предваряющую начало гастролей, собралось множество журналистов, и вопросы они задавали не только о привезенных спектаклях. ...
  • В театре «АпАРТе» пройдет фестиваль «Театральное притяжение»

    Театр «АпАРТе» открывает двери экспериментам и синтезу искусств. С 16 по 20 октября на основной сцене Московского драматического театра «АпАРТе», при поддержке Департамента культуры города Москвы пройдет 1-й Московский фестиваль искусств «Театральное притяжение», приуроченный к году театра в России. ...
Читайте также