«Дядя Ваня» вернулся с победой

Театр Вахтангова завершил гастроли в США и Канаде очередным триумфом

 
В Москву, увлеченную большим футболом «малого чемпионата мира», вернулся из-за океана театральный десант вахтанговцев во главе с Римасом Туминасом. Кирилл Крок, директор театра, прилетел чуть раньше. На футбольном чемпионате наши игроки показали все что могли и остались за бортом большой игры даже не выйдя из группы. На театральной сцене мирового турне наши вахтанговцы показали далеко не всё, что могут, но вернулись домой с победой.
 
Америка и Канада в очередной раз со словами «браво» сняли шляпу перед талантом Римаса Туминаса и его команды. За последние годы это уже третья поездка вахтанговцев в самое логово «вероятного противника», от которого нам, если верить официальной пропаганде, ничего хорошего ждать не приходится. Их пропаганда тоже не жалеет красок для нас, убеждая своих сограждан, что мы не несем миру ничего доброго. Ровно наоборот – сплошные угрозы. И вот в таких «теплых и безоблачных» условиях полу-холодной войны Театр Вахтангова повез в Америку и Канаду самый русский спектакль самого русского писателя – «Дядю Ваню» Антона Чехова. Повез так же уверенно, как уже возил Пушкина с «Евгением Онегиным».

Несмотря на весь холод официальных отношений и шторм пропагандистских волн, театр не сомневался в успехе. В тревожных сомнениях были актеры и режиссер – все ли пройдет хорошо, не будет ли провокаций, не встретит ли их прохладный  прием. Актеры и режиссер, даже если они бесконечно гениальны, все равно не могут не слышать грохота волн, и не опасаться холода. Их творческие души на человеческий холод особо чувствительны. Но этих своих сомнений и тревог вахтанговцы никому не показали. Они полетели в Нью-Йорк и Торонто с открытой душой. И уже одним этим растопили любую прохладу, которая только могла возникнуть на их пути. Но даже прохлады не было. Их встретили как близких друзей. И как близких друзей провожали.
 

Римаса Туминаса и его вахтанговский ансамбль здесь полюбили всерьез и, похоже, надолго. Три года назад, летом 2014-го, в самый разгар политических заморозков, я поражался тому, с каким теплом принимали в Нью-Йорке «Евгения Онегина» – не жалея оваций, восторгов и просто добрых слов.


Четыре вечера подряд зал «Нью-Йорк Сити Центра» на две тысячи мест заполнялся до предела,  у входа стреляли лишний билет, а в финале артистов всякий раз не отпускали со сцены долгими аплодисментами. Так же горячо их принимали в Бостоне. Так же восторженно – в Торонто. 
 
Повторить такой успех казалось невозможным. Но в 2015-м году вахтанговцы повезли за океан спектакль «Улыбнись нам, господи», и снова – полное признание. Безграничный мир Туминаса, пронизывающий все его работы, здесь был прочувствован и понят, как могут быть понятны без слов лучи солнца, пронизывающие самые мрачные облака. И никто уже не думал о холоде, словесных штормах и политических заморозках. Люди разных стран, взглядов, политических и религиозных убеждений слышали друг друга в мире Туминаса, забывая на время об этой разности, и начинали понимать, как похожи мы все в нашем стремлении к любви, пониманию, мечте… Как одинаково беззащитны мы перед одиночеством, обидой, предательством и равнодушием…
 
Сейчас, уже во время нынешних гастролей, Римас Туминас на встрече с театральной общественностью в центральной публичной библиотеке Нью-Йорка неожиданно сказал присутствующим, что «все мы здесь по-своему «Дяди Вани». Я даже вздрогнул от этих слов и оглянулся. Никто в переполненном зале даже бровью не повел. Они еще не видели спектакля, (потому что встреча проходила накануне первого показа), но, слушая завороженно Туминаса, уже не готовы были ему возражать. И уже действительно чувствовали себя американскими, еврейскими, украинскими, русскими… дядями Ванями. Потому что Туминас говорил о себе, о запахе детства, о неразделенной любви, о неисполненных мечтах, о дефиците милосердия… И каждый в зале слышал о себе.
 
А когда на следующий вечер под чудную музыку Латенаса поднимался занавес, то зал уже без оглядки всеми своими двумя тысячи сердец растворялся в этой чеховской вселенной, распахнутой мудростью Туминаса. И тема милосердия, любви и одиночества становилась в этот вечер главной. И еще – тема таланта. Даже потом, после оваций, криков «браво» и опущенного занавеса на праздничном фуршете никто не вспоминал о политике, о санкциях и напряжениях. Говорили о Чехове, о школе Вахтангова, о таланте Сергея Маковецкого, Владимира Симонова, Людмилы Максаковой…  Восхищались Анной Дубровской, Артуром Ивановым, Марией Бердинских, Евгенией Крегжде… И восторгались гением Туминаса…
 

И так было каждый вечер, уже даже и без фуршета. Зрители не разбегались по шумному Бродвею после завершения спектакля, а продолжали у входа обсуждать увиденное, и ждать актеров и режиссера, чтобы еще раз выразить им свои чувства. То же самое повторялось в Бостоне. То же самое происходило в Торонто.

 
Пронзительность таланта и открытость души, с которой прилетели вахтанговцы, оказались убедительней, искренней и сильнее самых мощных штормов и самых холодных заморозков. Где-то тут, неподалеку, сенаторы обсуждали очередные санкции против России…  Где-то там, вдалеке, депутаты призывали к очередной «кузькиной матери»… А великая сила таланта и душевная глубина русского театра Вахтангова, Чехова, Туминаса.., объединяла людские души разных континентов, спасая их от этих временных глупых штормов, от этих искусственных заморозков, и даря надежду на милосердие, на любовь, на запах детства.
 
Вахтанговцы вернулись домой с победой, потому что их талант оказался выше временных политических неурядиц и распрей. Выше границ и контуров железных занавесей. Они почти по-чеховски делали дело. Делали гениально, и уже этим побеждали. И уже этим завоевывали души. И были в этом милосердном деле совсем не одиноки, потому что их восторженно поддерживали каждый вечер тысячи зрителей разных национальностей. Их сердечно принимал крупнейший театральный фестиваль Luminato в Торонто. Их уже в третий раз приглашал в США фестиваль «Вишневый сад», организованный Марией Шкловер и Ириной Шабшис. Созданный двумя очаровательными  дамами, посвятившими себя музыке, театру и миротворчеству. И делающими для мира и творчества значительно больше, чем целые министерства и ведомства разных сумрачных стран.
 
В Москве команду вахтанговцев с их тренером Туминасом  опять не встречали радостные болельщики и фанаты. Я огорченно писал об этом три года назад, после триумфа «Евгения Онегина», с которым Туминас тогда еще взял Нью Йорк. Если бы они были нашими футболистами, случайно вырвавшими какой-нибудь трофей, страна встречала бы их как героев. Им бы не пожалели орденов, ключей от квартир, и даже налили бы шампанского в Кремле.  Но они, к счастью, не наши футболисты. И даже если их и не встречали, как победителей, они – наша истинная гордость. Наши таланты, на которых всегда держалась Русь. Которые снова добром покорили мир. Отогрели сердца. Напомнили о милосердии. И подарили надежду…
 



  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Севастопольский театр покажет в РАМТе «Мастера и Маргариту»

    В апреле Севастопольский академический русский драматический театр им. Луначарского привезет в Москву четыре постановки.   «Везем спектакли «Мастер и Маргарита» и «Анна Каренина», две премьеры этого сезона - «Бесы» и «Ромео и Джульетта», - цитирует ТАСС слова худрука театра Григория Лифанова. ...
  • Студенты Владимира Панкова представляют премьеру в центре Помпиду

    Российский институт театрального искусства 12 и 13 февраля играет премьеру спектакля «Монтаж аттракционов» в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны» во Франции.   Инсценировка станет ярким аккордом выставки «Экстатический глаз. ...
  • Фестиваль Context. Diana Vishneva объявил программу

    VIII Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 22 июня по 20 октября. В его программу войдут спектакли коллективов из Канады, Израиля, Италии и России. Об этом во вторник на пресс-конференции сообщила художественный руководитель фестиваля, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева. ...
  • Саха театр адаптировал Горького к якутским реалиям

    8 февраля Саха театр им. Ойунского представил премьеру «Тимир Баасса» по пьесе Горького «Васса Железнова». Перевод пьесы на якутский язык принадлежит Кириллу Семенову. Это актуальная адаптация пьесы к современным якутским реалиям. ...
Читайте также