«Личностью можно быть и в десять лет»

В РАМТе состоялась премьера постановки о школе

 
С потолка сыплются цветные фотографии, учительница математики отчитывает зал так, что у взрослых людей по спине пробегает давно забытый холодок, а актеры внезапно оказываются сидящими на перилах зрительского балкона – бесстрашно болтают ногами прямо над опешившим партером. В пятницу, 16 июня, в РАМТе состоялась премьера спектакля «Я хочу в школу!» Александра Баркара.

Согласно сюжету одноименного произведения Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, рассчитанного на детей от 12 лет, ученики школы №34 не знают, что такое зубрежка, двойки и проверка посещаемости. В свою школу они бегут с радостью, потому что там – игры в «Мафию» на уроке психологии, любимый учитель Впалыч (Максим Керин), к нему и в голову не придет обращаться «на вы», и друзья из родной группы, вместе с которыми можно выполнять учебные задания – «проекты». Но 34-ю школу неожиданно закрывают «на ремонт», и ребята вынуждены перебраться в другую, № 33 – ненадолго, как им говорят… К жизни в «обычной» школе группа оказывается совершенно не готова.

«Если быстро все сделаете, дам мячик поиграть в футбол», – басит грубоватый физрук из новой школы, заставляя зал в который раз рассмеяться – все образы педагогов до боли узнаваемые.

– Некоторые вещи, которые были в моей школе, настолько врезались в память, что перекочевали в спектакль, – рассказал «Театралу» режиссер Александр Баркар.  – Я ходил в школу рабочего района, где учились дети рабочих с ближайшего завода, и выгреб я там по самое «дальшенекуда». Мне было очень обидно в принципе жить после этого. Я 11 лет провел в аду. Когда я наткнулся на произведение Жвалевского и Пастернак и прочитал там о школе, которой меня лишили в детстве, которую у меня кто-то несправедливо отнял, то понял, что хочу сделать такой спектакль. Тогда, может быть, у тех людей, которые сейчас учатся и которые будут учиться, будет шанс не переживать тот кошмар, который пережил я.

Награждающая учеников «пятерочками» учительница русского, от неуместной заботы которой больше вреда, чем пользы, классная дама Анастасия Львовна, заставляющая  зазубривать все четко по учебнику. Один из самых ярких персонажей – педагог математики, больше напоминающая офицера из личного состава фюрера с указкой вместо дубинки: «Так, открыли листочки. Работаем, работаем». Актеры в ходе спектакля то и дело «смешиваются» со зрителями, и неистовый гнев «математички» эффектно обрушивается на зал: «Дневники на край стола!».

Что же основные герои? На фоне преподавательского состава дети выглядят не только хорошо эрудированными, но и не по годам взрослыми. Женька (Алексей Бобров), Анечка (Евгения Белобородова), Кошка (Мария Турова), Димка (Дмитрий Бурукин) и Молчун (Прохор Чеховской) пытаются выжить в совершенно не знакомом для них мире школы №33 и в конце концов, после ряда падений и ошибок, им удается приспособиться, оставшись при этом самими собой.

– Когда мы думали, о чем будем делать спектакль, ребята спросили: «Как мы будем играть школьников?». Я им сказал, что не надо играть школьников, вообще забудьте о том, что ваши герои школьники. Они личности, в первую очередь, мы играем спектакль о личностях. Личностью можно быть и в десять лет, и в семь, и в пять, а можно не быть и в 50, и в 70, и в 80. Вот и все, мы играем про личности, а не про детей, – объяснил режиссер.

В спектакле действительно поднимается много «недетских» вопросов, например, обсуждаются проблемы потери рабочих мест и взяточничества. Наставник из 34 школы, Впалыч, рассказывает ребятам, как пытался спасти их школу: «Даже взятку пытались дать» – «Не взяли?» – «Не хватило». И смешно, и грустно.

А иногда и вовсе начинают звучать фразы, над которыми хочется посидеть и подумать: не поймешь, то ли детская непосредственность, то ли жизненная мудрость. На типичную «учительскую» реплику: «Можешь быть свободна», Анечка недоуменно пожимает плечами: «Я вообще-то всегда свободна».

Для кого же этот спектакль, для детей или для взрослых, «Театрал» спросил Александра Баркара:

 – Я пытаюсь делать театр для людей. Точно так же, как мы делаем спектакль не для детей и не про детей, мы делаем спектакль для личностей – для тех, кто умеет думать и хочет что-то менять в окружающем мире. Мы стараемся говорить правду, для меня это главное. Все остальное – да гори оно огнем.

 На премьере в зале почти нет свободных мест. Большая часть зрителей – взрослые люди, но есть здесь и «личности» помладше. Впрочем, режиссеру, безусловно, удается удерживать внимание и тех, и других: несмотря на то, что в постановке поднимается немало злободневных и даже философских вопросов, спектакль удивительно динамичный и легкий. Этому соответствую и лаконичные декорации-трансформеры, представляющие собой стальные конструкции в форме квадратных рам.

Александру Баркару удалось поймать дух времени, понять, что может привлечь современного подростка, а значит, художник получил шанс донести до него свою мысль. Какую? Быть «хорошим» нынче не модно, особенно среди школьников. Верх берут те, кто «покруче». В спектакле «Я хочу в школу!» «круче» оказываются те, кто умнее, те, кто честнее и готов идти до конца, и здесь режиссер достаточно убедителен.

О чем стоит задуматься взрослым? О существующей системе образования и о том, что что-то в ней нужно менять. О том, что пока еще не все в этом мире покупается и продается, и не надо чесать всех под одну гребенку. Ну и совсем домашнее, близкое, для каждодневного использования: «Детей надо любить, а не пугать».

После окончания спектакля идем за сцену. Перед гримерками уже толпится народ – друзья и родственники спешат поздравить актеров с премьерой. Наконец, удается заполучить Прохора Чеховского, исполнителя роли Молчуна. Прохор усаживается прямо на пол:

– Когда я прочел книгу, понял, что хочу сыграть Кошку, потому что это мое. Молчун – это роль на сопротивление, потому что я очень болтливый – не остановишь. А Молчун, он джедай, темный ниндзя. Или человек-компьютер – очень сдержанный, способный просчитать на несколько ходов вперед. Режиссер Баркар в этом плане молодец, он дает шансы. Я благодарен ему за то, что он мне дал шанс сыграть эту роль. Роль на сопротивление – это то, что помогает расти и расширять актерскую амплитуду, профессионализм.

В другой гримерке встречаемся с Максимом Кериным, исполнителем роли Впалыча, наставника пятерки героев-школьников. Его образ в спектакле – пример того, какими могли бы быть учителя:

– Впалыч хочет в каждом выделить личность. Каждый должен, исходя из своего характера, интересов, особенностей, быть личностью и мастером своего дела.

– А можно ли вообще воспитать личность? Выделить – да, а воспитать?

– Конечно можно, – решительно отвечает Максим. – Сначала родители, потом учителя. Все говорили, что не выйдет, а один не говорил, и вышло.

Ждем в гримерке спортсмена Димку, а в жизни – актера Дмитрия Бурукина:

– Когда ваш герой попадает в сложную ситуацию, он идет и напивается. Не боитесь, что юные зрители захотят повторить? (В руках у актера бессменный атрибут его персонажа – баскетбольный мяч).

– У всего можно научиться хорошему. Нет плохо или хорошо, все в жизни инь-ян. Это в том числе и моя личная философия, что без хорошего не будет плохого, а во всяком хорошем есть и плохое. То же самое и здесь, везде можно найти хорошее, а все хорошее – настоящее.

Так и в сюжете спектакля Александра Баркара есть и хорошее, и плохое. Несмотря на светлую тональность всей постановки, никакого хэппи-энда не будет: школу №34 закроют совсем, а ее учредителя обвинят в отмывании денег – вот такой совсем не детский финал. Впрочем, и спектакль ведь не для детей, спектакль – для личностей.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В СТИ ставят 9-часовой спектакль

    В субботу, 15 декабря, в Студии театрального искусства состоится премьерный показ спектакля «Один день в Макондо». Это импровизации и этюды, вдохновленные дипломным студенческим спектаклем ГИТИСа «Сто лет одиночества». ...
  • «На кухне вымыты тарелки, никто не помнит ничего»

    «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана в памяти переливается звучными строчками Татьяны Щепкиной-Куперник. Можно забыть, как звали возлюбленную бретера и поэта Сирано, его кузину, которой он посвящал стихи и дуэли. Но строки «мы все под полуденным солнцем и солнцем в крови рождены», – врезаны в памяти. ...
  • В Театре наций представят «Любовниц»

    Под занавес года репертуар Малой сцены Театра наций пополнится спектаклем по роману Нобелевского лауреата Эльфриды Елинек «Любовницы», главные роли в котором сыграют Елена Николаева и Наталья Ноздрина, закончившие в 2006 году курс Олега Кудряшова в ГИТИСе. ...
  • Судеб скрещенья

    Театр Семена Спивака «спрятался» от длинной набережной в глубине спокойного сада. Там днем неторопливо прогуливают своих чад молодые родители, по вечерам театралы, среди коих много молодежи, осаждают новую и старую сцены. ...
Читайте также