Пиратские разборки

«Корсар» в Михайловском театре

 
Михайловский театр определенно решил радовать зрителей, пусть задорого, но – радовать. На сцене появилась первая постановка балетмейстера Фаруха Рузиматова – яркий и жизнеутверждающий «Корсар».

Оговорюсь сразу – Рузиматов не балетмейстер, он – художественный руководитель балета Михайловского театра. Как известно, хореография «Корсара» принадлежит Мариусу Петипа и фрагментами – Жюлю Перро. В 1955 году за реконструкцию балета взялся Петр Гусев, премьера прошла на сцене Малого театра (ныне – Михайловского). В 1993 году Николай Боярчиков бережно возобновил спектакль. Незадолго до смерти, в 1987 году, Гусев начал переносить свою редакцию в Кировский театр, но не успел. Постановку закончил Олег Виноградов. Этот «Корсар» на долгие годы был признан образом, «казенкой», как говорят балетные. Он и по сей день идет в Мариинке.

В премьере 1987 года участвовал и Фарух Рузиматов, партия Али стала его визитной карточкой. Поэтому когда из Михайловского театра изгнали легендарного балетмейстера Боярчикова, уничтожили почти все его оригинальные постановки (выжил только «Щелкунчик») и сняли с афиш возобновленной им классики его фамилию, Рузиматов решил начать свою постановочную деятельность именно с хорошо знакомого «Корсара». Не мудрствуя лукаво, он перенес «казенную» версию на михайловскую сцену, подкорректировав с помощниками детали.

О помощниках следует сказать особо, ибо вся хореографическая часть постановки – их рук дело. Тонкий стилист и знаток классического наследия Никита Долгушин назван в афише консультантом. На деле, думаю, что именно он осуществил редакцию хореографического текста, тщательно очищая его от позднейших напластований и виртуозно подгоняя под требования современной техники – чувствуется рука мастера. Новые танцы в спектакле поставил печально известный своим ложнопафосным «Спартаком» Георгий Ковтун. Счастье, что новинок всего две – танец палестинских невольниц и танец алжирских невольников, так как дежавю тем, кто видел массовые пляски в «Спартаке», обеспечено.

Оформлять праздник жизни байронических корсаров (не без влияния неизбежных «Пиратов Карибского моря») был призван хорошо известный Валерий Левенталь. Художник великолепно справился с задачей, потрафив имперско-коммерческому размаху насыщенностью и яркостью красок, блеском и пышностью, но остался верен себе, найдя место и для своей фирменной прозрачности и «акварельной» живописи.

Казалось, что в буйстве красок и масштабной помпезности может потеряться главное в этом балете – незамысловатый романтический сюжет и роскошные танцы героев. Но благодаря достойному похвалы мастерству артистов Михайловского театра этого не произошло.

Главной героиней праздника стала, несомненно, прима-балерина театра Ирина Перрен, ее Медора стала центром спектакля. Блестящая танцовщица продемонстрировала не только отличную технику и умение «вкусно» и разнообразно подать любую вариацию, но и удивительную актерскую выразительность. Немногие балерины способны на «крупный план», прерогативу киноактеров. Ирина Перрен одна из тех, кто «останавливает мгновение» взглядом, который скажет о ее героине больше, чем весь спектакль.

Под стать виртуозности Ирины Перрен был танец ее партнера по па де труа Али, в исполнении приглашенного солиста Виктора Ищука. Второй партнер, собственно главный персонаж балета – Конрад Артема Пыхачова лишь по облику (а-ля Джонни Депп) напоминал премьера. Танцы его, увы, разочаровали. Гораздо ярче и интереснее был второй корсар – злодей Бирбанто Андрея Касьяненко. Прекрасный (в недавнем прошлом) солист Театра Эйфмана не затерялся и на классической сцене.

В финале балета, по замыслу постановщика Фаруха Рузиматова, две пары героев находят свое счастье и отправляются в путешествие на живописном кораблике (очевидно, в свадебное?), что, несомненно, соответствует концепции всеобщего праздника. Смущает не вписывающееся в концепцию стихийное братание оставшихся на берегу бесхозных корсаров, невольниц и невольников. Впрочем, не только это…


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Назван самый посещаемый театр

    Мариинский театр в Санкт-Петербурге стал самым посещаемым театром по итогам первых девяти месяцев 2018 года. Об этом в четверг, 15 ноября, сообщил министр культуры Владимир Мединский на площадке VII Санкт-Петербургского международного культурного форума (ПМКФ). ...
  • В Петербурге стартовал Международный культурный форум

    VII Санкт-Петербургский международный культурный форум открылся в четверг, 15 ноября, в Государственном Эрмитаже. Как сообщает официальный портал МКФ, в этом году в форуме примет участие 35 тысяч человек, на его площадках будут работать 14 секций. ...
  • Счетная палата выявила нарушения в работе ЦАТРА

    Проверка Счетной палаты выявила нарушения в работе Театра Российской армии и Музея спорта. Об этом говорится в сообщении пресс-службы ведомства. В результате проверки деятельности Театра Армии выявлен факт расходования субсидии, выделенной на госзадание, на оплату труда медицинского персонала. ...
  • Почти 40% россиян считают театр лучшим местом культурного досуга

    Почти 40% россиян назвали театр излюбленным местом культурного отдыха. Это следует из данных последнего опроса ВЦИОМ, результаты которого озвучил Владимир Мединский на открытии Международного культурного форума в Санкт-Петербурге. ...
Читайте также