Пиратские разборки

«Корсар» в Михайловском театре

 
Михайловский театр определенно решил радовать зрителей, пусть задорого, но – радовать. На сцене появилась первая постановка балетмейстера Фаруха Рузиматова – яркий и жизнеутверждающий «Корсар».

Оговорюсь сразу – Рузиматов не балетмейстер, он – художественный руководитель балета Михайловского театра. Как известно, хореография «Корсара» принадлежит Мариусу Петипа и фрагментами – Жюлю Перро. В 1955 году за реконструкцию балета взялся Петр Гусев, премьера прошла на сцене Малого театра (ныне – Михайловского). В 1993 году Николай Боярчиков бережно возобновил спектакль. Незадолго до смерти, в 1987 году, Гусев начал переносить свою редакцию в Кировский театр, но не успел. Постановку закончил Олег Виноградов. Этот «Корсар» на долгие годы был признан образом, «казенкой», как говорят балетные. Он и по сей день идет в Мариинке.

В премьере 1987 года участвовал и Фарух Рузиматов, партия Али стала его визитной карточкой. Поэтому когда из Михайловского театра изгнали легендарного балетмейстера Боярчикова, уничтожили почти все его оригинальные постановки (выжил только «Щелкунчик») и сняли с афиш возобновленной им классики его фамилию, Рузиматов решил начать свою постановочную деятельность именно с хорошо знакомого «Корсара». Не мудрствуя лукаво, он перенес «казенную» версию на михайловскую сцену, подкорректировав с помощниками детали.

О помощниках следует сказать особо, ибо вся хореографическая часть постановки – их рук дело. Тонкий стилист и знаток классического наследия Никита Долгушин назван в афише консультантом. На деле, думаю, что именно он осуществил редакцию хореографического текста, тщательно очищая его от позднейших напластований и виртуозно подгоняя под требования современной техники – чувствуется рука мастера. Новые танцы в спектакле поставил печально известный своим ложнопафосным «Спартаком» Георгий Ковтун. Счастье, что новинок всего две – танец палестинских невольниц и танец алжирских невольников, так как дежавю тем, кто видел массовые пляски в «Спартаке», обеспечено.

Оформлять праздник жизни байронических корсаров (не без влияния неизбежных «Пиратов Карибского моря») был призван хорошо известный Валерий Левенталь. Художник великолепно справился с задачей, потрафив имперско-коммерческому размаху насыщенностью и яркостью красок, блеском и пышностью, но остался верен себе, найдя место и для своей фирменной прозрачности и «акварельной» живописи.

Казалось, что в буйстве красок и масштабной помпезности может потеряться главное в этом балете – незамысловатый романтический сюжет и роскошные танцы героев. Но благодаря достойному похвалы мастерству артистов Михайловского театра этого не произошло.

Главной героиней праздника стала, несомненно, прима-балерина театра Ирина Перрен, ее Медора стала центром спектакля. Блестящая танцовщица продемонстрировала не только отличную технику и умение «вкусно» и разнообразно подать любую вариацию, но и удивительную актерскую выразительность. Немногие балерины способны на «крупный план», прерогативу киноактеров. Ирина Перрен одна из тех, кто «останавливает мгновение» взглядом, который скажет о ее героине больше, чем весь спектакль.

Под стать виртуозности Ирины Перрен был танец ее партнера по па де труа Али, в исполнении приглашенного солиста Виктора Ищука. Второй партнер, собственно главный персонаж балета – Конрад Артема Пыхачова лишь по облику (а-ля Джонни Депп) напоминал премьера. Танцы его, увы, разочаровали. Гораздо ярче и интереснее был второй корсар – злодей Бирбанто Андрея Касьяненко. Прекрасный (в недавнем прошлом) солист Театра Эйфмана не затерялся и на классической сцене.

В финале балета, по замыслу постановщика Фаруха Рузиматова, две пары героев находят свое счастье и отправляются в путешествие на живописном кораблике (очевидно, в свадебное?), что, несомненно, соответствует концепции всеобщего праздника. Смущает не вписывающееся в концепцию стихийное братание оставшихся на берегу бесхозных корсаров, невольниц и невольников. Впрочем, не только это…


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • В ЦДР представят эскиз спектакля «Это все она»

    В экспериментальном пространстве ЦДР на Поварской 23 марта пройдет показ эскиза спектакля «Это все она», созданного режиссером Филиппом Виноградовым. Вход свободный (по регистрации). Это будет первый показ ежемесячной лаборатории «Акустическая читка», запущенной ЦДР на площадке Поварская, 20. ...
  • В Севастополе появится Театр оперы и балета

    Проект культурно-образовательного кластера в Севастополе будет представлен горожанам 15 апреля. Первыми из возводимых объектов в комплексе станут Музей обороны и Театр оперы и балета, которого в Севастополе раньше не было. ...
  • В РАМТе дадут «Занавес»

    В июне в РАМТе состоится фестиваль «Занавес». Это своего рода прощание со спектаклями, которые в дальнейшем будут сняты с репертуара. Фестиваль пройдет с 25 по 28 июня. Программа фестиваля:  «Правила поведения в современном обществе» Жан-Люк Лагарс – 25 июня «Зима тревоги нашей» Джон Стейнбек – 26 июня «Шатов. ...
  • МХТ приглашает на лекцию о Максиме Горьком

    В понедельник, 25 марта, на Новой сцене МХТ им. Чехова в рамках цикла лекций по истории Художественного театра состоится лекция театроведа Ольги Егошиной «Максим Горький и Художественный театр. Пунктир взаимоотношений». ...
Читайте также