«Из советских драматургов он для нас первый»

На «Фонтанке» выходит Вампилов

 
В нынешнем году драматургу Александру Вампилову исполнилось бы 80 лет. К юбилейной дате Молодежный театр на Фонтанке выпускает премьеру спектакля «Прошлым летом в Чулимске» в постановке художественного руководителя театра Семена Спивака и режиссера Ларисы Шуриновой. Первые показы пройдут 5 и 6 мая. В преддверии премьеры «Театрал» поговорил с постановщиками и участниками спектакля.
 
 
– Ваш театр всегда отличался тем, что спектакли репетируются долго и без особой гонки. А здесь вдруг – юбилейная история и давно объявленные даты премьеры. Вам это не помешало?
Семен Спивак. Пьеса, конечно, очень сложная, но особых проблем не было. Дело в том, что идея этой постановки пришла Ларисе Викторовне Шуриновой еще три года назад. Мы искали исполнителей, потом был тщательный застольный период, разбор пьесы. Конечно, репетировали мы не три года подряд, но в общей сложности год. Да?
 
Лариса Шуринова. Примерно так. Подбирали артистов, читали пьесу, разбирали сцены. Я к Вампилову отношусь с пиететом. Из советских драматургов он для нас первый. Там объем колоссальный и есть тонкость психологических отношений. Неисчерпаемый автор. Все время чего-то новое находишь в его текстах, очень интересно работать.
 
– В любом спектакле важна интонация времени. А в Вампилове в чем вы находите созвучие нынешнему дню? Почему он актуален?
Спивак. Вообще-то мы не используем слово актуальность. Мы используем другой термин – «общечеловеческая идея». То есть она не сегодняшняя и не вчерашняя, и не завтрашняя. Она в большом отрезке времени. Вампиловский сюжет не устареет во все времена. Это прежде всего пьеса о любви, поскольку ни одно великое произведение еще не обходилось без этой темы.
 

Сколько раз мы замечали, как в жизни какого-либо человека происходит перерождение, когда хороший молодой человек вдруг становится циничным и расчетливым, словно движется он от духовности – к чему-то порочному, искореженному. Вот и в нашем спектакле главная героиня Валентина – девушка очень чистая, честная, а мир заставляет ее стать другой, подтачивает, можно сказать. И вопрос этого перерождения меня очень волнует. Поэтому я и задумал спектакль об исчезающей чистоте.

 
Константин Воробьев, актер. Понимаете, мы живем в мире, в котором давно стали редкостью взаимопонимание, искренность и любовь. За примерами далеко ходить не надо. До недавнего времени я много снимался в кино – сейчас вернулся в труппу театра, поскольку в какой-то момент надоело слушать циничные требования кинопродюсеров. Там современных героев и героинь ориентируют почему-то на агрессию, на стяжательство. Они беспрерывно интригуют, что-то пробивают, достают, ведут сложную борьбу с окружающим миром. А показать нормального, скромного интеллигентного человека на экране – это теперь равносильно преступлению. Поэтому лично у меня острая потребность в хорошей драматургии – в той драматургии, которая открывает человека человеку.
 
Я стал зависать на старых фильмах. Пересмотрел недавно Шукшина «Живет такой парень» и понял, что таких интонаций в кино сейчас нет вообще. Но, к счастью, у нас есть театр.
 
– Как вам кажется, Вампилов сегодня подзабыт?
Зоя Буряк, актриса. Нет. За последнее врем у нас в городе вышло уже три спектакля по Вампилову. Совсем не забыт, к счастью.
 
– Конкуренции не боитесь?
Спивак. Мы однажды выпускали спектакль «Мещанин во дворянстве» Мольера и были четвертыми в городе с этим названием, что вовсе не помешало нам собирать полные залы. Народ с удовольствием шел на премьеру.
 
Шуринова. Шел потому, что Мольер – это классика. И Вампилов тоже классика, ведь в этой драме бьется живой нерв. Судьбы персонажей пересекаются в маленьком городке Чулимске. Утро начинается с надежды, а вечер ломает судьбу юной Валентины. Девять человек – девять судеб. Каждого так или иначе ранила жизнь. Это спектакль о человеческой боли. И мне хочется, чтобы он «уколол» зрителя, и тот понял: нужно быть очень внимательным и трепетным по отношению к близким.
 
Эскиз декорации Полины Мищенко


Буряк. В жизни часто так бывает, что нам кажется, будто источник наших бед не в нас самих, а в соседе, который не дает нам жить. Всегда кто-то виноват. А Вампилов заставляет посмотреть нас вглубь себя: может быть, в нас самих что-то не так?
 
– У вас один из немногих театров в России, который даже в самые сложные времена не держался за кассовую комедию. И при этом всегда были полные залы. В чем секрет?
Воробьев. Никакого секрета нет. Театр дает зрителям то, что они недополучают в медиапространстве. Кругом шоумания и скетчи, а у нас – драма.
 
Артур Литвинов, актер. Все что мы видим по телевидению, это зеркало общества. Как говорил Тарковский, каждое время диктует свой спрос на искусство. И люди порой идут в театр ради чистого развлечения, словно здесь какой-то клуб. Хотя на самом деле театр должен оставаться таинством.
 
Плюсы медиапространства заключаются в том, что молодые люди быстрее развиваются, но это «поверхностные знания». А минус в том, что из-за этой суеты ты забываешь о важных общечеловеческих вещах, о душе, о нравственности. И только в театре люди видят себя, свои проблемы, потому что с помощью чуда на сцене можно попасть в общечеловеческую боль: мол, у меня точно так же было.
 
А если говорить конкретно о нашем театре, то еще одна важная его черта заключается в том, что режиссер умеет работать с артистами. Все спектакли строятся на актерской индивидуальности. Это значит, что Семен Яковлевич уметь возбудить в актере правильное чувство, донести ту мысль, которая волнует. Не каждый режиссер умеет это делать. Не каждый может пробиться к своему зрителю. Зал – строгий экзаменатор. Но я на «Фонтанке» научился одному важному правилу: если будет интересно нам, то будет интересно и зрителю. Вот и весь секрет.
 
– «Прошлым летом в Чулимске» станет 42-м спектаклем в репертуаре вашего театра…
Спивак. При этом еще три постановки мы собираемся снимать, так что он будет не 42-й, а 39-й.
 
– 39 названий это тоже ведь очень много. Нет тревоги, что накопится, скажем так, критическая масса, и большое количество спектаклей снизит качество актерской игры?
Спивак. Нет. Даже давние наши постановки, идущие в репертуаре больше десяти лет, мы репетируем и чистим. Постоянно их обновляем, держим в рабочей форме, поэтому опасений нет. Хотя вы правы: внимательное отношение к репертуару должно сохраняться. Спектакли – как вещи, на которые оседает пыль. Поэтому режиссер выступает еще и в роли матери. Мы вроде бы не замечаем мамины усилия. А на самом деле, это ежечасная  работа– почистить, накормить, проследить, заготовить, убрать и т.д. Вы спрашиваете: есть ли усталость? Когда работа совпадает с любимым делом, – это счастье. От усталости нет и следа…


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Артисты врут насчёт любви»

    Вечером в понедельник, 4 декабря, на большой торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова состоится чествование художественного руководителя Театра сатиры Александра ШИРВИНДТА, который в нынешнем году стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены». ...
  • «Звезда Театрала»-2017: победители названы!

    Вечером в понедельник, 4 декабря, в Театре им. Вахтангова состоялась десятая юбилейная церемония вручения премии зрительских симпатий «Звезда Театрала».   В нынешнем году голосование по лонг-листу, а затем и по шорт-листу проходило с 10 июня по 30 ноября. ...
  • «Сатирикон» отверг обвинения

    Российский государственный театр «Сатирикон» опубликовал официальное письмо, в котором отверг все обвинения в финансовых нарушениях.   Поводом для публикации письма послужила дискуссия, разгоревшаяся в СМИ после выступления худрука театра Константина Райкина в эфире телеканала «Дождь». ...
  • Данила Козловский: «Она такая одна»

    К юбилею актрисы, чья жизнь трагически оборвалась в октябре 2012 года, в фойе МХТ им. Чехова открывается выставка «Незабываемая Марина Голуб». В экспозиции будут представлены фотографии из семейного архива и музея МХАТ. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Морфов завершает «Декамерон»

    Премьера постановки болгарского режиссера Александра Морфова «Декамерон. Любовь во время чумы» по мотивам новелл Джованни Боккаччо состоится 16 января на сцене театра Et cetera под руководством Александра Калягина.   «Много лет назад Александр Морфов поставил спектакль по одной из великих книг человечества – «Дон Кихоту» Мигеля де Сервантеса. ...
  • Выбор родины

    Премьеры балета «Нуреев» в Большом театре ждали с понятным волнением – после отмены выпуска в июле, ареста режиссера Кирилла Серебренникова и лавины публикаций с версиями случившегося в СМИ и соцсетях показ в декабре вызвал предсказуемый ажиотаж. ...
  • В «Школе современной пьесы» расскажут о еврейской мудрости

    В московском театре «Школа современной пьесы» выходит спектакль «Умер-Шмумер, лишь бы был здоров», созданный на основе текстов еврейских анекдотов, высказываний и афоризмов. Премьера состоится 15 и 16 декабря. ...
  • «Нуреев» войдёт в историю балета»

    В минувшие выходные главным событием театральной жизни Москвы стала долгожданная премьера балета «Нуреев» в ГАБТе. Спектакль выпускали без режиссера: Кирилл Серебренников с августа находится под домашним арестом. ...
Читайте также