Марк Захаров: « “Ленком” получил это помещение в удручающем состоянии»

В сети опубликована книга об истории легендарного театра

 

Московский театр «Ленком» опубликовал на своем сайте электронную версию книги «Девять десятилетий», в которой собрана история театра – с 1927 года до наших дней. 

В книге, вышедшей ограниченным тиражом к 90-летнему юбилею «Ленкома», представлена обширная хроника, фотографии актеров и режиссеров, кадры со спектаклей, эскизы костюмов и декораций. Работа над изданием (автор-составитель – Сергей Николаев) длилась два года.

«Молебен по случаю открытия Московского Купеческого клуба отслужили летом 1909, а фундамент здания по проекту архитектора Иванова-Шица, рьяного последователя стиля модерн начала века, был заложен в 1907 году, – написал во вступлении к книге художественный руководитель театра Марк ЗАХАРОВ. – В тех местах, где остался целым дубовый паркет, мы ступаем сегодня по тем же половицам, по которым до нас прохаживались С. И. Мамонтов, композитор Н. Г. Рубинштейн, адвокат Ф. Н. Плевако, государственный муж К. П. Победоносцев, профессор Т. Н. Грановский, а также целая плеяда лиц, выглядящая теперь на пожелтевших фотографиях людьми, не причастными к нашим треволнениям. С 1909 по 1917 год купеческий клуб гостеприимно принимал представителей аристократических фамилий, усилиями которых Россия вошла в десятку самых развитых стран мира, – Волконских, Долгоруковых, Оболенских, Трубецких, Апраксиных. В октябре 1917 года блестящий интерьер Купеческого клуба на Малой Дмитровке был осквернен людьми, непримиримо враждебными по отношению к бывшим хозяевам дома, в котором прежде регулярно игрались драматические и музыкальные спектакли, а также давались музыкально-вокальные дивертисменты.

Революционные события 1918 года нанесли нашему зданию тяжелейший урон. Особенно театр пострадал, когда в доме обосновался «дом анархии», а позднее Коммунистический университет, где 20 октября 1920 года состоялся III-й Всероссийский съезд РКСМ. На этом комсомольском съезде В. И. Ленин с обескураживающей простотой поведал миру о новой коммунистической морали: «Морально только то, что способствует победе пролетариата». Вождь мирового пролетариата первым в истории освободил вооруженную партию нового типа от такого досадного понятия, как совесть. Позднее у него появились знаменитые последователи, имена которых не хочется упоминать в этом юбилейном издании. Театр «Ленком» получил это помещение в удручающем состоянии.


И здесь я должен сказать о большой программе реставрационных работ, которые возглавили художник Олег Шейнцис и директор театра Марк Варшавер, проявившие неистовое упорство, редкую целеустремленность и отменный вкус.

Все-таки «Ленкому» повезло, он живет в стенах, которые благоприятствовали искусству. И я убежден – стены помнят, стены впитывают в себя человеческие эмоции и помыслы. Пространство, в котором работает наш театр, бесспорно, обладает магическими свойствами. С этим можно не согласиться, но я так думаю.

История нашего театра началась в 1927 году, когда энергия молодых самодеятельных артистов материализовалась здесь с помощью мастеров МХАТа самым дерзким и вдохновенным образом. В этом памятном для нас году по инициативе Московского Комсомола был создан театр рабочей молодежи, сокращенно – ТРАМ.

20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: «Московский театр имени Ленинского комсомола». Мы чтим свою историю, но городской фольклор давно подсказал нам человеческое и менее помпезное наименование – «Ленком». Это название нам милее и дороже, хотя с прежним названием связаны прекрасные мгновения нашей истории. Здесь блистала любимая народом актриса Валентина Серова, для этой сцены писал свои знаменитые пьесы Константин Симонов, наконец, в этом театре состоялся феерический взлет одного из лучших современных режиссеров Анатолия Васильевича Эфроса.

Однако, после его отстранения от руководства дом на Малой Дмитровке стал быстро терять своих зрителей. В конце 1973 года в театре появился новый художественный руководитель, и свой драматург, что случается нечасто. В 1974 году Григорий Горин подарил коллективу памятный для нашей истории, остроумный, стремительный, злой и парадоксальный спектакль «Тиль». (Сценическая версия по мотивам романа Шарля де Костера «Тиль Улиеншпигель»). Спектакль открыл зрителю новую страницу в жизни этого театра, в нем блистали Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина, Дмитрий Гошев, Елена Фадеева, Маргарита Лифанова, Юрий Колычев, Всеволод Ларионов, их имена стали украшением российского театрального искусства. Позднее труппу прославили пришедшие в «Ленком» любимые народом артисты – Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой.

Несмотря на сопротивление тогдашнего партийного руководства, знаменитый французский кутюрье Пьер Карден организовал гастроли театра в Париже и Нью-Йорке. Зарубежный зритель по достоинству оценил современную оперу А. Рыбникова и А. Вознесенского – «Юнону и Авось». Этот легендарный спектакль прошел на нашей сцене полторы тысячи раз. «Юнона и Авось» игралась в Амстердаме, Киеве, Ташкенте, Дюссельдорфе, Санкт-Петербурге и в других крупнейших культурных центрах мира.

Мы сумели вырастить плеяду любимых народом мастеров театра и кинематографа. Достаточно назвать имена Александра Абдулова, Олега Янковского, Александра Збруева и уже упомянутого мною актера и режиссера Николая Караченцова.

Похоже, что «Ленкому» удалось сегодня обеспечить преемственность актерских поколений и выпускать спектакли, становящиеся особо любимыми, благодаря появлению новых имен в российском театральном, телевизионном и кинематографическом пространстве». 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театр.doc» собирает собственный архив

    Московский «Театр.doc» объявил о начале собрания собственного архива. Однако без помощи зрителей здесь не обойтись. Коллектив просит оказать посильную помощь – принести или прислать все то, что так или иначе связано с его историей. ...
  • Тряхнуть стариной

    На театральной карте столицы сохранились места, историческое и культурное наследие которых переоценить невозможно. Это самые старые театральные площадки города, на которых зарождалось и развивалось искусство, выступали первые крепостные труппы, познакомились Чехов и Станиславский, а Александр Островский смотрел свои же пьесы. ...
  • Древность не порок

    Какие из ныне действующих театров самые старые? Тверской театр драмы (1745), Волковский театр в Ярославле (1750), Александринский театр (1756), Большой театр (1776)… Но это в России. За рубежом есть у них собратья, которые старше на несколько веков. ...
  • Двадцатка самых старых спектаклей Москвы

    Театр не живет одними только премьерами: в столичном репертуаре – множество постановок, которые стали уже музейной ценностью, поскольку их сценическая жизнь исчисляется десятилетиями. Однако они идут и, похоже, еще много лет подряд будут собирать полные залы. ...
Читайте также