Люди и манекены

 
Художник Валентина КОМОЛОВА – автор костюмов к легендарной «Юноне и Авось», «Гамлету» и множеству других спектаклей – рассказала о секретах мастерства.
 
От чего отталкиваться при создании образа?
Создание спектакля – коллективное творчество. Художник ищет костюмное решение, учитывая литературный источник, трактовку режиссера и индивидуальность актеров.

Имеет ли значение стилистика театра?
На мой взгляд, да. Под влиянием стилистики театра для одной и той же пьесы на разных сценах должны быть предложены разные решения.

Где искать вдохновения?
Я очень люблю живопись. Меня вдохновляют материалы и то, как они ведут себя, создавая игру различных поверхностей.

Какие ткани – лучшие?
С моей точки зрения, нет плохих тканей – есть уместное или неуместное их применение. Все по-своему замечательны, каждая для чего-то предназначена и сможет что-то выразить лучше прочих. Выбор тканей – непростая и интересная задача. Они для меня как краски, которые не могут быть любимыми или нелюбимыми, хорошими или плохими.

Какие материалы используются для изготовления костюмов?
Иногда неожиданные. Среди них не только ткани. Например, в работе над мюзиклом «Мастер и Маргарита» с режиссером Евгением Арье (театр «Гешер», Израиль) мне нужно было придумать образы писателей – членов МАССОЛИТА. Вроде бы они люди искусства, но без особенного литературного таланта: их творчество примитивно, как грубые гипсовые скульптуры тех лет – вроде «Девушки с веслом». Для создания их образов костюмы и парики покрасили белой водоэмульсионной краской. Она высохла и затвердела. В результате получился эффект, к которому я и стремилась – из зала писатели казались условными скульптурами.

Используется ли ручной труд?
Для костюмов к спектаклю «Мольер» (реж. Владимир Драгунов) в Малом театре мне потребовалась имитация вышивки как намек на драгоценность. В этой работе ручной творческий труд был незаменим.

В чем заключается авторская задача?
С каждой новой постановкой уже известных пьес – «Гамлетов» или «Чаек» – на поверхность поднимаются проблемы, которые тревожат умы и чувства именно сегодня. Поэтому нынешняя Нина Заречная будет отличаться от той, что была во времена рождения МХАТа. Об этом говорит и ее образ. Задача художника – найти оригинальное костюмное решение и одновременно остаться в гармонии с общей режиссерской трактовкой. Авторское высказывание – дело трудное.

Какие тенденции существуют в профессии?
В современном театре начинает преобладать формотворчество. Попытки найти яркий условный облик персонажа. При этом рождаются необыкновенно талантливые работы, но случаются и неудачи. Иногда формотворчество становится самоцелью. Тогда форма начинает превалировать над содержанием и, на мой взгляд, немножко сокращает его глубину. Но не мне судить. Я уважаю труд художников, люблю, когда люди экспериментируют и рискуют. В нашей профессии не рисковать – значит, скучать.

В чем секрет мастерства?
Я считаю, главный секрет – это авторское высказывание. В нем заключается индивидуальность, которая отличает автора от других.
 
Интервью с Валентиной Комоловой читайте в одном из ближайших номеров «Театрала».
 
Справка
Валентина Комолова
Родилась в Москве.
Образование: постановочный факультет Школы-студии МХАТ (1977).
Карьера: в качестве художника по костюмам и сценографа оформила более ста спектаклей в театрах России, Великобритании, Канады, Израиля и Японии. Создала костюмы для спектаклей театра «Ленком»: «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Гамлет», «Чайка», «Оптимистическая трагедия», «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Оформляла спектакли в МХТ им. Чехова, Театре на Малой Бронной, Театре им. Вахтангова, Театре им. Моссовета, Театре им. Маяковского, в Малом театре, РАМТе.
Педагог постановочного факультета Школы-студии МХАТ. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Чайковский для «чайников»

    22 октября в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата» в постановке художественного руководителя Дмитрия Бертмана. Подробнее о спектакле читайте в «Театрале» в ближайшее время, а пока мы публикуем мастер-класс, который Дмитрий Бертман провел специально для нашего издания. ...
  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль «Семейная пекарня» нового резидента «Практики» –Театра Вкуса. ...
  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
Читайте также