Люди и манекены

 
Художник Валентина КОМОЛОВА – автор костюмов к легендарной «Юноне и Авось», «Гамлету» и множеству других спектаклей – рассказала о секретах мастерства.
 
От чего отталкиваться при создании образа?
Создание спектакля – коллективное творчество. Художник ищет костюмное решение, учитывая литературный источник, трактовку режиссера и индивидуальность актеров.

Имеет ли значение стилистика театра?
На мой взгляд, да. Под влиянием стилистики театра для одной и той же пьесы на разных сценах должны быть предложены разные решения.

Где искать вдохновения?
Я очень люблю живопись. Меня вдохновляют материалы и то, как они ведут себя, создавая игру различных поверхностей.

Какие ткани – лучшие?
С моей точки зрения, нет плохих тканей – есть уместное или неуместное их применение. Все по-своему замечательны, каждая для чего-то предназначена и сможет что-то выразить лучше прочих. Выбор тканей – непростая и интересная задача. Они для меня как краски, которые не могут быть любимыми или нелюбимыми, хорошими или плохими.

Какие материалы используются для изготовления костюмов?
Иногда неожиданные. Среди них не только ткани. Например, в работе над мюзиклом «Мастер и Маргарита» с режиссером Евгением Арье (театр «Гешер», Израиль) мне нужно было придумать образы писателей – членов МАССОЛИТА. Вроде бы они люди искусства, но без особенного литературного таланта: их творчество примитивно, как грубые гипсовые скульптуры тех лет – вроде «Девушки с веслом». Для создания их образов костюмы и парики покрасили белой водоэмульсионной краской. Она высохла и затвердела. В результате получился эффект, к которому я и стремилась – из зала писатели казались условными скульптурами.

Используется ли ручной труд?
Для костюмов к спектаклю «Мольер» (реж. Владимир Драгунов) в Малом театре мне потребовалась имитация вышивки как намек на драгоценность. В этой работе ручной творческий труд был незаменим.

В чем заключается авторская задача?
С каждой новой постановкой уже известных пьес – «Гамлетов» или «Чаек» – на поверхность поднимаются проблемы, которые тревожат умы и чувства именно сегодня. Поэтому нынешняя Нина Заречная будет отличаться от той, что была во времена рождения МХАТа. Об этом говорит и ее образ. Задача художника – найти оригинальное костюмное решение и одновременно остаться в гармонии с общей режиссерской трактовкой. Авторское высказывание – дело трудное.

Какие тенденции существуют в профессии?
В современном театре начинает преобладать формотворчество. Попытки найти яркий условный облик персонажа. При этом рождаются необыкновенно талантливые работы, но случаются и неудачи. Иногда формотворчество становится самоцелью. Тогда форма начинает превалировать над содержанием и, на мой взгляд, немножко сокращает его глубину. Но не мне судить. Я уважаю труд художников, люблю, когда люди экспериментируют и рискуют. В нашей профессии не рисковать – значит, скучать.

В чем секрет мастерства?
Я считаю, главный секрет – это авторское высказывание. В нем заключается индивидуальность, которая отличает автора от других.
 
Интервью с Валентиной Комоловой читайте в одном из ближайших номеров «Театрала».
 
Справка
Валентина Комолова
Родилась в Москве.
Образование: постановочный факультет Школы-студии МХАТ (1977).
Карьера: в качестве художника по костюмам и сценографа оформила более ста спектаклей в театрах России, Великобритании, Канады, Израиля и Японии. Создала костюмы для спектаклей театра «Ленком»: «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Гамлет», «Чайка», «Оптимистическая трагедия», «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Оформляла спектакли в МХТ им. Чехова, Театре на Малой Бронной, Театре им. Вахтангова, Театре им. Моссовета, Театре им. Маяковского, в Малом театре, РАМТе.
Педагог постановочного факультета Школы-студии МХАТ. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль Театра Вкуса «Семейная пекарня». О внутренней кухне уникального направления рассказывает его основатель Юрий МАКЕЕВ (материал подготовлен в рамках спецпроекта «Театрала» «Мастер-класс»). ...
  • Чайковский для «чайников»

    Опера. Стоит только сказать это слово, и воображение рисует помпезный зал в золоте и амурах и тучных солистов, поющих сложные арии на непонятном языке (даже если этот язык – русский). Еще немного – и потянет в сон. Пришло время развеять мифы. ...
  • Владимир Шульга: «Импровизация – это состояние души»

    В бумажных выпусках «Театрала» каждый месяц продолжается спецпроект, посвященный тайнам театральных профессий. Недавний наш гость – актер театра «Школа современной пьесы», народный артист России Владимир Шульга рассказал о том, как не растеряться на сцене, если партнер начинает импровизировать. ...
  • Административный ресурс

    «В нашей работе ни дня без сюрприза. Однажды перед спектаклем ко мне подошла разгневанная женщина и стала жаловаться на билетера, который отказывается пропускать ее в театр. Я попросила показать билет, и выяснилось, что билетер ни в чем не виноват – просто дама ошиблась театром. ...
Читайте также