Люди и манекены

 
Художник Валентина КОМОЛОВА – автор костюмов к легендарной «Юноне и Авось», «Гамлету» и множеству других спектаклей – рассказала о секретах мастерства.
 
От чего отталкиваться при создании образа?
Создание спектакля – коллективное творчество. Художник ищет костюмное решение, учитывая литературный источник, трактовку режиссера и индивидуальность актеров.

Имеет ли значение стилистика театра?
На мой взгляд, да. Под влиянием стилистики театра для одной и той же пьесы на разных сценах должны быть предложены разные решения.

Где искать вдохновения?
Я очень люблю живопись. Меня вдохновляют материалы и то, как они ведут себя, создавая игру различных поверхностей.

Какие ткани – лучшие?
С моей точки зрения, нет плохих тканей – есть уместное или неуместное их применение. Все по-своему замечательны, каждая для чего-то предназначена и сможет что-то выразить лучше прочих. Выбор тканей – непростая и интересная задача. Они для меня как краски, которые не могут быть любимыми или нелюбимыми, хорошими или плохими.

Какие материалы используются для изготовления костюмов?
Иногда неожиданные. Среди них не только ткани. Например, в работе над мюзиклом «Мастер и Маргарита» с режиссером Евгением Арье (театр «Гешер», Израиль) мне нужно было придумать образы писателей – членов МАССОЛИТА. Вроде бы они люди искусства, но без особенного литературного таланта: их творчество примитивно, как грубые гипсовые скульптуры тех лет – вроде «Девушки с веслом». Для создания их образов костюмы и парики покрасили белой водоэмульсионной краской. Она высохла и затвердела. В результате получился эффект, к которому я и стремилась – из зала писатели казались условными скульптурами.

Используется ли ручной труд?
Для костюмов к спектаклю «Мольер» (реж. Владимир Драгунов) в Малом театре мне потребовалась имитация вышивки как намек на драгоценность. В этой работе ручной творческий труд был незаменим.

В чем заключается авторская задача?
С каждой новой постановкой уже известных пьес – «Гамлетов» или «Чаек» – на поверхность поднимаются проблемы, которые тревожат умы и чувства именно сегодня. Поэтому нынешняя Нина Заречная будет отличаться от той, что была во времена рождения МХАТа. Об этом говорит и ее образ. Задача художника – найти оригинальное костюмное решение и одновременно остаться в гармонии с общей режиссерской трактовкой. Авторское высказывание – дело трудное.

Какие тенденции существуют в профессии?
В современном театре начинает преобладать формотворчество. Попытки найти яркий условный облик персонажа. При этом рождаются необыкновенно талантливые работы, но случаются и неудачи. Иногда формотворчество становится самоцелью. Тогда форма начинает превалировать над содержанием и, на мой взгляд, немножко сокращает его глубину. Но не мне судить. Я уважаю труд художников, люблю, когда люди экспериментируют и рискуют. В нашей профессии не рисковать – значит, скучать.

В чем секрет мастерства?
Я считаю, главный секрет – это авторское высказывание. В нем заключается индивидуальность, которая отличает автора от других.
 
Интервью с Валентиной Комоловой читайте в одном из ближайших номеров «Театрала».
 
Справка
Валентина Комолова
Родилась в Москве.
Образование: постановочный факультет Школы-студии МХАТ (1977).
Карьера: в качестве художника по костюмам и сценографа оформила более ста спектаклей в театрах России, Великобритании, Канады, Израиля и Японии. Создала костюмы для спектаклей театра «Ленком»: «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Гамлет», «Чайка», «Оптимистическая трагедия», «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Оформляла спектакли в МХТ им. Чехова, Театре на Малой Бронной, Театре им. Вахтангова, Театре им. Моссовета, Театре им. Маяковского, в Малом театре, РАМТе.
Педагог постановочного факультета Школы-студии МХАТ. 

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
  • Стальные нервы

    Продолжаем напоминать читателям главные тексты 2018 года. На очереди мастер-класс о «самом распространенном страхе» – боязни сцены. *** Мастер-класс ведет актер Театра Романа Виктюка, основатель Школы профессионального актерского тренинга, педагог Александр ДЗЮБА. ...
  • Как познакомить ребенка с театром

    Сводить малыша на спектакль – задача не самая сложная. Сложнее укрепить его интерес и сделать так, чтобы этот поход не оказался последним. Секретами мастерства с «Театралом» делится руководитель детских программ РАМТа, педагог Алла ЛИСИЦИНА. ...
  • Как стать артистом мюзикла

    Бас Петр Маркин завоевал славу в столичных мюзиклах «Норд-Ост», «Обыкновенное чудо», «Призрак оперы», «Суини Тодд, или маньяк-убийца с Флит-стрит», а также многих других музыкальных спектаклях. По просьбе «Тетарала» артист провел мастер-класс для тех, кто мечтает петь в мюзикле. ...
Читайте также