Люди и манекены

 
Художник Валентина КОМОЛОВА – автор костюмов к легендарной «Юноне и Авось», «Гамлету» и множеству других спектаклей – рассказала о секретах мастерства.
 
От чего отталкиваться при создании образа?
Создание спектакля – коллективное творчество. Художник ищет костюмное решение, учитывая литературный источник, трактовку режиссера и индивидуальность актеров.

Имеет ли значение стилистика театра?
На мой взгляд, да. Под влиянием стилистики театра для одной и той же пьесы на разных сценах должны быть предложены разные решения.

Где искать вдохновения?
Я очень люблю живопись. Меня вдохновляют материалы и то, как они ведут себя, создавая игру различных поверхностей.

Какие ткани – лучшие?
С моей точки зрения, нет плохих тканей – есть уместное или неуместное их применение. Все по-своему замечательны, каждая для чего-то предназначена и сможет что-то выразить лучше прочих. Выбор тканей – непростая и интересная задача. Они для меня как краски, которые не могут быть любимыми или нелюбимыми, хорошими или плохими.

Какие материалы используются для изготовления костюмов?
Иногда неожиданные. Среди них не только ткани. Например, в работе над мюзиклом «Мастер и Маргарита» с режиссером Евгением Арье (театр «Гешер», Израиль) мне нужно было придумать образы писателей – членов МАССОЛИТА. Вроде бы они люди искусства, но без особенного литературного таланта: их творчество примитивно, как грубые гипсовые скульптуры тех лет – вроде «Девушки с веслом». Для создания их образов костюмы и парики покрасили белой водоэмульсионной краской. Она высохла и затвердела. В результате получился эффект, к которому я и стремилась – из зала писатели казались условными скульптурами.

Используется ли ручной труд?
Для костюмов к спектаклю «Мольер» (реж. Владимир Драгунов) в Малом театре мне потребовалась имитация вышивки как намек на драгоценность. В этой работе ручной творческий труд был незаменим.

В чем заключается авторская задача?
С каждой новой постановкой уже известных пьес – «Гамлетов» или «Чаек» – на поверхность поднимаются проблемы, которые тревожат умы и чувства именно сегодня. Поэтому нынешняя Нина Заречная будет отличаться от той, что была во времена рождения МХАТа. Об этом говорит и ее образ. Задача художника – найти оригинальное костюмное решение и одновременно остаться в гармонии с общей режиссерской трактовкой. Авторское высказывание – дело трудное.

Какие тенденции существуют в профессии?
В современном театре начинает преобладать формотворчество. Попытки найти яркий условный облик персонажа. При этом рождаются необыкновенно талантливые работы, но случаются и неудачи. Иногда формотворчество становится самоцелью. Тогда форма начинает превалировать над содержанием и, на мой взгляд, немножко сокращает его глубину. Но не мне судить. Я уважаю труд художников, люблю, когда люди экспериментируют и рискуют. В нашей профессии не рисковать – значит, скучать.

В чем секрет мастерства?
Я считаю, главный секрет – это авторское высказывание. В нем заключается индивидуальность, которая отличает автора от других.
 
Интервью с Валентиной Комоловой читайте в одном из ближайших номеров «Театрала».
 
Справка
Валентина Комолова
Родилась в Москве.
Образование: постановочный факультет Школы-студии МХАТ (1977).
Карьера: в качестве художника по костюмам и сценографа оформила более ста спектаклей в театрах России, Великобритании, Канады, Израиля и Японии. Создала костюмы для спектаклей театра «Ленком»: «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Гамлет», «Чайка», «Оптимистическая трагедия», «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Оформляла спектакли в МХТ им. Чехова, Театре на Малой Бронной, Театре им. Вахтангова, Театре им. Моссовета, Театре им. Маяковского, в Малом театре, РАМТе.
Педагог постановочного факультета Школы-студии МХАТ. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
  • Стальные нервы

    Продолжаем напоминать читателям главные тексты 2018 года. На очереди мастер-класс о «самом распространенном страхе» – боязни сцены. *** Мастер-класс ведет актер Театра Романа Виктюка, основатель Школы профессионального актерского тренинга, педагог Александр ДЗЮБА. ...
Читайте также