Метафорический лес Огарева: на стыке фантазии и реальности

 
Театр «Школа драматического искусства» представил премьеру по пьесе Островского в постанове режиссера Александра Огарева. Спектакль «Лес. Диалоги по дороге» вновь напоминает зрителю о несовершенстве человеческих отношений, эгоизме и болезненной любви. Режиссер сталкивает два мира: людей, живущих своими примитивными ценностями, и актеров, для которых такая жизнь – петля. Правда, о серьезном Огарев говорит иронично и по-театральному легко. Да и сам Островский написал «Лес», как комедию.

Определить однозначно жанр спектакля невозможно: тут и психологическая драма в сценах объяснения любви, и искрометная комедия, и абсурдизм, доведенный до гротеска. Впрочем, ключ к пониманию спектакля скорее всего лежит в самой специфике театра. Александр Огарев, следуя заветам основателя «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева, создал светлый игровой спектакль.  Он уже не раз обращался творчеству драматурга Островского.

Притчевый «Лес. Диалоги по дороге» в очередной раз показал, что режиссер испытывает особый пиетет к автору и умеет с ним работать.  «Лес» – это история про двух артистов – трагика Несчастливцева (Илья Козин) и комика Счастливцева (Олег Охотниченко), которые находятся в творческом кризисе и решают погостить у богатой тетки одного из героев – Гурмыжской (Александра Мерецкая). И здесь создатель спектакля вступает на свою территорию искусства, остроумно вплетая в пьесу личный театральный опыт.

Спектакль отдан на отпевание актерам, и, кстати, полон ярких индивидуальных работ, но рука режиссера видна в каждой сцене. Часто Огарев прибегает к иллюстрации диалогов, тем самым усиливая эффект и без того хорошей игры. К примеру, когда Несчастливцев, встретив своего коллегу на пыльной дороге, вдруг вспоминает, как однажды после спектакля его похвалил «сам», то на экране появляется проекция Станиславского. Великий реформатор русского театра снисходительно кладет руку на плечо артисту, как бы благословляя его. Эффект достигается молниеносно – в зале хохот. Такая же реакция возникает и на монологе Счастливцева, который однажды отказался от искусства ради того, чтобы жить под крылышком у богатых родственников. Спишь себе, ешь, пьешь, а однажды возьми да и закрадись она, мысль… За спиной артиста вдруг появляется петля и ты понимаешь, что такая жизнь для творческого человека хуже смерти.

Команда постановщиков обезличивает персонажей Островского, отдавая предпочтение классическим черно-белым цветам, как в одежде героев, так и в оформлении сцены. Это еще больше подчеркивает универсальность отношений и проблематики, поднятой Островским. Хотя порой возьмет да и промелькнет в какой-нибудь сцене современная рубашка или костюм. К примеру, когда Петр требует с ружьем в руках от своего отца позволения жениться без приданного на Аксюше.

Сценограф Александр Мохов заменил лес на белую траву, которая дает ширину полета фантазии как режиссеру, так и самим артистам. Цветовая гамма, сливаясь с музыкой и светом, создает неповторимую сказочную атмосферу театра в жизни. В таком антураже невольно теряешь ощущение реальности и уже не понимаешь где реальность, а где иллюзия. Однако такое решение не противоречит задумке автора: лес, как некая метафора дремучих, порой диких отношений между людьми, воплощена на сцене с полной силой. Правда, глубокие смыслы, заложенные в пьесе, Александр Огарев преднамеренно маскирует за театрализованным аттракционом, ломая традиционное представление о героях Островского. Попутно он даже успевает поиронизировать над современным театром, давая под занавес спектакля возможность актерам проиграть одну сцену в разной стилистике.

Однако за всем этим юмором и легкостью невольно считываешь мысли о том, что большинство героев спектакля – несчастны. Причем несчастны как-то уж до боли современно. Женщины в своей невозможности полноценно любить, артисты – в своем творческом кризисе и отсутствии работы. И снова важным звеном на пути к счастью оказываются положение в обществе, деньги, умение обмануть ближнего и урвать желаемое. Главное же, сколь бы времени не прошло с написания пьесы Островского, мир человеческих взаимоотношений по-прежнему остался дремуч. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Поднятые Тургеневым проблемы существуют в каждой семье»

    В декабре прошлого года художественным руководителем Театра на Перовской была назначена Гульнара Галавинская. За три с небольшим месяца она не только составила подробный творческий план на ближайшие календарный год, но и успела поставить новый спектакль – «Отцы и дети» по роману Тургенева. ...
  • В Театре на Малой Бронной покажут «Квартиру Коломбины»

    В Театре на Малой Бронной 9 апреля состоится премьера спектакля «Квартира Коломбины» по пьесе Людмилы Петрушевской. Главную роль исполнит Вера Бабичева.  «Квартира Коломбины» - это путешествие одной героини, примеряющей на себя четыре разные судьбы, - говорится в аннотации к спектаклю. ...
  • Юрий Грымов решился на откровения

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов готовит встречу со зрителями, которая назначена на 7 апреля и пройдет в формате творческого вечера. Также в программе – демонстрация короткометражного фильма Юрия Грымова «Мужские откровения» (1996) по новелле Ренаты Литвиновой. ...
  • Выходит в свет апрельский «Театрал»

    На страницах апрельского номера (см. подписка) вы прочтете: - почему Александр Калягин борется за новую редакцию Закона о культуре;   - в чем писатель Денис Драгунский видит признаки театра абсурда;   - каким был Владимир Этуш;   - зачем Алексей Бородин вновь обратился к Тому Стоппарду;   - почему Валерию Фокину понадобилась биография Сталина;   - кого играет Дмитрий Бозин;   - как Александра Ширвиндта чествовали в Китае;   - ради кого джазмен Вадим Эйленкриг задумал новый фестиваль;   - в чем секреты успеха Александра Домогарова;   - что готовят в кулинарном театре: мастер-класс Юрия Макеева;   - кто заразил Аню Чиповскую театром;   - как шутят вахтанговцы: стихи Рубена Симонова;   - почему Музей Москвы не мыслит своего существования без театра: интервью с директором Алиной Сапрыкиной;   - в чем сегодня конфликт поколений: колонка искусствоведа Дмитрия Трубочкина; - какие сюрпризы готовит фестиваль «Мир русского театра»; - о чем мечтает руководитель Московского губернского театра: интервью с директором;   - кому поможет «Театрал»: благотворительный вечер в киноклубе «Эльдар»; - какие проблемы тревожат директоров столичных театров; - где поужинать истинному театралу; - где развеять скуку в марте: репертуар и афиши театров. ...
Читайте также