В Суздале подвели итоги анимационного смотра

Драконы, трамваи, корабли

 
В Суздале прошел XXII Открытый российский фестиваль анимационного кино – как обычно, шумный, людный, веселый, с мультфильмами, парадом Винни-Пухов, посвященным 100-летию Федора Хитрука, музыкой (в этом году у фестиваля была музыкальная тема), разговорами о бизнесе и беседами об искусстве.

Если 22 года назад Суздальский фестиваль начинался как смотр авторского, экспериментального кино, то сегодня он стал площадкой, где искусство встречается с народившейся недавно в России индустрией – как в конкурсной программе, так и в разговорах. Пожалуй, самая эмоциональная беседа фестиваля состоялась на круглом столе, посвященном полнометражной анимации. Продюсеры и режиссеры задавались вопросом, почему успешные фестивальные мастера не приходят в полнометражную коммерческую мультипликацию. И впрямь: отдельные исключения (например, Константин Бронзит, который номинировался на «Оскар» со своими авторскими работами, а широкой публике больше известен как режиссер фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей») только подтверждают правила.

Стоит посмотреть на список Суздальских призов, и ответ кажется очевидным: ведь два основных призера фестиваля (лучший короткометражный и лучший полнометражный фильм) даже к одному виду искусства сложно отнести.

Фильм «Смешарики: Легенда о золотом драконе» - полная тому противоположность. Яркий, красочный, шикарный, с великолепными пейзажами и панорамами, от которых захватывает дух, лихой, смешной, с закрученным сюжетом и острыми диалогами, он дарит зрителю полтора часа отличного времяпрепровождения и хорошее настроение в остатке. Самое парадоксальное, что тема у фильма – примерно та же: один из героев оказывается в чужом теле и в чужом мире, однако внимание режиссера занимает не трагический разлом, а приключения вокруг попыток остальных Смешариков спасти своего несчастного товарища.

Сравнивать эти два фильма – «Среди черных волн» и «Легенду о золотом драконе» – никому даже в голову не пришло бы, если бы не заданный круглым столом контекст. В них нет ничего общего, разве что видовое определение – и то, и другое мы считаем мультипликацией… и в этом парадокс данного вида искусства, пожалуй, единственного, способного в себя вобрать столь не похожие ни в чем произведения.
Список фестивальных призеров продолжает тоже весьма минималистичный «Джони-Бони-Бо» Елизаветы Скворцовой – поставленный по стихотворению Эдварда Лира мультфильм про чопорную певичку, которая, оказавшись на острове, притягивает внимание простого паренька, доселе гревшегося на солнышке рядом со своим тыквенным огородом в компании овечки. Паренек, кажись, впервые за долгие годы увидевший человека, более того, женщину, влюбляется сразу и бесповоротно, а певичка воротит нос, выводит рулады и пьет сырые яйца, чтобы поддерживать голос в форме. И хотя героев накрывает-таки хэппи-енд, но даже и он не без лирических ноток, что, впрочем, конечно, лучше грусти без любви.

Еще ладно Скворцова и Буданова – все ж таки сюжетное кино, даже про любовь… когда дело доходит до фильма Дмитрия Геллера «Рыбы, пловцы, корабли», получившего приз за «лучший профессиональный короткометражный фильм», слова, логика, нарратив, все отступает на второй план. Потому что слова – на китайском, нарратив и логика если не разрушены совсем, то так глубоко запрятаны, что в попытках их постичь, фильм пришлось бы расшифровывать, подобно инопланетному посланию. Вместо всего этого – изысканная графика в китайском стиле, мазки туши, повторяющиеся рифмующиеся образы (театр теней, люди едят лапшу, ныряльщик опускается под воду за раковиной с жемчугом). Даже интересно представить, какой полнометражный фильм сделал бы Геллер. Определенно, не тот, в который продюсеры «Смешариков» захотели бы вложить деньги.

Впрочем, конечно, в короткометражном конкурсе было не только печальное черно-белое кино. Попадалось моментами и сине-красное – например, замечательный мультфильм Олеси Щукиной «Бельчонок и санки», взявший приз как «лучший короткометражный фильм для детей». История простая и понятная даже для малышей: бельчонок вышел гулять, нашел санки, научился на них кататься и съехал в итоге с большущей горки. Было страшно, но здорово. А рядом с «Бельчонком» в призовом списке стоит даже объемный мультфильм (правда, не компьютерное 3D, а куклы) Светланы Андриановой «Два трамвая» – лиричная история про трамваиху-маму и маленький трамвайчик, который на глазах у зрителя вырастает во взрослого любящего сына.

И все же, глядя на конкурсные программы, неизбежно приходишь к выводу, что короткометражная анимация – это совершенно отдельный вид искусства, который лишь условно может стоять в одном ряду с полнометражным кино. Обычно у них разные зрители, разные задачи, разные средства выразительности. И ничуть не удивительно, что авторы тоже разные. 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Александр Калягин прокомментировал ситуацию с Кириллом Серебренниковым

    Александр Калягин, художественный руководитель театра Et Сetera, председатель Союза театральных деятелей РФ в эфире программы «Разворот» на радиостанции «Эхо Москвы». . Насколько я понял, насколько я слышал – а для меня это как обухом по голове – единственное, что я могу сказать: нужно быть чрезвычайно осторожным, особенно с такой фамилией, с таким талантливым человеком. ...
  • «Зачем устраивать такой жесткий спектакль?»

    День 23 мая принес много тревожных новостей, связанных с обысками в «Гоголь-центре» и в квартире художественного руководителя театра Кирилла Серебренникова. События вызвали беспокойство театральной общественности. ...
  • У Кирилла Серебренникова проходит обыск

    Об этом написала на своей странице в Facebook правозащитница, журналист, исполнительный директор движения «Русь сидящая» Ольга Романова. Других подробностей пока не сообщается. «Театрал» будет следить за развитием событий. ...
  • «Черный вторник»

    23 мая 2017 года для многих в нашем театральном сообществе останется – «черным вторником» (вне зависимости от того как закончится история с расследованием вокруг «Седьмой студии»). «Черным» этот вторник запомнится хотя бы потому, что у многих впервые с обыском пришли в квартиру лично знакомых людей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Авангард Леонтьев возглавил жюри Фестиваля театров малых городов

    В четверг, 25 мая, в Тобольске открылся XV Фестиваль театров малых городов России, который продлится до 1 июня, – это одно из приоритетных направлений деятельности Государственного театра наций и важнейшее событие культурной жизни регионов страны. ...
  • Волшебный комикс

    Международный театральный фестиваль имени Чехова проводится уже 25 лет. В честь юбилея Валерий Шадрин сделал публике подарок – привез в Москву мировой хит «Волшебную флейту» Моцарта в постановке берлинского театра «Комише Опер». ...
  • В Японии увидят «Рай»

    Фильм Андрея Кончаловского «Рай» будет представлен в рамках «Русских сезонов» в Японии. Режиссер назвал возобновление «Русских сезонов» «замечательной инициативой», важной для создания положительного образа России, как страны, умеющей делать не только танки. ...
  • Юбилейный Чеховский отрывается в Большом

    В среду, 24 мая, в Москве начинает свою работу юбилейный Чеховский фестиваль, которому в этом году исполняется 25 лет. Открывается фестиваль на Новой сцене Большого театра, где в течение трех дней – 24, 25 и 26 мая – будет идти спектакль «Волшебная флейта» театра из Германии «Комише опер Берлин». ...
Читайте также