В Суздале подвели итоги анимационного смотра

Драконы, трамваи, корабли

 
В Суздале прошел XXII Открытый российский фестиваль анимационного кино – как обычно, шумный, людный, веселый, с мультфильмами, парадом Винни-Пухов, посвященным 100-летию Федора Хитрука, музыкой (в этом году у фестиваля была музыкальная тема), разговорами о бизнесе и беседами об искусстве.

Если 22 года назад Суздальский фестиваль начинался как смотр авторского, экспериментального кино, то сегодня он стал площадкой, где искусство встречается с народившейся недавно в России индустрией – как в конкурсной программе, так и в разговорах. Пожалуй, самая эмоциональная беседа фестиваля состоялась на круглом столе, посвященном полнометражной анимации. Продюсеры и режиссеры задавались вопросом, почему успешные фестивальные мастера не приходят в полнометражную коммерческую мультипликацию. И впрямь: отдельные исключения (например, Константин Бронзит, который номинировался на «Оскар» со своими авторскими работами, а широкой публике больше известен как режиссер фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей») только подтверждают правила.

Стоит посмотреть на список Суздальских призов, и ответ кажется очевидным: ведь два основных призера фестиваля (лучший короткометражный и лучший полнометражный фильм) даже к одному виду искусства сложно отнести.

Фильм «Смешарики: Легенда о золотом драконе» - полная тому противоположность. Яркий, красочный, шикарный, с великолепными пейзажами и панорамами, от которых захватывает дух, лихой, смешной, с закрученным сюжетом и острыми диалогами, он дарит зрителю полтора часа отличного времяпрепровождения и хорошее настроение в остатке. Самое парадоксальное, что тема у фильма – примерно та же: один из героев оказывается в чужом теле и в чужом мире, однако внимание режиссера занимает не трагический разлом, а приключения вокруг попыток остальных Смешариков спасти своего несчастного товарища.

Сравнивать эти два фильма – «Среди черных волн» и «Легенду о золотом драконе» – никому даже в голову не пришло бы, если бы не заданный круглым столом контекст. В них нет ничего общего, разве что видовое определение – и то, и другое мы считаем мультипликацией… и в этом парадокс данного вида искусства, пожалуй, единственного, способного в себя вобрать столь не похожие ни в чем произведения.
Список фестивальных призеров продолжает тоже весьма минималистичный «Джони-Бони-Бо» Елизаветы Скворцовой – поставленный по стихотворению Эдварда Лира мультфильм про чопорную певичку, которая, оказавшись на острове, притягивает внимание простого паренька, доселе гревшегося на солнышке рядом со своим тыквенным огородом в компании овечки. Паренек, кажись, впервые за долгие годы увидевший человека, более того, женщину, влюбляется сразу и бесповоротно, а певичка воротит нос, выводит рулады и пьет сырые яйца, чтобы поддерживать голос в форме. И хотя героев накрывает-таки хэппи-енд, но даже и он не без лирических ноток, что, впрочем, конечно, лучше грусти без любви.

Еще ладно Скворцова и Буданова – все ж таки сюжетное кино, даже про любовь… когда дело доходит до фильма Дмитрия Геллера «Рыбы, пловцы, корабли», получившего приз за «лучший профессиональный короткометражный фильм», слова, логика, нарратив, все отступает на второй план. Потому что слова – на китайском, нарратив и логика если не разрушены совсем, то так глубоко запрятаны, что в попытках их постичь, фильм пришлось бы расшифровывать, подобно инопланетному посланию. Вместо всего этого – изысканная графика в китайском стиле, мазки туши, повторяющиеся рифмующиеся образы (театр теней, люди едят лапшу, ныряльщик опускается под воду за раковиной с жемчугом). Даже интересно представить, какой полнометражный фильм сделал бы Геллер. Определенно, не тот, в который продюсеры «Смешариков» захотели бы вложить деньги.

Впрочем, конечно, в короткометражном конкурсе было не только печальное черно-белое кино. Попадалось моментами и сине-красное – например, замечательный мультфильм Олеси Щукиной «Бельчонок и санки», взявший приз как «лучший короткометражный фильм для детей». История простая и понятная даже для малышей: бельчонок вышел гулять, нашел санки, научился на них кататься и съехал в итоге с большущей горки. Было страшно, но здорово. А рядом с «Бельчонком» в призовом списке стоит даже объемный мультфильм (правда, не компьютерное 3D, а куклы) Светланы Андриановой «Два трамвая» – лиричная история про трамваиху-маму и маленький трамвайчик, который на глазах у зрителя вырастает во взрослого любящего сына.

И все же, глядя на конкурсные программы, неизбежно приходишь к выводу, что короткометражная анимация – это совершенно отдельный вид искусства, который лишь условно может стоять в одном ряду с полнометражным кино. Обычно у них разные зрители, разные задачи, разные средства выразительности. И ничуть не удивительно, что авторы тоже разные. 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Ночь театров»-2017

    Общегородская акция «Ночь театров» по традиции состоится в канун Международного дня театра, который отмечается 27 марта. Как ранее сообщал «Театрал», старт акции будет дан на Московском культурном форуме. ...
  • Валерий Фокин: «Мы теряем человеческий облик»

    В С.-Петербурге в главном штабе Эрмитажа состоялся круглый стол на тему «Ответственность перед культурой», главными спикерами которого стали художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский. ...
  • Прерванный полёт

    В среду, 29 марта, в 14 часов в портретном фойе МХТ им. Чехова состоится презентация книги, посвященной Марине Голуб – актрисы, чья жизнь трагически оборвалась 9 октября 2012 года.   В память о Марине Григорьевне Художественный театр и дочь актрисы Анастасия Голуб решили собрать воспоминания. ...
  • «Худсоветы будут тормозить работу театра»

    В четверг, 16 марта, на заседании экспертной комиссии по театру зампредседателя Общественного совета предложил возродить в театрах худсоветы которые, как и в советское время, принимали бы решение «о допуске произведения к массовому зрителю». ...
Читайте также


Читайте также

  • Авиньон объявил программу

    71-й театральный фестиваль в Авиньоне пройдет с 6 по 26 июля. В течение двадцати здесь представят более полусотни драматических и музыкально-хореографических постановок.   По словам директора фестиваля, Оливьера Пи, в программе нынешнего года можно выделить три основных темы: «мотивы тропической Африки, феминизм, раскрытый через образы сильных женщин, и новое прочтение классики». ...
  • Мультфильм про северную деревню получил гран-при

    Гран-при «Открытого российского фестиваля анимационного кино», завершившегося в Суздале, получила молодой режиссер из Екатеринбурга Анна Буданова за фильм «Среди черных волн», снятый по мотивам северной сказки о девушке-тюлене, муж которой спрятал ее шкуру, чтобы она не убежала. ...
  • В Суздале подвели итоги анимационного смотра

    В Суздале прошел XXII Открытый российский фестиваль анимационного кино – как обычно, шумный, людный, веселый, с мультфильмами, парадом Винни-Пухов, посвященным 100-летию Федора Хитрука, музыкой (в этом году у фестиваля была музыкальная тема), разговорами о бизнесе и беседами об искусстве. ...
  • Фестиваль театральной фотографии пройдет в Краснодаре

    24 марта в Краснодарском выставочном зале изобразительных искусств состоится торжественное открытие V Фестиваля театральной фотографии. В рамках фестиваля будут демонстрироваться лучшие конкурсные работы, также пройдет  персональная выставка французского фотографа Гийома Юбера, - сообщают местные СМИ. ...
Читайте также