В Суздале подвели итоги анимационного смотра

Драконы, трамваи, корабли

 
В Суздале прошел XXII Открытый российский фестиваль анимационного кино – как обычно, шумный, людный, веселый, с мультфильмами, парадом Винни-Пухов, посвященным 100-летию Федора Хитрука, музыкой (в этом году у фестиваля была музыкальная тема), разговорами о бизнесе и беседами об искусстве.

Если 22 года назад Суздальский фестиваль начинался как смотр авторского, экспериментального кино, то сегодня он стал площадкой, где искусство встречается с народившейся недавно в России индустрией – как в конкурсной программе, так и в разговорах. Пожалуй, самая эмоциональная беседа фестиваля состоялась на круглом столе, посвященном полнометражной анимации. Продюсеры и режиссеры задавались вопросом, почему успешные фестивальные мастера не приходят в полнометражную коммерческую мультипликацию. И впрямь: отдельные исключения (например, Константин Бронзит, который номинировался на «Оскар» со своими авторскими работами, а широкой публике больше известен как режиссер фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей») только подтверждают правила.

Стоит посмотреть на список Суздальских призов, и ответ кажется очевидным: ведь два основных призера фестиваля (лучший короткометражный и лучший полнометражный фильм) даже к одному виду искусства сложно отнести.

Фильм «Смешарики: Легенда о золотом драконе» - полная тому противоположность. Яркий, красочный, шикарный, с великолепными пейзажами и панорамами, от которых захватывает дух, лихой, смешной, с закрученным сюжетом и острыми диалогами, он дарит зрителю полтора часа отличного времяпрепровождения и хорошее настроение в остатке. Самое парадоксальное, что тема у фильма – примерно та же: один из героев оказывается в чужом теле и в чужом мире, однако внимание режиссера занимает не трагический разлом, а приключения вокруг попыток остальных Смешариков спасти своего несчастного товарища.

Сравнивать эти два фильма – «Среди черных волн» и «Легенду о золотом драконе» – никому даже в голову не пришло бы, если бы не заданный круглым столом контекст. В них нет ничего общего, разве что видовое определение – и то, и другое мы считаем мультипликацией… и в этом парадокс данного вида искусства, пожалуй, единственного, способного в себя вобрать столь не похожие ни в чем произведения.
Список фестивальных призеров продолжает тоже весьма минималистичный «Джони-Бони-Бо» Елизаветы Скворцовой – поставленный по стихотворению Эдварда Лира мультфильм про чопорную певичку, которая, оказавшись на острове, притягивает внимание простого паренька, доселе гревшегося на солнышке рядом со своим тыквенным огородом в компании овечки. Паренек, кажись, впервые за долгие годы увидевший человека, более того, женщину, влюбляется сразу и бесповоротно, а певичка воротит нос, выводит рулады и пьет сырые яйца, чтобы поддерживать голос в форме. И хотя героев накрывает-таки хэппи-енд, но даже и он не без лирических ноток, что, впрочем, конечно, лучше грусти без любви.

Еще ладно Скворцова и Буданова – все ж таки сюжетное кино, даже про любовь… когда дело доходит до фильма Дмитрия Геллера «Рыбы, пловцы, корабли», получившего приз за «лучший профессиональный короткометражный фильм», слова, логика, нарратив, все отступает на второй план. Потому что слова – на китайском, нарратив и логика если не разрушены совсем, то так глубоко запрятаны, что в попытках их постичь, фильм пришлось бы расшифровывать, подобно инопланетному посланию. Вместо всего этого – изысканная графика в китайском стиле, мазки туши, повторяющиеся рифмующиеся образы (театр теней, люди едят лапшу, ныряльщик опускается под воду за раковиной с жемчугом). Даже интересно представить, какой полнометражный фильм сделал бы Геллер. Определенно, не тот, в который продюсеры «Смешариков» захотели бы вложить деньги.

Впрочем, конечно, в короткометражном конкурсе было не только печальное черно-белое кино. Попадалось моментами и сине-красное – например, замечательный мультфильм Олеси Щукиной «Бельчонок и санки», взявший приз как «лучший короткометражный фильм для детей». История простая и понятная даже для малышей: бельчонок вышел гулять, нашел санки, научился на них кататься и съехал в итоге с большущей горки. Было страшно, но здорово. А рядом с «Бельчонком» в призовом списке стоит даже объемный мультфильм (правда, не компьютерное 3D, а куклы) Светланы Андриановой «Два трамвая» – лиричная история про трамваиху-маму и маленький трамвайчик, который на глазах у зрителя вырастает во взрослого любящего сына.

И все же, глядя на конкурсные программы, неизбежно приходишь к выводу, что короткометражная анимация – это совершенно отдельный вид искусства, который лишь условно может стоять в одном ряду с полнометражным кино. Обычно у них разные зрители, разные задачи, разные средства выразительности. И ничуть не удивительно, что авторы тоже разные. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ростовский театр вновь строит мост

    В субботу, 13 октября, спектаклем «Картофельный суп» бельгийского театра Agora в Ростове-на-Дону открылся старейший международный фестиваль для детей и молодежи «Минифест».   Ведущий организатор нынешнего форума – главный режиссер Ростовского молодежного тетра Михаил Заец – любит подчеркивать, что «Минифест» старше «Золотой маски»: его история началась еще в Советском Союзе в 1989 году. ...
  • Большой театр подарит «Богему» Уралу

    Оперная труппа, хор и оркестр Большого театра впервые отправляются на гастроли в Челябинск: 17 и 18 октября театр покажет одну из самых известных опер Пуччини «Богема» на сцене Челябинского театра оперы и балета им. ...
  • В центре Парижа состоялся театрализованный парад ретро-автомобилей

    В преддверии открытия юбилейного 120-го Парижского автосалона, который проходит в столице Франции до 14 октября, на площади Конкорд состоялся театрализованный парад старинных автомобилей.   На одной из центральных площадей города собрались владельцы раритетных авто, чтобы представить парижанам и туристам свои уникальные машины. ...
  • В Лондоне представят пьесу о Михаиле Угарове и Елене Греминой

    19 октября в Пушкинском доме в Лондоне состоится читка новой пьесы Театра.doc «Миша и Лена», посвященной основателям театра Михаилу Угарову и Елене Греминой.   Пьесу представят режиссер Зарема Заудинова и культуролог, театральный критик, журналист и переводчик Джон Фридман, она будет прочитана на русском и английском языках, сообщается на  сайте Пушкинского дома. ...
Читайте также