В Суздале подвели итоги анимационного смотра

Драконы, трамваи, корабли

 
В Суздале прошел XXII Открытый российский фестиваль анимационного кино – как обычно, шумный, людный, веселый, с мультфильмами, парадом Винни-Пухов, посвященным 100-летию Федора Хитрука, музыкой (в этом году у фестиваля была музыкальная тема), разговорами о бизнесе и беседами об искусстве.

Если 22 года назад Суздальский фестиваль начинался как смотр авторского, экспериментального кино, то сегодня он стал площадкой, где искусство встречается с народившейся недавно в России индустрией – как в конкурсной программе, так и в разговорах. Пожалуй, самая эмоциональная беседа фестиваля состоялась на круглом столе, посвященном полнометражной анимации. Продюсеры и режиссеры задавались вопросом, почему успешные фестивальные мастера не приходят в полнометражную коммерческую мультипликацию. И впрямь: отдельные исключения (например, Константин Бронзит, который номинировался на «Оскар» со своими авторскими работами, а широкой публике больше известен как режиссер фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей») только подтверждают правила.

Стоит посмотреть на список Суздальских призов, и ответ кажется очевидным: ведь два основных призера фестиваля (лучший короткометражный и лучший полнометражный фильм) даже к одному виду искусства сложно отнести.

Фильм «Смешарики: Легенда о золотом драконе» - полная тому противоположность. Яркий, красочный, шикарный, с великолепными пейзажами и панорамами, от которых захватывает дух, лихой, смешной, с закрученным сюжетом и острыми диалогами, он дарит зрителю полтора часа отличного времяпрепровождения и хорошее настроение в остатке. Самое парадоксальное, что тема у фильма – примерно та же: один из героев оказывается в чужом теле и в чужом мире, однако внимание режиссера занимает не трагический разлом, а приключения вокруг попыток остальных Смешариков спасти своего несчастного товарища.

Сравнивать эти два фильма – «Среди черных волн» и «Легенду о золотом драконе» – никому даже в голову не пришло бы, если бы не заданный круглым столом контекст. В них нет ничего общего, разве что видовое определение – и то, и другое мы считаем мультипликацией… и в этом парадокс данного вида искусства, пожалуй, единственного, способного в себя вобрать столь не похожие ни в чем произведения.
Список фестивальных призеров продолжает тоже весьма минималистичный «Джони-Бони-Бо» Елизаветы Скворцовой – поставленный по стихотворению Эдварда Лира мультфильм про чопорную певичку, которая, оказавшись на острове, притягивает внимание простого паренька, доселе гревшегося на солнышке рядом со своим тыквенным огородом в компании овечки. Паренек, кажись, впервые за долгие годы увидевший человека, более того, женщину, влюбляется сразу и бесповоротно, а певичка воротит нос, выводит рулады и пьет сырые яйца, чтобы поддерживать голос в форме. И хотя героев накрывает-таки хэппи-енд, но даже и он не без лирических ноток, что, впрочем, конечно, лучше грусти без любви.

Еще ладно Скворцова и Буданова – все ж таки сюжетное кино, даже про любовь… когда дело доходит до фильма Дмитрия Геллера «Рыбы, пловцы, корабли», получившего приз за «лучший профессиональный короткометражный фильм», слова, логика, нарратив, все отступает на второй план. Потому что слова – на китайском, нарратив и логика если не разрушены совсем, то так глубоко запрятаны, что в попытках их постичь, фильм пришлось бы расшифровывать, подобно инопланетному посланию. Вместо всего этого – изысканная графика в китайском стиле, мазки туши, повторяющиеся рифмующиеся образы (театр теней, люди едят лапшу, ныряльщик опускается под воду за раковиной с жемчугом). Даже интересно представить, какой полнометражный фильм сделал бы Геллер. Определенно, не тот, в который продюсеры «Смешариков» захотели бы вложить деньги.

Впрочем, конечно, в короткометражном конкурсе было не только печальное черно-белое кино. Попадалось моментами и сине-красное – например, замечательный мультфильм Олеси Щукиной «Бельчонок и санки», взявший приз как «лучший короткометражный фильм для детей». История простая и понятная даже для малышей: бельчонок вышел гулять, нашел санки, научился на них кататься и съехал в итоге с большущей горки. Было страшно, но здорово. А рядом с «Бельчонком» в призовом списке стоит даже объемный мультфильм (правда, не компьютерное 3D, а куклы) Светланы Андриановой «Два трамвая» – лиричная история про трамваиху-маму и маленький трамвайчик, который на глазах у зрителя вырастает во взрослого любящего сына.

И все же, глядя на конкурсные программы, неизбежно приходишь к выводу, что короткометражная анимация – это совершенно отдельный вид искусства, который лишь условно может стоять в одном ряду с полнометражным кино. Обычно у них разные зрители, разные задачи, разные средства выразительности. И ничуть не удивительно, что авторы тоже разные. 
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • На Чеховском фестивале представят мюзикл «Принцесса цирка»

    Предпоследним спектаклем Международного театрального фестиваля имени Чехова станет знаменитый мюзикл Имре Кальмана «Принцесса цирка».   В мюзикле, который будет показан 15 и 16 июля на Чеховском фестивале, заняты вокалисты, драматические артисты и цирковые, а также и музыкальные ансамбли. ...
  • Юрий Бутусов получил диплом

    На завершившемся фестивале «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров» за участие в фестивале дипломом «Золотой спектакль» была награждена постановка театра им. Ленсовета «Сон об осени». ...
  • Шнурова избрали президентом «Нашествия»

    Президентом музыкального фестиваля «Нашествие» стал лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров. Имя победителя с главной сцены фестиваля объявила в воскресенье глава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ Элла Памфилова. ...
  • Гран-при фестиваля «Коляда-Plays» получил коллектив из Румынии

    В Екатеринбурге завершился XI Международного фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays». Главный приз получил Association art theater из Бухареста с постановкой «Фантомные боли» по пьесе Василия Сигарева. «Уровень спектаклей-участников очень высокий. ...
Читайте также